Мышление есть высшая ступень человеческого познания, опосредованное и обобщенное восприятие человеком природы и ее компонентов, природных явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях. В философском словаре говорится: «Мышление – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву» [4, С. 280].
Общей основой теории научного познания и обучения являются основные категории философии. Суть вопроса заключается в том, каким образом гносеологические закономерности применяются для открытия закономерностей формирования экологической культуры учащихся и их диалектического применения в практике. Речь идет о закономерностях, на основе которых может строиться такой учебный процесс, который обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, способствующее формированию их экологической культуры.
Психологической школой С.Л. Рубинштейна доказано, что мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. В формировании экологической культуры учащихся важным моментом является знание учителем структуры того или другого вида мыслительной деятельности учащихся. Мышление ученика имеет различные функции, и закрепление образца действия – не единственная его функция. Психологическая теория проблемного обучения исходит из того факта, что основная функция мышления заключается в формировании способности приобретения и новых экологических знаний и новых действий. Эти новые экологические знания и умения усваиваются только на основе прежнего опыта, на основе системы предшествующих знаний и действий. Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Экологическое мышление – высшая форма понимания отношений между объективной природой и человеком. Оно дает возможность личности переходить от созерцания природных явлений к пониманию их сущности, к раскрытию их закономерных связей, что служит основой понимания окружающей среды и оптимизации экологической ситуации. По этому поводу П. Буаст пишет: «Кто мыслит хорошо, тот и поступает так же» [1,С.283].
Экологическое мышление возникает в ходе взаимодействий и взаимоотношений личности с окружающей средой. Природно-социальное окружение определяет мышление субъекта через его потребности, рождающее у него вопросы и экологические проблемы. Размышляя, личность оперирует имеющимися у него экологическими знаниями, раскрывает неизвестное в известном, и таким путем приходит к новым выводам, раскрывающим новые стороны экологического знания. Мыслительные действия ученика – это познавательные акты, направленные на выявление скрытых свойств, связей, отношений, касающихся явлений и объектов в природно-социальной среде. Б.Шоу подчеркивает: «Способность мыслить – одна из страстей, и она может давать более длительное наслаждение, чем любая страсть» [2, C.389].
Мыслительные действия совершаются посредством различных операций, результаты которых складываются в форме суждений и умозаключений. Это непосредственное отражение взаимоотношения человека и природы, их свойств и связей. Ученик мысленно взаимодействует не только с близкими, но и удаленными от него в пространстве и во времени природными явлениями и социальными объектами. По этому поводу З.А. Хусаинов пишет: «…Правильным признается только то воспитание, которое не противоречит законам природы и направлено на достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного развития человека» [5,С.364]. Школьник выбирает в них то, что необходимо для решения интересующих его экологических проблем, отделяет в них то, что практически не отделяется, сравнивает природные явления и их закономерности, структурирует, систематизирует и группирует их, глубже проникает в их сущность.
Следовательно, экологическое мышление развивается в процессе взаимодействия личности с природной и этническо-социальной средой.
Экологическое мышление учащихся развивается посредством различных видов деятельности: в экологических играх, в приобретении занимательных экологических знаний и умений, в деятельностно-практических отношениях и эмоционально-чувственных переживаниях. Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается, когда учащиеся осознают новые экологические знания на основе проблемного обучения. По этому поводу З.А. Хусаинов пишет: «При создании мотивации творческого саморазвития и самосовершенствования, способствующей формированию экологической культуры ученика, ориентируются на перспективы творческой деятельности» [5, С.197]. В них включаются поиски ответов на проблемные вопросы, сначала в сотрудничестве с педагогами, а затем самостоятельно, динамично, переходя от простых понятий к сложным понятиям, «от близкого к далекому, неизвестному, от родного порога к другим регионам и странам». Содержание естественно-научных предметов на каждом этапе урока дает возможность ставить перед учащимися экологические задачи проблемного и междисциплинарного характера, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления. В итоге они учатся обобщенно ставить вопросы экологического характера. На основе проблемного обучения, в создании проблемной ситуации учащиеся осознают локальные, региональные и глобальные экологические проблемы, для их усвоения выполняют необходимые операции, делают правильные выводы, находят пути их прояснения и решения. Умение думать – основное звено в способности учиться и приобретать, пополнять новые экологические знания. З.А. Хусаинов пишет: «В интеллектуальном плане природа помогает учащимся приобретать синтетические знания и совершать экспериментальные открытия» [5,С.309] Следовательно, принцип природосообразности, теории естественного воспитания и проблемного обучения играют решающую роль в формировании экологической культуры учащихся.
Развитие экологического мышления создает оптимальные возможности сознательного, полноценного усвоения экологических знаний и умений, воспитания у школьников интеллектуальных и нравственных качеств. Это является базисом подготовки их к творческой деятельности, к активному участию в создании материальных и духовных ценностей, способствует формированию у них экологической культуры.
Сознание – высшая форма психики. Для человека важно сохранить не только свою биологическую жизнь, но и сознание, интеллект. Народное изречение гласит: “Акыл алтыннан кыйммәт” (“Ум золота дороже”). Татарский народ говорит: «Фикерләүдән дә кызурак берни дә юк» («Быстрее мысли ничего нет»).
История культуры – это история изменения человеческого сознания. Существует научная гипотеза о том, что «каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обусловливает своеобразие эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера» [3,C.115]. Механизм мыслительной деятельности у представителей различных народов однотипен. Сознание всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общества. Люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями и обрядами.
Фольклор и устное народное творчество позволяют не только понять историю народа, но и уяснить характер его чаяний, идеалов, систему его моральных и социальных ценностей. Типы героев, которые фигурируют в сказаниях и легендах, и многое другое говорит об общем духе народа. Эпос отражает систему воспитания детей и их отношение к труду. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления. Следовательно, сознание личности взаимосвязано с этнопедагогикой и этнопсихологией народа.
Таким образом, экологический стиль мышления ученика является интеллектуальной формой экологического сознания, высшим уровнем осознания природно-социальной среды, когнитивным фундаментальным компонентом экологической культуры молодого поколения.
Литература
- Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: (В мире мудрых мыслей). М : ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2000. 668 с.
- В поисках смысла / Сост. А.Е. Мачехин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 912 с.
- Кукушкин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Д. Феникс, 2000. 287 с.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2004. 576 с.
- Хусаинов З.А. Экологическая культура школьников. Монография. Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic Publishing, 2012. 401 р.[schema type=»book» name=»Экологическое мышление и экологическое сознание – основа формирования экологической культуры молодого поколения» author=»З.А. Хусаинов» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]