Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Физико-математические науки. ; ():-.

В современных условиях стремительной информатизации человеческого общества мы должны видеть в специалисте с высшим образованием человека, свободно ориентирующегося в мировом информационном пространстве, готового творчески решать нестандартные задачи, способного к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Такая ориентация вузовского образования на первое место выдвигает цель не столько максимального усвоения научной информации, сколько формирования умений творчески мыслить и самостоятельно приобретать новые научные знания.

К сожалению, как показывает практика, для многих людей самостоятельная познавательная деятельность представляет существенную трудность, что нередко определяется отсутствием навыка работы с информацией, а также опыта исследовательской деятельности, необходимых современному человеку в самых разных сферах жизни. И в первую очередь с этой проблемой сталкиваются студенты в ходе самостоятельной работы.

Подходы к практической проблеме совершенствования содержания и  повышения эффективности самостоятельной работы различны, однако наиболее приемлемым вариантом представляется не выбор какого-то одного подхода, а синтез сразу нескольких. Использование современных информационных технологий позволяет сочетать организацию самостоятельных работ, подбор и решение учебных задач, формирующих самостоятельность познавательной деятельности, с введением в начале обучения обобщенных знаний по изучаемому материалу, представляющих ориентировочную основу деятельности. Все это при комплексном использовании способствует формированию познавательной самостоятельности студентов.

Существуют различные типы и виды самостоятельной работы: работа с разнообразными источниками информации; решение задач и упражнений; подготовка рефератов, выступлений, докладов; учебно-исследовательская работа и т.д.  Использование новых информационных технологий существенно расширяет возможности организации этого вида деятельности. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных, ресурсами сети Интернет — каталогами, фондами библиотек, архивов и т.д. Поисковая деятельность за компьютером, «самоозадачивание» являются признаками высокого уровня самостоятельности.

Необходимым условием успешной реализации в процессе обучения всех возможностей самостоятельной работы как вида познавательной деятельности является эффективное информационно-методическое обеспечение, к современным средствам которого относятся обучающие программы, электронные учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие.

Среди компьютеризированных форм самостоятельной работы студентов на первом этапе стоит совершенствование и создание новых контролирующих блоков с методическим пособием. На втором – применение компьютерного моделирования аналитических процессов, адекватно отражающего функционирование реальных объектов и сущность явлений в виртуальной реальности.

Термином «виртуальная реальность» обозначено направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать ощущения некоторого искусственного мира. Технические системы, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании человека, включают в себя достаточно мощные компьютеры, иногда сенсорные и кибернетические устройства (системы создания стереоизображений, ручные манипуляторы, специальные динамические кресла-платформы, шлемы-дисплеи, специально оборудованные кабины и камеры и т.п.). Существует реализация виртуальных лабораторий с использованием двух технологий. Первая предусматривает создание с помощью средств эмулятора системы, а вторая предполагает организацию дистанционного доступа непосредственно к объекту изучения, которым может быть аппаратно-программный тренажер, операционная система, база данных, маршрутизатор и т.д.

В совершенствовании самостоятельной работы с использование информационных технологий большое значение имеют методы экспериментирования, реализация которых в рамках виртуальной информационно-образовательной лаборатории позволяет решать следующие учебные задачи:

— наглядная иллюстрация (подтверждение справедливости) изучаемых законов;

— изучение устройства и принципа действия различных установок;

— осуществление виртуальных опытов над широким кругом явлений, процессов и веществ, наблюдение результатов опытов и т.д.

Под виртуальной информационно-образовательной лабораторией мы понимаем программно-информационную систему, состоящую из компьютерных программ, реализующих сценарий учебной деятельности, и специальным образом подготовленных знаний, а именно структурированной информации и систем упражнений для её осмысления, осваивания и закрепления.

