Номер части:
Журнал

Понятие и сущность феномена этнизации



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . Понятие и сущность феномена этнизации // Евразийский Союз Ученых. Политические науки. ; ():-.





Проблема этнических конфликтов является одной из наиболее острых и злободневных  проблем современности. Значительная часть современных государств полиэтнично, поскольку все проживающие на земле этнические группы входят в состав чуть более 200 стран, поэтому вполне закономерно вся эта неоднородная мозаика этнической структуры порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. В настоящее время практически все государства мира в той или иной степени вовлечены в процесс межэтнических и межнациональных противоречий, которые зачастую перерастают в деструктивные конфликты с тяжелыми последствиями.  Этнические конфликты и процессы  обладают потенциалом, способным легитимизировать и делигитимизировать любой политический режим, интегрировать и дезинтегрировать любое полиэтническое государство. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда многие государств мира столкнулись с  подобного рода конфликтами, что делает вполне закономерным тот пристальный интерес к изучению проблем природы феномена этничности, различных форм межэтнического взаимодействия и факторов этнических конфликтов. В этой связи, автором предпринимается попытка проанализировать актуальный в настоящее время феномен этнизации, который прослеживаться во многих современных этносоциальных структурах и может играть весомую роль в каузации различного рода этнических конфликтов и противоречий.

Понятие этнизации было достаточно эффективно разработано Иммануилом Валлерстайном. В своих работах Валлерстайн доказывает, что длительная миграция населения (как принудительная, так и добровольная) сопровождалась процессом этнизации рабочей силы, в результате чего население в той или иной местности оказывается представленным как разделенное на различные этнические группировки, при этом маркером этничности может выступать цвет кожи, язык, религия или любой другой культурный конструкт [1, c. 146].

Согласно Валлерстайну, существует устойчивая степень взаимосвязи между локально определенной этнической стратой и профессиональным и классовым положением этнических групп. Элементы определения этнических границ, а также соотношение этнических групп с определенной профессиональной стратой регулярно изменяются, однако принцип стратификации воспроизводит себя в качестве стабильного признака капиталистической экономики, что, в свою очередь, способствует снижению общих издержек труда и защищенности легитимации государственных структур. Для Валлерстайна, процесс этнизации непосредственно связан с классовой борьбой и колебаниями в мировой экономике. Он создает структурное основание для перманентной борьбы между этническими стратами как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Во время циклических спадов в, так называемой, мир-экономике данная борьба в значительной степени обостряется, часто принимая насильственные формы [1, c. 146].

Несмотря на очевидную взаимосвязь процесса этнизации с классовой и мировой экономикой, не вызывает сомнения также связь данного процесса с расизмом. Валлерстайн акцентирует внимание на том, что этнизация рабочей силы потребовала создания идеологии расизма, согласно которой большие кластеры мирового населения идентифицируются как низшие классы, заслуживающие любой доли, которая им выпадает в ходе политической и социальной борьбы. В ΧΧ веке количество антагонизмов только увеличилось, поражая при этом своей небывалой ожесточенностью и смертоносностью [1, c. 147].

Другими авторами также была предпринята попытка разработки понятия этнизации, но немного с другими акцентами. Так, например, Филомена Эссид считает этнизацию на рынке труда репрессивной формой толерантности. Сравнивая США и Нидерланды, она утверждает, что образец мультикультурализма в случае с Нидерландами предполагает, что господствующая группа относиться терпимо к этническим меньшинствам, в то время как группы, занимающие низкое положение, должны верить в доброжелательность доминирующей группы. Однако такого рода гипотеза не всегда находит подтверждение, поскольку, согласно теории американского социолога Льюиса Козера  в социальных структурах, обеспечивающих высокую социальную мобильность, присутствует как взаимная вражда между слоями, так и влечение низших слоев к высшим. В этом случае чувства враждебности низших слоев принимают форму рессантимента, где враждебность сочетается с влечением, и подобные структуры обладают высоким конфликтным потенциалом [2, c. 57-59].

