Проблема организации и корректировки образовательной деятельности в военных вузах связана с успешностью ее осмысления. Традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от преподавателя, ни от обучающихся, в ней нет места рефлексивным видам деятельности. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Педагогу чаще всего предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе. Личностно ориентированное обучение предлагает решать проблему постановки целей обучения, разработки учебного плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки [1].
Существует ряд проблем в педагогической подготовке вузовских преподавателей, не имеющих педагогического образования. Многие считают, что профессиональная компетентность является исчерпывающей рекомендацией для преподавания в высшей школе, и особую актуальность это имеет в военном образовании. Следует отметить и тот факт, что при рассмотрении любой педагогической проблемы мы непременно сталкиваемся и с ее психологическим контекстом, обнаруживая синкретическую слитность педагогического и психологического знаний. Передача изложения психолого-педагогического цикла полностью в руки психологов и педагогов может сопровождаться девальвацией психологии и педагогики как научных дисциплин, не имеющих отношения к собственно профессиональной подготовке обучающихся, поскольку педагоги и психологи не владеют фундаментальными основами профессиональной подготовки в той области, для которой они готовят будущих специалистов. Не случайно в качестве одного из главных требований к преподавателю высшей школы рассматривается «вариативная концептуальная компетентность», предполагающая подготовку не только в преподаваемой дисциплине, но также в смежных и ключевых дисциплинах специальности [2, 24 ].
Мы обратились к изучению компетенций преподавателей военного вуза. Обучающиеся выделили методические компетенции: владение современной информацией по предмету, умение понятно излагать учебный материал, использование в учебном процессе информационных технологий, прогрессивных форм оценки достижений курсантов; социальные: контактность, уважительное отношение к курсантам, честность в общении, способность мотивировать других; личностные: способность к рефлексии, эмоциональная стабильность, креативность, адекватная самооценка. Ключевые компетенции преподавателя-военного специалиста не сводятся к сумме компетенций военного специалиста и преподавателя. Здесь выделены компетенции особого уровня, которые можно определить как надситуативные, т.е. выходящие за рамки конкретных ситуаций «офицер – учебно-боевая задача» и «преподаватель — курсант». К нему отнесены глобальная ответственность за систему безопасности государства в целом, т.к. преподаватели являются не только действующими или бывшими офицерами, но и готовят новое поколение офицеров, причем наличие практической деятельности в войсках является с точки зрения преподавателей обязательным. Такое понимание особенностей своей профессиональной деятельности дает уникальную возможность преподавателю выстраивать общение с курсантами не только на уровне «преподаватель – курсант», но и на уровне «специалист – специалист», особенно на старших курсах, что повышает мотивацию курсантов к обучению и авторитет самого преподавателя.
Обучение курсантов военных вузов должно носить рефлексивный характер. Когда курсант научится рефлексировать поведение, он сможет управлять собой. Результатом рефлексивной деятельности является развитие обучающегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.
Все это накладывает определенные требования на профессиональную и общекультурную подготовку преподавателя военного вуза, т.к. наиболее выраженный результат дает объективация своего внутреннего мира преподавателем через интерпретацию внутреннего мира обучающихся. Преподаватель должен показать на занятиях рефлексию своей деятельности, уйти от роли судьи, оценщика, суметь организовать рефлексию обучающимся того, что сделал. В сознании педагога должны рефлексивно отображаться не только личностные особенности обучающегося, но и действия, которые педагог предпринимает по отношению к нему. Для педагогической рефлексии должны быть доступны чувства, сопровождающие педагогический процесс.
Стратегической задачей повышения квалификации преподавателей мы считаем развитие личностной и предметной рефлексии. Личностная рефлексия связана с развитием самосознания, творческой самоактуализацией, открытостью в общении, отказе от стереотипов, опоре на собственный опыт. Развитие предметной рефлексии – с анализом эффективности применяемых дидактических приемов, методов и техник в обучении. Другой составляющей предметной рефлексии является педагогическая диагностика: умение оценивать состояние учебного и методического аспектов педагогического процесса в военном вузе и вырабатывать корректирующие программы.
В преподавании военного вуза мы используем метолы, стимулирующие рефлексивное мышление: групповые дискуссии, структурированные беседы, деловые игры. Используются упражнения, помогающие освободиться от рамок традиционного мышления (техники критического и творческого мышления). Технология «портфолио» позволяет проанализировать получаемую как на курсах, так и из своей профессиональной деятельности, из опыта общения с коллегами, информацию. «Портфолио» помогает рефлексивно осмыслить собственные компетенции, свои достижения, проблемы, планировать свою работу и жизнедеятельность. В преподавании широко применяются аудио- и видеотехника, компьютерные презентации. Использование видеотренинга в повышении квалификации преподавателей способствует развитию личностной и предметной рефлексии. В ходе тренинга участники подходят к осмыслению, с одной стороны, затруднений, а с другой стороны, к уяснению условий и факторов, благоприятствующих и оптимизирующих педагогический процесс.
Развитию рефлексивного обучения способствуют также привлечение преподавателей технических и специальных кафедр различных военных вузов к методике преподавания конкретных дисциплин, с одной стороны, и погружение преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин в специальную проблематику, с другой стороны. При таких отношениях закладывается новая концептуальная основа деятельности преподавателя высшей военной школы, формируются единый метаязык, единое семантическое пространство, единое педагогическое сообщество. Результатом такого сотрудничества становятся совместные исследования в области педагогики, психологии и методики обучения. В циклах повторного повышения квалификации, а также в рамках обучения по программе «Школа молодого преподавателя высшей школы» реализуется блок «Современные главы дисциплин научной отрасли», который с интересом посещают как преподаватели технических и специальных кафедр, так и преподаватели кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Происходит переориентация кураторов базовых кафедр с преподавания конкретной специальной или технической дисциплины на методику преподавания предмета. В период прохождения педагогической практики, обучающиеся преподаватели рефлексируют свои занятия, занятия коллег, курсанты рефлексируют занятия преподавателя. Наконец, кураторы кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин совместно с обучающимся преподавателем разбирают его открытое занятие.
Результативность обучения определяется внедрением в педагогическую практику полученных в аттестационных работах результатов. Работы преподавателей посвящены изучению психологического статуса, мотивации, эмоционального выгорания курсантов, коммуникативной компетенции преподавателя военного вуза, влиянию активных методов на эффективность и результативность обучения.
Таким образом, перспективы повышения квалификации преподавателей военного вуза концептуально связаны с модернизацией российского военного образования, совершенствованием качества образования военных вузов, включением отечественных военных вузов в Болонский процесс, дальнейшим внедрением компетентностного подхода, развитием рефлексивного обучения преподавателей и курсантов военных вузов.
Список литературы:
- Кpaeвcкий, В.В. Рефлексия в обучении / В.В. Краевский. —
- Львов, Л.В. Проблемы изучения «непрофильных дисциплин» / Л.В. Львов // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 1. — С. 23 – 32.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ» description=»Статья посвящена обсуждению проблем педагогической подготовки вузовских преподавателей, не имеющих педагогического образования. Приводится опыт внедрения рефлексивных методов обучения преподавателей военного вуза. Выделены наиболее существенные характеристики таких методов и проблемы их использования в практике подготовки и повышения квалификации преподавателей.» author=»Анфалов Евгений Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]