В последние годы неуклонно растет количество студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. По результатам медицинского осмотра в 2013-2014 гг. 26,25 % студентов-первокурсников Московский Государственный машиностроительный университет (МАМИ) были определены в специальную медицинскую группу (СМГ).
Одним из важных направлений профилактической деятельности, способных совместно с другими мероприятиями помочь в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья человека, является научно обоснованный и рационально организованный процесс физического воспитания. В последние годы становится все более очевидным, что для повышения эффективности данного процесса требуется реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании, подразумевающего тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого студента, с последующим распределением их по сходным типологическим признакам на определенные группы для решения оздоровительных и образовательных задач.
В работах многих авторов последних лет [2, 3, 4, 5, 6,7] представлены результаты исследований морфофункционального развития школьников разных соматотипов и построение на этой основе эффективных методик, технологий и систем физической подготовки. Однако, комплексных исследований физического состояния и влияния физических нагрузок различной направленности на разные компоненты физического состояния студентов специальной медицинской группы с учетом типов телосложения не проводились.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого явилась проверка эффективности воздействия на физическую подготовленность студентов специальной медицинской группы разных типов телосложения, физических нагрузок различной направленности.
В исследовании приняли участие 102 студента Университета машиностроения, отнесенные по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.
Педагогический эксперимент состоял из трех взаимосвязанных этапов, с учетом трех этапов реабилитации [1], отличающихся решением разных задач, применением различных средств физического воспитания, дозированием нагрузки и моторной плотностью занятий.
На первом этапе изучался уровень привычной двигательной активности, индивидуальные предпочтения студенток, определялись показания и противопоказания к тем или иным формам двигательной деятельности. Устанавливались исходные показатели физического развития, физической подготовленности, функционального состояния студентов, устанавливалась необходимая, индивидуальная величина нагрузки, а также информативные методы контроля и самоконтроля за изменениями, происходящими в организме студентов, с учетом степени патологических отклонений и уровня физической подготовленности.
На втором этапе постепенно и последовательно увеличивался диапазон применяемых оздоровительных физических нагрузок в соответствии с улучшением адаптации к ним со стороны основных вегетативных систем организма студентов.
На третьем этапе были разработаны и внедрены режимы двигательной активности для студентов СМГ, направленные на преимущественное развитие выносливости, преимущественное использование средств развития скоростно-силовых качеств и равномерно-пропорциональное развитие физических качеств. Студенты в процессе предшествующих этапов реабилитации были физически подготовлены к выполнению подобного рода влияний и не имели противопоказаний к выполнению данных нагрузок.
Для оценки эффективности экспериментальных режимов одним из наиболее важных параметров является изучение динамики физических качеств студентов СМГ. При исследовании изменений физической подготовленности мы определяли степень развития таких двигательных качеств, как выносливость, скоростно-силовые качества, сила, силовая выносливость, координационные способности, быстрота.
В таблице 1 представлена динамика приростов в экспериментальных группах студентов с ослабленным здоровьем разных типов телосложения. Как видно из таблицы, во всех экспериментальных подгруппах наблюдаются позитивная динамика. При этом наибольший средний прирост всех показателей общей физической подготовленности среди представительниц астено-торакального типа телосложения обнаружен в экспериментальной группе «астено-торакальные – выносливость». Средний прирост в данной подгруппе составил 13,13 %. На втором месте по позитивным сдвигам в физической подготовленности находится экспериментальная группа «астено-торакальные – скоростно-силовые», средний позитивный прирост в которой составил 11,42 %. Самый низкий средний показатель общей физической подготовленности выявлен в подгруппе «астено-торакальные – равномерно-пропорциональное»
В трех экспериментальных подгруппах студентов СМГ, имеющих мышечный тип телосложения, эффективность влияния нагрузок различной направленности отличалась от подгрупп студентов астено-торакального типа телосложения. Самый высокий позитивный прирост выявлен при преимущественном воздействии скоростно-силовых нагрузок – он составил 11,33 %, менее эффективным оказалось комплексное развитие двигательных качеств (прирост составил 11,05%). И на третьем месте, оказалось преимущественное воздействие выносливости.
Эффективность влияния нагрузок различной направленности в подгруппах студентов СМГ, имеющих дигестивный тип телосложения, была аналогичной подгруппам студентов, отнесенных к мышечному типу телосложения, с разницей только в процентах. Соответственно первое место — «дигестивные – скоростно-силовое» 14,05 %, второе место – «дигестивные – равномерно – пропорциональное»11,19 %, третье место – «дигестивные выносливость» 9,40 %.
