Система образования претерпевает в настоящее время изменения, которые связаны с переустройством политической, экономической и духовно-нравственной сфер жизни общества в Российской Федерации. Эти изменения, в свою очередь, ведут к трансформации сложившихся отношений, стереотипов, взглядов и поведения человека: активно происходит переоценка общественных и личностных ценностей, меняются подходы к их формированию.
Поиск новых ценностных приоритетов идет в основном в двух направлениях. Один путь – это формирование традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, второй – принятие западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. Российское общество закономерно приходит к выводу, что присущая западному обществу ориентация на интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных – неприемлема.
Определение педагогической сущности ориентации личности на гуманистические ценности, которая позволяет школьнику строить гармоничные отношения с собой, другими людьми и с окружающим миром в целом, должно составлять фундамент современного образования.
Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности рассматривается нами как сложное динамическое образование личности, интегрирующее процесс и результат осознанного освоения (принятия) гуманистических ценностей, социальных норм, образцов поведения и отношений в целях выбора стратегии своего жизненного пути, самоутверждения в жизни [2, с. 8].
Педагогический смысл термина «ориентация» происходит от многозначного его содержания в языке и имеет – как минимум – два аспекта, означающих процесс и результат. Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно, что приобретенный человеком уровень – это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубления имеющихся представлений. Ориентация как процесс – это проективные действия от замысла до результата: точный выбор цели, средств ее достижения, совершение поступка, сопоставление действия с общей направленностью, планами, жизненными ценностями [4, с. 3].
Одним из педагогических условий ориентации старшеклассника на гуманистические ценности является построение адекватной системы педагогического сопровождения данного процесса.
«Педагогическое сопровождение» ориентации старшеклассника на гуманистические ценности определяется нами как способ включения взрослого в образовательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения старшеклассника в деятельности [2, с. 18].
Педагогическое сопровождение выстраивается в соответствии с определенным алгоритмом, программой, системой взаимодействия участников педагогического процесса, что позволяет говорить об определенной технологии (В.П. Беспалько, О.С. Газман, В.А. Сластенин) педагогического сопровождения [1, 3, 6].
В соответствии со структурой педагогической технологии педагогическое сопровождение ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании включает в себя описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемого результата – обретения старшеклассником гуманистических ценностей.
Целями педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности являются:
— предупреждение возникновения проблем развития; устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению старшеклассника в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии);
— помощь (содействие) старшекласснику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
— помощь в выборе образовательного и профессионального маршрута; поддержка старшеклассника в сделанном им выборе;
— устранение проблем взаимоотношений подростка с самим собой, окружающим миром, значимыми Другими.
При выборе методов и приемов педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании педагогам необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принципом культуросообразности и культуротворческого характера ориентации на гуманистические ценности, заключающимся в том, что в основе ориентации личности лежит интериоризация ценностей культуры (духовных, семейных, гражданских, профессиональных и т.д.). При этом старшеклассник не только опирается на ценности культуры, но и способен к их осмысленному преобразованию, самостоятельному открытию новых ценностей и смыслов собственной жизнедеятельности;
2) Принципом со-бытийной общности субъектов педагогического процесса: педагогов, старшеклассников, родителей, образовательного учреждения, общественных организаций и сообществ и т.д., обеспечивающим ценностно-смысловое единство и благоприятную среду для ориентации на гуманистические ценности;
3) Принципом ценностно-ориентационной интерпретации всех компонентов образовательного процесса: содержания образования, методов, форм и технологий;
4) Принципом деятельностной направленности педагогического процесса, обеспечивающим выбор и реализацию ценностей в различных видах деятельности, адекватных основным сферам жизнедеятельности юношей и девушек;
5) Принципом свободосообразности, состоящем в создании условий для свободного и ответственного выбора ценностей;
6) Принципом многомерного диалога (полифонии), предполагающем включение старшеклассников в процессе ориентации на гуманистические ценности в диалог культур, в диалог поколений, в диалог друг с другом и с самим собой.
Нами выделены следующие функции педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании:
- Одной из основных функций педагогического сопровождения, на наш взгляд, является социализационная функция: педагогическое сопровождение в школе рассматривается как доминанта процесса институционализированной и педагогически организованной социализации.
- Педагогическое сопровождение, осуществляемое в рамках профессиональной подготовки, активизирующее субъектно-личностные основы развития молодых людей на пути к профессиональному самоопределению, выполняет таким образом активизирующую функцию.
- Педагогическое сопровождение выполняет также и функцию индивидуализации, так как в период профессионального обучения, рассматриваемого как этап личностного и профессионального развития старших школьников, реализовываются возможности их индивидуализации.
- Функциональный комплекс педагогического сопровождения включает и компенсаторную функцию, потому как педагогическое сопровождение старшеклассников на данном этапе их жизни в определенной степени компенсирует недостаток социального опыта.