Виртуальная лаборатория может рассматриваться как лаборатория компьютерного моделирования физико-технических объектов и явлений, которая отражает функционирование реальных объектов и сущность явлений, позволяет наглядно и всесторонне представлять ход моделируемых процессов на экране компьютера, а также придает учебному процессу исследовательский характер.

Самостоятельная виртуальная деятельность студентов направлена на формирование следующих умений:

— грамотное использование понятийного аппарата изучаемой дисциплины;

— проникновение в сущность изучаемых явлений и процессов;

— нахождение связи между явлениями, сопоставление, сравнивание, обобщение, абстрагирование, конкретизация;

— точное и аккуратное выполнение экспериментов;

— определение свойств явлений и процессов на основе их строения, а также области применения на основе их свойств;

— прогнозирование условий проведения опыта, конструирование приборов, лабораторных установок, моделей.

В экспериментальные работы важно включать элементы самостоятельного исследования, творчества, поиска. Только в этом случае у студентов будет напряженно работать мысль, развиваться внимание, любознательность и наблюдательность.

Развивать мышление могут не только поисковые методы, проблемные вопросы, но практика выполнения лабораторных работ в рамках виртуальной информационно-образовательной лаборатории.

Виртуальные опыты могут применяться для ознакомления с техникой выполнения экспериментов, приборами и оборудованием перед непосредственной работой в лаборатории. Это позволяет студентам лучше подготовиться к проведению опытов в реальной лаборатории. Необходимо особо отметить, что виртуальные эксперименты безопасны даже для неподготовленных пользователей.

Использование при создании виртуальных лабораторий различных подходов по способу визуализации (использование двухмерной или трехмерной графики и анимации) побуждает студентов экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

В результате выполнения экспериментальных заданий с элементами исследования в рамках виртуальной информационно-образовательной лаборатории у студентов сформируются:

— умения составить план проведения эксперимента;

— способность правильно выбрать условия опыта, умело провести наблюдения за его ходом и сделать обобщения и выводы;

— умение собрать правильно прибор и технически правильно выполнить с ним эксперимент;

— наблюдательность и точность;

— аккуратность, добросовестность и старательность в работе.

Виртуальные лаборатории полезны при подготовке к контрольным работам, экзаменам, при повторении, изучении пропущенного или не до конца понятого материала.

Важным преимуществом виртуальной лаборатории является возможность наглядной имитации реального эксперимента путем использования, наряду с привычными изображениями приборов, не только имитационных моделей, но также и полученных ранее реальных экспериментальных данных, хранящихся в соответствующих файлах данных.

Виртуальная информационно-образовательная лаборатория:

— обеспечивает для обучаемого свободу выбора темпа и траектории получения знаний с элементами самообучения и самоконтроля;

— соединяет в себе достоинства хорошего учебника с возможностями компьютера, что обеспечивается возможностью хранения больших объемов информации, наглядностью, сочетанием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации;

— позволяют моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и оказывают обучающимся содействие в самостоятельном овладении новыми знаниями и умениями;

— усиливают интерес к изучаемой дисциплине, оказывают огромное  эмоциональное воздействие, способствуют появлению потребности к самостоятельному приобретению знаний, совершенствуя при этом процесс обучения.

Следовательно, виртуальный процесс в условиях современного образования направлен на использование богатого педагогического потенциала традиционного обучения при условии перенесения его на новый уровень — уровень виртуальных компьютерных технологий. Кроме того, при изучении новых областей знаний через учебное моделирование в условиях виртуальной информационно-образовательной лаборатории у студентов активизируется самостоятельная деятельность в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике.

Таким образом, расширение объема самостоятельной работы студентов с использование информационных технологий сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент, а также создает благоприятные условия для формирования личности самостоятельной, ищущей, творческой, является основой подготовки студентов к самообразованию[schema type=»book» name=»САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» author=»Гурина Ирина Алексеевна, Узденова Болду Хопаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot thailand slot gacor slot dana rtp slot server luar demo slot slot gacor slot gacor gampang menang data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found