Таблица 1
Динамика приростов физических качеств в экспериментальных подгруппах студентов СМГ разных типов телосложения.
Тип телосложения |
Физические
качества |
Направление воздействия |
|||||
Выносливость | Скоростно-силовое | Равномерно-пропорциональное | |||||
Сдвиг | Ранг | Сдвиг | Ранг | Сдвиг | Ранг | ||
Астено-торакальный | Выносливость | 9,72 | 1 | 7,75 | 2 | 6,43 | 3 |
Скор-силовые | 2,7 | 2 | 2,8 | 1 | 2,43 | 3 | |
Сила | 21,1 | 1 | 18,9 | 2 | 18,6 | 3 | |
Сил. вын-ть | 35,6 | 1 | 28,7 | 3 | 30,1 | 2 | |
Координация | -4,48 | 2 | -4,17 | 3 | -5,22 | 1 | |
Быстрота | -5,17 | 3 | 6,21 | 1 | -5,23 | 2 | |
ОФП средняя | 13,13 | 11,42 | 11,34 | ||||
Сумма ранго- вых мест | 10 | 12 | 14 | ||||
Мышечный | Выносливость | 9,09 | 1 | 8,9 | 3 | 9,05 | 2 |
Скор-силовые | 2,32 | 2 | 4 | 1 | 0,91 | 3 | |
Сила | 21,5 | 2 | 21,9 | 1 | 19,03 | 3 | |
Сил. вын-ть | 24,5 | 2 | 22,1 | 3 | 26,3 | 1 | |
Координация | -4,26 | 3 | -4,38 | 2 | -5,09 | 1 | |
Быстрота | -4,38 | 3 | -6,69 | 1 | -5,92 | 2 | |
ОФП средняя | 11,01 | 11,33 | 11,05 | ||||
Сумма ранго-вых мест | 13 | 11 | 12 | ||||
Дигестивный | Выносливость | 10,2 | 1 | 8,6 | 2 | 2,67 | 3 |
Скор-силовые | 2,08 | 2 | 3,6 | 1 | 0,82 | 3 | |
Сила | 18,73 | 3 | 26,4 | 1 | 23,1 | 2 | |
Сил. вын-ть | 19,8 | 3 | 34,2 | 1 | 31,2 | 2 | |
Координация | -1,44 | 3 | -4,45 | 2 | -5,07 | 1 | |
Быстрота | -4,14 | 3 | -7,03 | 1 | -4,26 | 2 | |
ОФП средняя | 9,40 | 14,05 | 11,19 | ||||
Сумма ранго-вых мест | 15 | 8 | 13 |
При анализе результатов исследования динамики физических качеств, выявлено, что общая физическая подготовленность в наибольшей степени повышается в экспериментальных подгруппах студенток, имеющих астено-торакальный тип телосложения. Наименьший прирост показателей ОФП у представительниц мышечного типа телосложения. Об этом свидетельствуют следующие цифры: средний прирост в подгруппах учащихся, имеющих астено-торакальный тип телосложения, составил 35,9 %, дигестивного 34,6 %, мышечного 33,4 %.
Таким образом, при развитии физических качеств у студентов СМГ астено-торакального типа телосложения наиболее эффективным является режим, основное содержание которого заключается в преимущественном развитии выносливости. Для представителей мышечного и дигестивного типов телосложения наиболее позитивным является режим с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств.
Список литературы:
- Бондарь С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий. Учебно-методическое пособие. – Ульяновск, 2007. – 156 с.
- Жуков О. Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет / О. Ф. Жуков, С. П. Лёвушкин. – Ульяновск: УлГУ, 2004. – 154 с.
- Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. … д-ра пед. Наук / В.В.Зайцева – М., 1995. – 47 с.
- Левушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7-17 лет с разными типами телосложения. – автореф. дис. … д-ра биологических наук / С.П.Левушкин. – М., 2005. – 48 с.
- Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные типы телосложения. Монография.–Ульяновск, 2006. –232 с.
- Лукьянченко Н.И., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Учет индивидуальных особенностей при дозировании скоростно-силовой нагрузки в занятиях с юношами-старшеклассниками // Физическая культура индивида. — М., 1994. — С. 133.
- Семёнова М.А. Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе. Монография. М.:МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2006г. – 100с.
- Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1994. — 23 с.[schema type=»book» name=»Эффективность воздействия различных двигательных режимов на физическую подготовленность студентов специальной медицинской группы разных типов телосложения» author=»Семёнова Марина Александровна, Галактионова Ольга Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]