Рынок труда структурируется согласно параметрам процесса этнизации, с целью обеспечить организацию экономики, системы социального обслуживания населения и соответствующей политики для каждой этнической группы посредством воздействия членов группы, которая способствует объективации этнических меньшинств доминирующей группой и представления «белого цвета» как нормы [3, p. 189-210]. Эссид также указывает на меняющиеся формы расиализации, в контексте постоянного присутствия этого феномена, и проводит параллели между расиализацией и этнизацией, используя эти понятия синонимично. Наличие системы расовых значений есть перманентная черта европейской культуры, которая постоянно актуализировалась в США на протяжении последних веков, а также в Нидерландах в последнее время. Социальные отношения подвергаются расиализации (или этнизации), когда они представляют расово или этнически идентифицированные различия во власти или социальном положении.  В силу того, что «раса» есть организующий принцип множества социальных отношений, для Эссид, фундаментальные социальные отношения в обществе суть расиализованные отношения. Однако это происходит в том случае, когда активизируется расовое или этническое измерение социальных отношений, посредством конструирования, усиления и воспроизводства расовых и этнических практик. Другими словами, даже если определенные отношения расиализованы и эти отношения начинают выполнять интегральную функцию в структурировании ткани социальных отношений, расизм не всегда находит открытое выражение [3, p. 52].

Понимание феномена этнизации как процесса, который структурирует и стратифицирует рынок рабочей силы, близок по своему содержанию к альтернативной концепции расизма, представленной в работах Роберта Майлса и Малькома Брауна. Майлс определяет расизм как потенциальный идеологический элемент сигнификации, который задает параметры отбора и узаконивания определенного массива населения, рабочая сила которого будет эксплуатироваться в определенной совокупности несвободных производственных отношениях. Процессы расиализации и этнизации, в этой связи, оказывают существенное воздействие на экономическую инфраструктуру капиталистического способа воспоизводства [6, p. 99].

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что этнизация не является исключительно экономическом процессом. В силу того, что этничность обозначает культурные характеристики группы, процесс этнизации является также процессом культурной дифференциации и последующего образования и воспроизводства группы. Этот процесс, как правило, осуществляется, так называемым, этнизированным большинством, и представляет собой процесс гетеро-этнизация. Так, например, согласно Алеку Харгривсу, членство в группе этнического меньшинства определяется фактом общего происхождения вне территории того государства, на котором проживает данная группа, а также существованием в рамках этого государства групп, которые занимают главенствующее положение. Иностранные корни могут быть прямыми (как в случае с иммигрантами) или непрямыми (как в случае с их потомками). Обладает ли данное территориальное или биологическое наследие реальной значимостью, зависит в большой степени от того, как оно воспринимается различными социальными акторами. В групповых меньшинствах, подвергнутых процессу этнизации, члены этих групп рассматриваются большинством населения как изолированные от национальной общности [4, p. 36].

Таким образом, можно определить этнизацию как диалектический процесс, при котором смысловое содержание присваивается социокультурным знакам людей, в результате чего индивидов причисляют в определенные к определенной категории людей, которая воспроизводит себя биологически, культурно и экономически. Там, где биологические или соматические характеристики абсолютизируются, следует говорить о расиализации как о специфичной модальности этнизации [6, p. 99-103].

Список литературы:

  1. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. – 176 с.
  2. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208 с.
  3. Essed P. Understanding Everyday Racism: An Interdisciplinary Theory. London: Sage, 1991. – 336 p.
  4. Hargreaves A.G. Immigration, ‘Race’ and Ethnicity in Contemporary France. London: Routledge, 1995. – 288 p.
  5. Miles R. Capitalism and Unfree Labour: Anomaly or Necessity? London: Tavistock. – 256 p.
  6. Miles R., Brown M. Racism. London and New York: Routledge, 2003. – 197 p.[schema type=»book» name=»Понятие и сущность феномена этнизации» author=»Мусаев Абдурашид Идрисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх