Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭМПИРИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭМПИРИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В условиях реализации личностной парадигмы образования приоритетным целевым ориентиром средней и высшей школы становится, прежде всего, личностное развитие ее выпускников. В связи с этим в педагогической науке актуализируется комплекс проблем, связанных с поиском эффективных путей обеспечения личностной ориентированности обучения. Один из них – обращение к жизненному опыту обучающихся, его включение в содержание обучение.

Идея опоры обучения на опыт обучающихся имеет исторические научные основания в рамках ассоциативной теории обучения (Я.А. Коменский, Дж. Локк), концепции дидактического прагматизма, где обучение рассматривается как непрерывный процесс «реконструкции опыта» его субъектов (Дж. Дьюи), единства теории и практики в отечественной педагогике советского периода (П.П. Блонский, Б.П. Есипов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Развитие жизненного опыта обучаюихся отвечает требованиям гуманизации современного образования (К.А. Абульханова, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, A.M. Нови-ков, В.В. Сериков и др.). Объект жизненного опыта личности оказывается шире и богаче объекта науки (Т.И. Ойзерман, В.П. Тыщенко), житейские знания на каждом из этапов развития опыта включаются в состав научных знаний (А.Г. Спир-кин), для оптимального усвоения которых важно осознать, скорректировать, обогатить их житейские аналоги (Л.И. Можаровский, С.А. Феоктистов и др.).

Развитие жизненного опыта обучающихся помогает раздвинуть границы рефлексируемого окружающего мира, повышает познавательную мотивацию и интерес, способствует интенсификации процесса обучения за счет более успешного усвоения учебного материала, оптимального его структурирования на основе выявляемого содержания данного опыта (Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин, и др.).

Жизненный опыт обладает мощным ценностным потенциалом в формировании компетентностного опыта обучающихся. Эта идея является центральной в теории компетентностно-ориентированного подхода (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, А.В. Хуторской и др.). Компетентность как самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, решению жизненных проблем основана на приобретенном обучающимся учебном и жизненном опыте (А.М. Новиков). Одновременно учеными (И.Т. Огородников, Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин, Г.И. Щукина и др.) отмечается ситуативный характер использования жизненного опыта обучающихся в массовой образовательной практике из-за недостаточной разработанности ее научно-методического обеспечения.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы, вузовской образовательной практики свидетельствует о необходимости тщательного исследования проблемы развития жизненного опыта обучающихся. Осмысливая факты и события, устанавливая сложные связи между ними, обобщая разрозненные житейские представления, студенты и школьники значительно расширяют возможности использования жизненного познавательного опыта в процессе обучения. Рост круга впечатлений, складывающихся у них в ходе разнообразной практики и общения, выступает как предпосылка для их корректировки и уточнения, осознания их ограниченности. С развитием данного опыта все больше явлений окружающего мира приобретают для обучающихся личностную значимость, включается в сферу «интересного», вызывают вопросы, повышая их восприимчивость к усвоению учебного материала, совершенствуя познавательную активность, оптимизируя процесс обучения.

Развитие жизненного опыта может происходить «по горизонтали» (корректирование, систематизация, обогащение опыта) и «по вертикали» при помощи разнообразных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.). Следствием осуществления последних является взаимообогащение развития компонентов данного опыта и включение его преобразованного содержания жизненного в другие виды опыта. В этом отношении целесообразно говорить, на наш взгляд, о таком явлении как эмпириогенез. Данное понятие определяется как «образование и развитие системы опыта, идущее по формуле: непосредственный опыт + косвенный опыт, причем, последний является продолжением первого и в то же время его опорой,  условием его «объективности», и оба принадлежат сфере познания» [1, с. 129; 2, с. 667].

Эмпириогенез — это не одномоментный акт порождения опыта человека, а один из процессов его преобразования в течение жизни. Эмпириогенез является частью общей динамики индивидуального опыта и включает в себя порождение новых видов и феноменов опыта человека, их интеграцию в существующие психические системы личности, формирование новых структур и систем опыта и их конфигураций (например: «жизненный познавательный опыт – учебный опыт – научный опыт»). Таким образом, эмпириогенез – это процесс постоянного порождения новых феноменов, видов и систем индивидуального опыта человека.

Эмпириогенетические основы процесса обучения подразумевают опору на ценностный потенциал жизненного опыта обучающихся, выполнение с помощью его развития многообразных педагогических задач. В их числе:

  • личностно-развивающие задачи (выполнение опытом роли механизма личностных новообразований обучающихся, фактора, актуализирующего и формирующего их личностные качества, основы гуманизации процесса обучения;
  • мотивационные задачи как пробуждение с помощью опыта обучающихся познавательного интереса, мотивов учебной деятельности;
  • аффективные задачи – повышение эмоциональности обучения, когда «сверхличное» содержание научного знания становится фактом личного «открытия» и личной оценки;
  • смыслообразующие задачи – стимулирование динамики смысловых процессов личности, в частности для пополнения фактической базы в процессе индуктивных выводов;
  • герменевтические задачи – обеспечение более глубокого понимания учебного материала за счет иллюстрации, конкретизации теоретических положений, для создания проблемных ситуаций и др.;
  • интеллектуальные задачи как необходимое условие развития мышления, познавательной самостоятельности, преодоления формализма знаний;
  • организационные задачи как средство организации познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

Таким образом, жизненный опыт обучающихся требует последующего развития в рамках целенаправленно организованного обучения для решения многообразных педагогических задач. Опора на ценностный потенциал развития данного опыта является эмпириогенетической основой процесса обучения.

Список литературы:

  1. Богданов А.А. Эмпириомонизм. Статьи по философии ⁄ А.А. Богданов. М.: Республика, 2003. 400 с.
  2. Костов С.В. Богданомика: тектологический терминариум. − Новосибирск: Новосибирский Изд. дом, 2012. – 688 с.[schema type=»book» name=»ЭМПИРИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ » description=»Целью данной статьи является акцентирование внимания на ценностном потенциале развития жизненного опыта обучающихся для процесса обучения. Одной из форм этого процесса является эмпириогенез. Автором выявлены педагогические задачи, которые возможно решать, опираясь на данный потенциал.» author=»Соловьева Надежда Игоревна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-05″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found