В последнее время широко развиваются контакты между странами, одновременно увеличиваются потоки молодежи из одной страны в другую. В вузах России обучаются многочисленные группы иностранных студентов, они особенно нуждаются в индивидуальной поддержке, как в стенах вуза, так и за их пределами. Помимо адаптации к процессу обучения им нужна помощь в знакомстве с традициями и жизненным укладом страны и города, содействие в решении разнообразных бытовых вопросов.
Оптимальным механизмом, обеспечивающим успешность адаптации иностранных студентов к условиям образовательной среды российских вузов, может стать тьюторское сопровождение [1].
Основная задача тьюторского сопровождения − направить образовательный интерес иностранного студента таким образом, чтобы его профессионально-педагогические компетенции как личностные характеристики в своем развитии перешли на новый виток и проявились в нацеленности на самоактуализацию, создание научных продуктов для других, в активной творческой позиции [3].
Тьюторское сопровождение иностранных студентов заключается в помощи по планированию и координации учебной, познавательной, трудовой и эстетической деятельности студентов, их досуга.
Проблема вхождения иностранных студентов в российскую образовательную среду остро стоит перед руководством и преподавателями вуза и является актуальной в современной социокультурной ситуации.
Опыт исследовательской работы по тьюторству есть на кафедре теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ, реализующей магистерскую программу «Тьюторское сопровождение в образовании» с 2011 года.
Цель нашего исследования: организация тьюторского сопровождения иностранных студентов в процессе преодоления ими трудностей адаптации к условиям новой социокультурной среды и обучения.
Гипотеза исследования: процесс вхождения в российскую образовательную среду у иностранных студентов будет проходить с меньшими трудностями, если тьюторское сопровождение будет осуществлять человек, получивший опыт преодоления основных трудностей, проанализировавший собственный индивидуальный прогресс в процессе освоения практик тьюторского сопровождения, где под индивидуальным прогрессом мы понимаем планомерное позитивное продвижение студента в процессе преодоления основных трудностей, связанных с учебным процессом, установлением межличностных отношений, включением в иную для него социокультурную среду.
В эксперименте приняли участие 16 китайских студентов, обучающихся в ДВФУ по различным специальностям. Конструирование тьюторского сопровождения китайских студентов было организовано по следующим этапам:
Мотивационно-ценностный этап − это этап совместного обсуждения условий и предполагаемых результатов сотрудничества тьютора-магистранта с иностранными студентами, соотнесение условий и результатов сотрудничества с их собственным жизненным опытом, своими ценностями и личностными смыслами в профессиональной деятельности каждого. На этом этапе было предложено составить ресурсную карту по преодолению трудностей.
Этап моделирования − это этап разработки комплекса тьюторских действий по трем векторам – антропологическому, культурно-предметному и социальному, в результате чего происходит расширение личностного образовательного пространства каждого иностранного студента.
Реализационный этап− это конкретные шаги осуществления тьюторского сопровождения с текущей рефлексивной диагностикой, а также экспертизой результатов и последствий, внесения необходимых корректив. На этом этапе используются разные инструменты тьюторского сопровождения: методика «Колесо жизни», совместная работа в библиотеке, экскурсии, картирование, индивидуальные беседы и др. Взаимодействие со студентами организуется с установкой на овладение способами деятельности, что в итоге способствует формированию самостоятельности у китайских студентов в преодолении основных трудностей.
Рефлексивно-экспертный этап включает рефлексивное эссе, в котором китайские студенты рассказали свою историю, которую прожили в сопровождении магистранта-тьютора, как учились преодолевать трудности обучения в Дальневосточном федеральном университете, что нового они узнали в общении с русскими студентами.
В рамках тьюторского сопровождения иностранных студентов для измерения индивидуального прогресса студента использовались следующие методы: анкетирование, наблюдение, интроспекция, самооценивание, рефлексия.
Несмотря на то, что для китайских студентов характерно стремление к самореализации, высокий уровень активности, уверенность в отношениях с другими, желание планировать свое будущее, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте, все же, как показало исследование, они испытывают значительные трудности в новой социокультурной среде.
