Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования, функционирующих для успешного управления образованием на основе объективных данных о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.
Центральным понятием общероссийской и региональных систем оценки качества образования является качество образования.
На сегодняшний день не существует единого и однозначного понятия «качество образования», так как определение понятия зависит от того, кто его дает и каковы его взгляды на цели образования.
Мы будем опираться на определение, которое дано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Статья 2 данного закона содержит следующее определение понятия «качество образования», это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1, с.6].
Таким образом, под качеством образования следует понимать соответствие получаемого обучающимися образования определенному стандарту (эталону) (федеральному государственному образовательному стандарту), установленному государством.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения[1,с.17].
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3)вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. [1,с.17].
Говоря об обеспечении государственных гарантий качества образования, имеется в виду осуществление на государственном уровне федерального государственного контроля качества образования в рамках государственной регламентации образовательной деятельности. Осуществляя регулярно государственный контроль качества образования, государство, в лице уполномоченных органов, проверяет соблюдение образовательной организацией требований, установленных государством, в данном случае, соблюдение требований федерального государственного образовательного стандарта.
Если быть более точными, то в соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 настоящей статьи [1, с.123].
Учитывая понятие «федеральный государственный контроль качества образования», основными мероприятиями проверки качества образования являются:
экспертиза основных образовательных программ образовательной организации на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня и направленности образования;
анализ документов и материалов, характеризующих качество подготовки обучающихся по основным образовательным программам, на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня и направленности образования.
Результаты проверок качества образования отражают соответствие или несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, что позволяет руководителю образовательной организации своевременно вносить коррективы в образовательную деятельность и влиять на качество образования.
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов результаты внутренней системы оценки качества образования, функционирующей в образовательной организации, и системы внешней оценки качества образования, проводимой независимыми общественными организациями, но, именно система мер, предусмотренных в отношении образовательной организации при выявлении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, позволяет действенно влиять на изменение качества образования.
Согласно части 9 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки [1, с.125] .
Таким образом, система мер по результатам федерального государственного контроля качества образования является наиболее результативной и реально направлена на обеспечение государственных гарантий получения обучающимся качественного образования. В свою очередь, никакой другой контроль не может представить аналогичные или более действенные меры по обеспечению образовательной организацией соответствующего качества образования.
Вместе с тем следует обратить внимание и на тот факт, что даже при наличии достаточно серьёзной системы мер, применяемых по результатам государственного контроля качества образования, не всегда можно достичь необходимого результата, в данном случае — повышение качества образования. Для того чтобы государственный контроль качества образования был действительно эффективным, он должен быть планомерным, объективным и компетентным.
Планомерность и объективность осуществляемого государственного контроля обеспечиваются требованиями, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Тем более что в соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Что касается компетентности, то здесь значительную роль играет кадровое обеспечение, то есть квалификация и компетентность специалистов органов контроля и надзора в сфере образования. Именно компетентный контроль позволит:
во-первых, предупредить появление несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам на основе анализа причин и условий выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;
во-вторых, помочь избежать ошибок (случающихся в творческой, инновационной работе), которые могут причинить вред, нанести ущерб, так как чем раньше будут выявлены отклонения от заданных параметров, проведены мероприятия по их устранению, тем легче будет достижение позитивных результатов;
в-третьих, верно принимать руководителю образовательной организации управленческие решения, вносить коррективы в организацию образовательной деятельности и достигать необходимого результата.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что осуществление федерального государственного контроля качества образования уполномоченными органами будет способствовать повышению качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: // [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru (обращение 27.03.2015)[schema type=»book» name=»Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования» author=»Ладнушкина Н.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]