Главное поощрение и самое сильное (но не всегда действенное)
наказание в педагогическом труде — это оценка.
Это наиболее острый инструмент, использование которого
требует огромного умения и культуры.
Сухомлинский В. А.
Система образования в нашей стране постоянно «совершенствуется» и преобразуется, НО в советский период, по данным ООН, наша молодежь входила в тройку самых образованных людей своего времени. Сегодня же мы находимся на 41-м месте. О качестве российского среднего образования можно судить по тому, что средние оценки выпускников школ по русскому языку, математике, истории не превышают твердой тройки. Число поступающих в вузы достигает 90 % от числа выпускников школ, желающих учиться в вузах. Это более чем в 2 раза превышает средний показатель по странам Организации экономического сотрудничества и развития. К сожалению, приходится констатировать, что при увеличении числа студентов наблюдается падение уровня образования в вузах России [3, с. 84].
Тем не менее, современный мир и умение выжить в нем побуждает студента стать высококвалифицированным специалистом, для чего владение иностранным языком является необходимостью. Мы живем не только в одном экономическом, но и образовательном пространстве. Студенты выезжают по обмену обучения в учебных заведениях других стран.
Закономерно, что важным является здесь оценивание качества языковой подготовки студентов. Если вспомнить истории оценок, то русская школа пережила 3, 5, и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» -отличные. Честно говоря, справедливо назвать ее 4-балльной, так как, преподаватели не видят большой разницы между отметками «двойка» и «единица».
Уверена, что многие согласятся со мной в том, что пятибалльная оценка уже давно перестала быть эффективной, поскольку она не дает достаточной точности в оценке. Мы ставим 4-, 4+,4= и т.д.
Помимо этого, существует огромная пропасть в преемственности школьного и вузовского обучения иностранному языку. Эта проблема, несомненно, требует скорейшего решения. Как и системы оценки и контроля обученности, стандарты школьного и вузовского обучения, иностранному языку должны быть, приведены в соответствие друг с другом и с целями современного языкового образования [2, с. 124].
Именно поэтому проблема контроля знаний студентов по иностранному языку (английскому, в моем случае) в неязыковом вузе остается актуальной. В современной дидактике понятие «контроль» не имеет однозначной трактовки. В одних источниках контроль определяют с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения, в других – как часть процесса обучения. Некоторые исследователи вкладывают иной смысл в термин «контроль», приписывая ему значение «проверка»…Разные авторы по-разному дают определение «контроля». По мнению Гез Н.И., контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, но во всех случаях он носит обучающий характер, он создает условия для улучшения практического владения языком, применять более эффективные способы обучения [1, с. 309].
На нашей кафедре система контроля знаний включает в себя:
- Входное тестирование. Цель — определить уровень языковой подготовки студентов.
- Текущий контроль. Он может осуществляться преподавателем непосредственно во время практического занятия: это устный пересказ содержания прочитанного, составление вопросов, плана, выполнение грамматических упражнений и т.д. Кроме того, имеются несколько видов самостоятельной работы, которые могут контролироваться во время индивидуальных консультаций, что предоставляет преподавателю возможность получения более полной информации о владении студентов тем или иным языковым материалом. Цель — стимулировать регулярную и целенаправленную работу студентов, их познавательную деятельность, а также определить уровень их умения работать самостоятельно.
- Промежуточный контроль. Цель — обеспечить непрерывную работу студентов в течение семестра и улучшить подготовку к сессии. Промежуточные формы контроля знаний в виде тестов, контрольных работ, рефератов и т.п.
Промежуточный контроль знаний является важнейшим элементом технологии обучения, стимулирующим студента к систематическому усвоению знаний и позволяющим проверять эти знания в процессе обучения. - Итоговый контроль. Итоговыми видами контроля является защита рефератов, тестирование, письменные проверочные работы, индивидуальные задания, зачеты, экзамены. При этом проверяются знания, умения и навыки на всех уровнях (лексика по специальности, грамматика, страноведение и др.). В качестве экзаменационных вопросов предлагаются следующие виды заданий: чтение и перевод специализированного текста со словарем; чтение без словаря и пересказ содержания прочитанного текста, рассказ тем страноведческого или профессионального характера. Цель –проверка конечных результатов обучения, выявления степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения английского языка. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у студентов проявляется в большей степени развивающий эффект обучения, поскольку именно на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным учебной программой.
Совершенствование видов контроля – одна из самых спорных тем в в педагогике по проблемам обучения иностранному языку. Основное внимание здесь, как правило, уделяется разработке вопросов тестирования. Предлагаются различного рода тесты, направлены как на контроль знания отдельных языковых явлений, так и на комплексную проверку.
Последние являются наиболее эффективными при осуществлении итогового контроля, так как они представляют собой сложное задание, направленное на проверку знаний студентов на всех языковых уровнях (грамматика, лексика, фонетика, страноведение и т.д.).
Таким образом, «контроль, являясь условием для повышения качества образования, влияет на процесс овладения иностранным языком и помогает рационально оценить уровень сформированности знаний и умений студентов за определенный промежуток времени» [4, с. 23].
Список литературы:
- Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. – М.: Высшая школа, 1982. -373 с.
- Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка.// Социологические исследования, № 2, Февраль 2009. — 122-127 с.
- Маслов В. И. Роль образования в современном мире.// Век глобализации. Выпуск №2(12)/2013. — 83-92 с.
- Табуева И.Н. Особенности организации контроля знаний студентов в неязыковом ВУЗе.// Сборник научных трудов Sworld. 2014, т.12. №3. — 92-97 с.[schema type=»book» name=»ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ» description=»В статье рассматриваются формы контроля при обучении иностранным языкам в техническом университете, значение каждой из них. » author=»Игнаткина Ирина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]