Для выявления трудностей, которые испытывают китайские студенты, обучаясь в российском вузе, нами составлена анкета, анализ ответов которой позволил условно разделить все трудности на три категории:
1) социокультурные трудности, которые испытывают иностранные студенты в процессе взаимодействия с представителями иной культуры, усвоением студентом основных норм, образцов, ценностей новой окружающей действительности;
- социально-психологические трудности, связанные с межличностными отношениями;
- трудности, связанные с учебным процессом, которые рассматриваются как совокупность особенностей, определяющих возможность приспособления студента к незнакомой новой системе обучения, усвоению большого объема знаний, анализу научного материала, преодоления языкового барьера.
Нами использовалась ресурсная карта, которую мы, вслед за Т.М. Ковалевой, относим к принципиально новому диагностическому и дидактическому средству, позволяющему реализовать идею опосредствования и осуществления перехода от низших к высшим психическим функциям [4].
Приведем контекст составленной ресурсной карты исследователя, соавтора статьи, в которой обозначены пути преодоления трудностей:
- русский язык очень сложный, нужно много читать, много говорить;
— нужно уметь искать материалы в библиотеке, интернете и т.д.;
— необходимо чаще работать вместе с одногруппниками, активнее участвовать в семинарах;
— нужно подходить к руководителю, когда есть вопросы или проблемы;
-надо часто разговаривать с русскими друзьями, нельзя стесняться.
— полезно каждую неделю ходить в кино, кафе, театр оперы и балета, музей, церковь, другие культурные учреждения;
— необходимо слушать аудиозаписи, смотреть русские фильмы, даже если не всегда понимаешь, что там, стараться понять смысл по видеосюжету.
Для анализа преодоления собственных трудностей магистранткой была использована стратегия самооценивания, следование которой позволило составить карту индивидуальных образовательных достижений, пример заполнения приведен в таблице 1.
Таблица 1
Стратегия самооценивания в преодолении трудностей
Цель |
Я намерена овладеть русским языком на уровне понимания преподавателей, ведущих дисциплины в тьюторской магистратуре.
|
Почему я поставила именно эту цель? Почему я хочу достичь этой цели? | Потому что учусь по образовательной программе «Тьюторское сопровождение в образовании» и хочу говорить научным языком своей специальности.
|
Когда я намерена достичь цели? | К концу учебного года.
|
Как я собираюсь доказать, что достигла цели? | Когда я успешно сдам экзамен по дисциплине или когда я буду выступать на конференции по своей теме и получу хорошие отзывы.
|
Методы самонаблюдения использовались студенткой в процессе освоения следующих практик и методов тьюторского сопровождения:
Обучение в малых группах. Участие в деловой игре «Фирма-однодневка», (проект «Виртуальная ярмарка образовательных услуг»), которая проводилась в рамках дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления». Разработка образовательной услуги проходила сначала индивидуально, а затем в малой группе совместно со студентами тьюторской образовательной программы.
Метод событийности. Участие в театре «Экзистенциал»: в спектакле принимала участие в роли молодой девушки. В процессе постановки спектакля оказывалась тьюторская поддержко одногруппников. Участие в данном СО-бытии позволило преодолеть такие социокультурные трудности, как: установление межличностных отношений, знакомство с особенностями российской культуры.
Метод тьюторского сопровождения «в горизонтали» осуществлялся в процессе подготовки к учебным занятиям, когда оказывалась помощь одногруппниками.
Самообучение. Составлена своя карта трудностей и карта способов их преодоления. С помощью рефлексивного дневника студенткой отмечались достижения и неудачи с ориентацией на разработанную карту преодоления трудностей.
Приведем краткие выписки из дневника:
Сначала я не хотела ходить на уроки. Не могла общаться, потому что я не совсемпонимала, о чём говорит преподаватель, было много слов, которых я не понимала и не знала.
Затем я много раз ходила в Научную библиотеку ДВФУ, научилась пользоваться компьютером: изучала сайты, материалы по своей профессии, находила много полезной информации по изучаемым дисциплинам. В читальном зале библиотекарь мне помогала найти литературу по моей профессии «тьютор». Я нашла много полезных ресурсов для своей диссертации в Научной библиотеке и на сайте ДВФУ.
