В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для достижения этих целей необходимо усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность среднего общего образования. Актуальность данной темы определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционным технологиям обучения и воспитания учащихся.
Исследовательская деятельность школьников во внеурочных занятиях по физике приводит к развитию творческого потенциала и познавательных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым обучающимся универсальных умений и навыков практической деятельности, подготовке их к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, представляемый курс по выбору «В мире физических измерений» соответствует образовательной политике государства в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.
Курс по выбору «В мире физических измерений» составлен на основе авторского методического пособия «Электив 7-9» М.: Знание, 2010, под редакцией Дендебера С.В., Зуевой Л.В., Иванниковой Т.В. Курс по выбору для 7-х классов составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 года № 19993).
Курс по выбору предназначен для обучающихся 7-х классов и рассчитан на 19 часов.
Цель курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора инженерно-математического и технологического профиля обучения; расширение представлений учащихся о способах измерений физических величин и анализе полученных результатов, осознание необходимости учета погрешностей измерений, вносимых субъективизмом действий и использованием приборов.
Задачи курса:
-освоение основных понятий и законов физики;
-овладение умениями производить расчёты на основе физических формул;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения физического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненным
потребностями;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
-воспитание отношения к физике как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения практических задач;
-помощь в снятии психологического страха перед решением задач, приобретение уверенности в себе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, выделять физические основы действия одного или другого прибора и др. На занятиях курса при организации работы над индивидуальными исследовательскими или конструкторскими заданиями обучающийся находится в положение не слушателя, а докладчика, первооткрывателя, исследователя. Таким образом, содержание курса отражает новые подходы в обучении физике согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, которые призваны способствовать повышению интереса к изучению физики, развитию познавательных и творческих способностей учащихся, формированию умений применять полученные знания на практике.
Представленный курс носит предпрофильный характер, так как одним из приоритетных направлений физического образования является «реализация инженерно-математического и технологического образования». Дальнейшее внедрение осуществляется через организацию технологического профиля обучения в 10-11-х классах.
Курс по выбору ориентирован на экспериментальную работу (до 70% учебного времени), лекционная часть сведена к минимуму. Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. На теоретических занятиях рассматриваются методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений. На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся приобретают умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной проблемной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерений.
Методы преподавания курса:
—поисковый;
—исследовательский;
—интерактивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
—индивидуальные;
—групповые;
—коллективные.
Формы учебных занятий:
—лекции;
—семинары;
—уроки решения ключевых задач;
—практические работы.
В курсе использовается оборудование согласно требованиям, предъявляемым к оснащению кабинета физики.
Курс развивает компетенции:
учебно-познавательные:
—информационные;
—творческое мышление;
—креативное мышление.
коммуникативные:
—творческо-коммуникативные способности;
—социально-трудовые;
—личностного самосовершенствования.
Ожидаемый результат:
—знание основных законов и понятий физики;
—умение проводить простейшие эксперименты и расчёты;
—умение ориентироваться среди множества формул, объяснять свои действия;
—успешное обучение в последующих классах и выбор технологического профиля обучения;
—успешная самореализация школьников в учебной деятельности.
После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:
-минимальный — решение простейших задач по алгоритму;
-достаточный – решение незнакомых задач и выполнение заданий, для решения которых используются известные алгоритмы;
-творческий – выполнение презентаций, экспериментальных и теоретических заданий, направленных на развитие творческого потенциала личности.
Темы для презентаций:
- История развития физики.
- Знаменитые ученые физики и их открытия.
- Ученые физики на денежных купюрах.
- Нобелевские лауреаты в области физики.
- Любопытные вопросы и задания.
- Физика вокруг нас.
- Нужны ли человеку измерения?
- Удивительное рядом.
- Способы измерения скорости различных тел.
- Можно ли носить воду в решете?
Способы оценивания результатов:
Минимальный уровень достижений знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Достаточный и творческий уровни достижений оценивается по умениям составлять доклады, рефераты, выполнять лабораторные опыты, обобщать, сравнивать, делать выводы, а также способности к практическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются задания, которые демонстрируются учащимися в процессе исследовательской деятельности, выступлений на семинарах, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, вступать в спор.
Для оценки результатов достижений учащихся используется зачетная отметка. Зачет выставляется по каждому разделу курса на основании личного участия учащихся в семинарских занятиях, выполнения лабораторных работ, исследовательской деятельности.
По окончании изучения всего курса выставляется общий зачет на основе суммы зачетов по разделам и выступлениям учащихся.
