Рост объема и скорости обращения информации в современном обществе обусловил ускорение амортизации профессиональных знаний, прежде всего в наиболее технологичных отраслях производства. В связи с этим все более актуальной становится задача построения гармоничной системы непрерывного образования, отвечающей потребностям рынка труда и максимально эффективно использующей существующую структуру образовательных организаций.
На этом фоне в современной системе российского образования повышается роль дополнительного образования (далее – ДО) как отдельного направления, в рамках которого можно решать задачи повышения конкурентоспособности экономики, воспроизводства интеллектуального потенциала общества, обеспечения социальной защищенности и реабилитации граждан.
Эффективно функционирующая система ДО обеспечивает своевременную профессиональную ориентацию, получение новых профессий, специальностей и дополнительных квалификаций, а также повышение уровня необходимых производственных компетенций.
В рамках данной статья мы рассмотрим анализ рынка образовательных услуг Северо-Кавказского федерального округа в части реализации программ дополнительного профессионального образования [1] и профессионального обучения [2].
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым следует понимать совокупность связей между существующими и потенциальными покупателями и продавцами товара, объединенными в рамках действующей системы образования.
Рынок образовательных услуг — это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.
Исходя из того, что обеспечение необходимыми квалифицированными кадрами СКФО в настоящее время является одной из наиболее важных и актуальных задач и будет таковой оставаться в обозримом будущем, следует отметить, что, несмотря на имеющийся научный и кадровый потенциал учреждений профессионального образования, ситуация, связанная с подготовкой специалистов и рабочих кадров, а также с их трудоустройством остается тревожной. Явно прослеживается отсутствие четкой, слаженной работы всех заинтересованных структур, каждая из которых, в настоящее время, действует обособленно. Как следствие, имеет место значительная нехватка квалифицированных кадров практически во всех отраслях реального сектора экономики Северного Кавказа.
Чем ниже уровень заработной платы в отрасли, тем более значительный дефицит кадров там наблюдается. Отмечается явная тенденция снижения количества выпускников учреждений профессионального образования по востребованным специальностям. Сегодня образовательные организации СПО Северного Кавказа загружены студентами не более, чем на 65%. Существующая проблема осложняется демографической ситуацией. В 2013 году выпускников школ было значительно меньше, чем в предыдущие годы. А в 2016-му году, их число сравнялось с количеством бюджетных мест в вузах. Кроме того, после введения единого государственного экзамена в средних образовательных организациях, востребованность среднего профобразования стало намного выше.
На территории СКФО на сегодняшний день функционирует 59 высших учебных заведений, 79 филиалов высших учебных заведений и 139 образовательных организаций среднего профессионального образования. Распределение образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования по регионам представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение образовательных организаций (ОО) высшего образования и среднего профессионального образования по регионам СКФО
Во всех представленных регионах СКФО преобладает среднее профессиональное образование.
Практически во всех образовательных организациях СКФО реализуется дополнительное профессиональное образование, относящиеся к той или иной отраслевой специализации.
Проанализировав образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, мы распределили их по основным отраслевым специализациям (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение отраслевой специализации образовательных организаций по регионам СКФО
(в % от общей численности респондентов)
Наименование отраслевой специализации | Ингушская Республика
|
Кабардино-Балкарская Республика | Карачаево-Черкесская Республика | Республика Дагестан
|
Республика Северная Осетия-Алания | Ставропольский край
|
Чеченская Республика
|
В среднем по отрасли |
Экономика, право, управление | 19% | 24% | 22% | 38% | 20% | 38% | 21% | 26% |
Образование | 5% | 10% | 6% | 15% | 8% | 26% | 11% | 11,6% |
Строительство | 19% | 10% | 20% | 12% | 23% | 12% | 50% | 21% |
Транспорт, связь информатизация | — | 3% | — | 1% | 3% | 2% | — | 2,25% |
Государственная
служба |
— | — | — | 1% | — | 4% | — | 2,5% |
Торговля, сфера обслуживания | 9% | 7% | 2% | 2% | — | 10% | — | 6% |
Машиностроение | — | 3% | — | 1% | 1% | 2% | 3% | 2% |
Нефтяная и газовая промышленность | 5% | 3% | — | 1% | — | — | 3% | 3% |
Здравоохранение | 5% | 3% | 4% | 5% | 3% | 4% | 6% | 4,3% |
Сельское хозяйство | 19% | 15% | 20% | 5% | 14% | 11% | 3% | 12,4% |
Другое отрасли | 19% | 22% | 27% | 19% | 28% | 11% | 3% | 18,4% |
Анализируя отраслевую специализацию образовательных организаций по СКФО следует отметить, что большая часть образовательных организаций региона готовят специалистов в рамках специализации экономики, права, управления и строительства. Для подготовки специалистов в области государственной службы, транспорта, связи и информатизации, машиностроении, нефтяной и газовой промышленности задействовано небольшое количество образовательных организаций региона.
В соответствии со спецификой филиала РГГУ в г. Георгиевске проанализируем предложения программ ДПО в части государственного муниципального управления и туризма.
Большинство образовательных организаций СКФО имеют в своей структуре центры или отделы дополнительного профессионального образования, где предлагают самые разнообразные курсы, начиная от краткосрочных курсов, тренингов, программ дополнительного обучения и переподготовки и заканчивая стажировкой и другими программами.
Рисунок 2. Динамика распределения программ ДПО
Краткосрочные курсы и программы дополнительного обучения и переподготовки – наиболее распространенные виды обучения по программам ДПО, в среднем на них приходится 76% и 19% соответственно. Это, кстати говоря, соответствует и общей тенденции выбора формата обучения.
Если рассматривать вопрос дополнительного обучения в разрезе организаций различных типов, то можно увидеть, что 50 % слушателей корпоративного обучения предпочитают краткосрочные тренинги.
Наиболее популярным предложением по продолжительности обучения являются краткосрочные курсы, хотя в рамках спроса в каждом конкретном регионе представлены курсы повышения квалификации от 1 месяца до 1 года, к ним относят и профессиональное обучение по профессиям рабочих или должностям служащих без изменения уровня образования.
В большинстве своем образовательные организации предпочитаю не фиксировать на сайте стоимость программы или предлагать дифференцированный подход к установлению цены. Это свидетельствует о наличии между конкурентами, прежде всего, ценовой борьбы.
В заключении хотелось бы отметить что, образование сегодня все более воспринимается как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение профессиональной компетентности кадров. Важным фактором развития ДПО становится создание гибкой и эффективной модели, реагирующей на новые требования рынка труда в условиях глобальной конкуренции.
Список литературы:
- Ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].
- Ст. 73 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ» description=»Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым следует понимать совокупность связей между существующими и потенциальными покупателями и продавцами товара, объединенными в рамках действующей системы образования. Эффективно функционирующая система дополнительного образования обеспечивает своевременную профессиональную ориентацию, получение новых профессий, специальностей и дополнительных квалификаций, а также повышение уровня необходимых производственных компетенций.» author=»Маслова Татьяна Николаевна, Погорельская Татьяна Анатольевна, Егиян Кристина Андрианниковна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]