Сейчас я часто прихожу к преподавателям и к своему научному руководителю на консультации с подготовленными вопросами, участвую в студенческих научных конференциях, фестивале науки и др. На занятиях я уже лучше понимаю преподавателей (70%). Сейчас я хорошо готовлюсь к зачётам и экзаменам, успешно пишу диссертацию под руководством научного руководителя.
Тьюторское сопровождение китайских студентов было обусловлено запросами с их стороны, которые зафиксированы магистранткой-тьютором: «Ко мне часто обращались китайские студенты, обучающиеся в ДВФУ на различных специальностях. Они говорят, что испытывают затруднения в учебе, не понимая специальных слов по экономике, психологии, др., и спрашивают, что делать и как готовиться к занятиям?»
Анализ рефлексивных эссе, опросных листов позволил определить индивидуальное продвижение китайских студентов в преодолении своих трудностей, связанных с обучением в российском вузе, представлен в табл. 2.
Таблица 2
Результаты опроса по преодолению основных трудностей китайских студентов по итогам тьюторского сопровождения
Насколько Вам удалось справиться с трудностями в общении, установлении контактов? |
Кол-во человек |
В % |
нет общения | 2 | 12.5% |
общаюсь только с иностранными студентами | 6 | 37.5% |
общаюсь только по поводу учебы | 4 | 25% |
появилось много друзей | 4 | 25% |
Как часто Вы посещаете библиотеку? | ||
не посещаю | 2 | 12.5% |
только, когда там проходят занятия | 2 | 12.5% |
когда надо подготовиться к экзаменам (1 раз в месяц) | 4 | 25% |
когда надо подготовиться к занятиям (1 раз в неделю) | 4 | 25% |
постоянно | 4 | 25% |
Какие личностные качества помогают Вам справиться с трудностями? | ||
упорство | 6 | 37.5% |
воля | 7 | 43.8% |
терпение | 7 | 43.8% |
надежда | 6 | 37.5% |
желание | 7 | 43.8% |
целеустремленность | 6 | 37.5% |
Оцените помощь Сяоянь в преодолении Ваших трудностей? | ||
работать в библиотеке | 6 | 37.5% |
беседы в кафе, на стадионе, другом месте | 5 | 31.3% |
вместе участвовали в конференции, или в семинаре | 4 | 25% |
рассказывала о том, как сама решала проблемы | 6 | 37.5% |
составляла вместе с нами ресурсные карты | 11 | 68.8% |
отвечали на вопросы анкеты | 7 | 43.8% |
Оцените свое продвижение в преодолении трудностей | ||
нет продвижения | 3 | 18,8% |
справляюсь с некоторыми трудностями, небольшое продвижение | 3 | 18,8% |
в основном не испытываю трудности | 6 | 37,5% |
нет затруднений | 4 | 25% |
В результате проведенного исследования сделан вывод, что тьюторское сопровождение иностранных студентов способствовало преодолению основных трудностей к условиям новой социокультурной среды и обучения. Так, у 12 из 16 студентов наблюдалась позитивная динамика в преодолении основных трудностей связанных с обучением, установлением контактов. Обнаружена положительная тенденция: половина студентов, участников эксперимента, продемонстрировали повышение активности в учебном процессе, индивидуальные достижения, участвуя в конференциях, семинарах, умение осуществлять рефлексию своей деятельности, выявление и использование личностных ресурсов в построении индивидуальной программы преодоления собственных трудностей.
Список литературы:
- Боровкова Т.И. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской работы студентов: Монография. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г. – 148 с.
- Зинковский А.В. Адаптация иностранных студентов к обучению в университетах России // Обучение иностранных студентов: состояние и перспективы. СПб. 1997. – С. 37-43.
- Казанцева А.А. Организационно-педагогическое сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в российском вузе URL:
- Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности [Текст] / Т.М. Ковалева // Педагогика. − 2013. − № 5. − С. 51-56.[schema type=»book» name=»ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ » description=»В статье представлены результаты исследования тьюторского сопровождения китайских студентов, обучающихся в российском вузе, по преодолению основных трудностей, которые они испытывают в процессе обучения. Описаны методы, позволяющие исследователю, студентке КНР, обучающейся в тьюторской магистратуре, фиксировать индивидуальный прогресс студентов, участников эксперимента: интроспекция, анкетирование, рефлексия.» author=»Савельева Нина Николаевна, Сунь Сяоянь» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]