Данный курс предусматривает сотрудничество с социальными партнерами с АУ «Сургутский политехнический колледж» через проведение экскурсий и знакомство с различными специальностями технического направления.
Содержание курса:
Тема1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с и организацией работы (краткое содержание курса и алгоритм действий) Физика. Человек Окружающий мир. Человек и физика. Физические параметры, характеризующие окружающий мир. Линейные размеры встречающие в мире.
Тема2. Основы измерения различных тел (7 часов)
Метрическая система мер. Измерительные инструменты. Погрешность измерений.
Лабораторная работа №1 «Измерение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов».
Лабораторная работа №2 «Измерение диаметра и глубины отверстия, диаметра шарика и проволоки».
Лабораторная работа №3 «Измерение объема различных тел прямыми и косвенными измерениями».
Лабораторная работа №4 «Измерение физических величин, характеризующих человека: измерение линейных параметров: длина окружности головы, охват груди, талии, бёдер».
Лабораторная работа №5 «Определение плотности сливочного масла, хлеба, йогурта, стирального порошка, хозяйственного мыла, клея».
Лабораторная работа №6 «Измерение массы различных тел с помощью рычажных и электронных весов».
Лабораторная работа №7 «Определение плотности тела при измерении массы и объема тела».
Тема 3. Конструирование приборов (3 часа)
Работа с измерительными приборами: рулеткой, динамометром, весами.
Лабораторная работа №8 «Конструирование прибора для измерения длины».
Лабораторная работа №9 «Конструирование прибора — динамометра».
Лабораторная работа №10 «Конструирование рычажных весов».
Тема 4. Измерение больших расстояний (4 часа)
Барометр-анероид, его устройство и работа. Атмосферное давление и его измерение.
Лабораторная работа №11 «Измерение высоты здания с помощью веревки».
Лабораторная работа №12 «Измерение высоты здания с помощью барометра – анероида».
Тема 5 Скорость прямолинейного равномерного движения (1 час)
Скорость равномерного движения. Мгновенная скорость прямолинейного равномерного движения.
Лабораторная работа №13 «Определение скорости движения игрушечной машинки».
Тема 6. Экскурсия в АУ «Сургутский политехнический колледж» (2 часа)
Тема 7. Заключительное занятие (1 час)
Зачет по курсу: «В мире физических измерений». Выступление обучающихся с сообщениями, проектами, презентациями о выполненных практических работах.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов: |
||
всего |
на теоретические занятия |
на практические занятия |
||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы измерения различных тел | 7 | 7 | |
3 | Конструирование приборов | 3 | 3 | |
4 | Измерение больших расстояний | 4 | 2 | 2 |
5 | Скорость прямолинейного равномерного движения | 1 | 1 | |
6 | Экскурсия в АУ «Сургутский политехнический колледж» | 2 | 1 | 1 |
7 | Заключительное занятие по курсу | 1 | 1 | |
Итого: | 19 | 4 | 15 |
Контролирующие материалы:
Перечень вопросов к лабораторным работам:
- Что называется измерением физической величины?
- Что такое размер и значение физической величины?
- Какие измерения называются прямыми измерениями?
- Какие измерения называются косвенными?
- Что такое абсолютная погрешность?
- Что называется относительной погрешностью измерения?
- Как обеспечить безопасность эксперимента?
- Что такое инструментальная погрешность?
- Как нужно измерять температуру?
- Что такое случайная погрешность?
Перечень ключевых слов:
- Измерение.
- Измерительные приборы.
- Физическая величина.
- Прямое измерение.
- Косвенное измерение.
- Истинное значение.
- Действительное значение.
- Инструментальная погрешность.
- Абсолютная погрешность.
- Относительная погрешность.
- Случайная погрешность.
- Грубая погрешность.
Использование курса по выбору для учащихся 7 класса «В мире физических измерений» значительно повышает уровень их исследовательской и творческой деятельности, способствует формированию компьютерной грамотности, поддержанию внутренней мотивации, развитию самостоятельности, а также общему интеллектуальному самопознанию.
Литература для учителя:
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 2012.-230с.
- Мелешина А.М., Фосс М.А. Решайте задачи по физике, а мы вам поможем. М.: Просвещение, 2013.-347с.
- Зорин Н.И. Элективный курс .Методы решения задач. М.: Вако, 2012.-187с.
- Электив 7-9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно-ориентированных): Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 7- 9 классах: В 2-х книгах. Кн. 1 Дендебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. М.: 5-е издание, 2010.-304с.[schema type=»book» name=»ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ» author=»Прожерина Галина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]