Сущностными характеристиками педагогического сопровождения являются: построение педагогического сопровождения на основе гуманистических принципов образования; направленность индивидуально-профессионального развития школьника и процесса обучения на реализацию принципов личностно-развивающего обучения; соответствие содержания педагогического сопровождения интересам школьников, социальным условиям и возможностям его организации; необходимость стимулирования самостоятельности старшеклассников в процессе профильной дифференциации, направленной на их саморазвитие, самореализацию и овладение профессионально значимыми качествами; создание субъект-субъектных отношений между самими учениками, между учениками и педагогами. В связи с этим можно выделить следующие основные направления совместной деятельности субъектов педагогического сопровождения по ориентации на гуманистические ценности [5, с. 55]:
— диагностическое (индивидуальная и групповая диагностика – скрининг), суть которого заключается в психолого-педагогическом и социологическом исследовании наличного уровня ориентации старшеклассника на гуманистические ценности, психолого-педагогической диагностике общих и частных проблем старшеклассников по ориентации на гуманистические ценности в профильном образовании, подготовке психолого-педагогического заключения и рекомендаций по дальнейшей работе в преодолении индивидуально-личностных, исследовательско-проектировочных, коммуникативных затруднений;
— консультативное, содержание которого составляет групповое и индивидуальное консультирование старшеклассников по проблемам ориентации на гуманистические ценности, а также психолого-педагогическое консультирование других субъектов педагогического сопровождения в воспитательно-образовательной среде школы; консультирование помогает старшекласснику преодолеть коммуникативные затруднения, включить его в активный процесс познания своих отношений с другими людьми, позволяющий изучать собственные чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование нацеливает старшеклассника на принятие решений в трудных жизненных ситуациях с опорой на гуманистические ценности и совершение целенаправленных действий по их реализации;
— профилактическое, которое заключается в действиях по предупреждению возникновения у старшеклассников возможных проблемных и кризисных ситуаций, связанных с осуществлением выбора ценностей. Профилактические беседы и дискуссии помогают активизировать процесс личностного развития старшего школьника и позволяют ему успешно адаптироваться к новым социальным условиям, связанным с выбором своего жизненного пути, осознанием своего места в мире;
— обучающее, которое складывается из действий по формированию у старшеклассников умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности по ориентации на гуманистические ценности. От педагога, организующего педагогическое сопровождение, требуется обучить старших школьников самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности по ориентации на гуманистические ценности;
— коррекционно-развивающее, которое состоит в активном психолого-педагогическом воздействии по устранению отклонений в личностном и профессиональном развитии старшего школьника и направленное на гармонизацию ориентации на гуманистические ценности. Главная задача педагога в данном направлении – с помощью системы специальных коррекционно-развивающих заданий содействовать открытию старшеклассником в себе тех движущих сил, которые способны привести к самосовершенствованию, к формированию «образа Я» в реальной жизненной ситуации;
— просветительское, смысл которого заключается в распространении тех знаний, которые необходимы старшеклассникам для самостоятельного решения собственных проблем, сопряженных с ориентацией на гуманистические ценности; в формировании психологической культуры, развитии психолого-педагогической компетентности учащихся, а также администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
— организационное, которое включает проведение комплексных исследований проблем старших школьников в ориентации на гуманистические ценности в профильном образовании, решение ситуативных заданий по использованию педагогического сопровождения ориентации старшеклассников на гуманистические ценности, совместное обсуждение возникающих проблем в процессе реализации намеченных планов и экспертизы результатов проделанной работы, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений; координацию деятельности субъектов педагогического сопровождения исследуемого процесса;
— диспетчерское, которое состоит в привлечении нужных специалистов для оказания помощи старшеклассникам по решению их проблем и отслеживании результатов взаимодействия субъектов педагогического сопровождения процесса ориентации старшеклассника на гуманистические ценности.
Таким образом, педагогическое сопровождение ориентации старшеклассника на гуманистические ценности характеризуется приоритетом субъект-субъектного взаимодействия педагога и старшеклассника, оптимизмом, позитивной оценкой личностных достижений старшеклассника, направленностью на самопознание, самообразование и самореализацию. Компенсаторная функция педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности как необходимая составляющая динамической системы образовательного учреждения должна отражать логику действий педагогов от пропедевтической работы со старшими школьниками — к практико-ориентированной деятельности.
В качестве средств и приемов социально-педагогического сопровождения нами обозначены средства и приёмы индивидуального обучения, предполагающие опору на свободный выбор школьником своего индивидуального образовательного маршрута, базирующегося на его профессиональных предпочтениях и личных интереса.
В процессе педагогического сопровождения важно поддерживать и направлять самоанализ старшеклассника, содействовать его осознанным действиям в ситуациях значимого выбора. Стимулируя проявление данных качеств у старшеклассника, помогая ему осознавать их (свою обращённость на внешний мир и на свое «Я»), поддерживая в нём эти способности, педагог активизирует в школьнике значимость субъектных свойств для нахождения способов ориентации личности на гуманистические ценности.
Список литературы:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Бобылева А.А. Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании: автореф. дис … канд. пед. наук. Оренбург, 2011. – 23 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. Вып. 6. С. 10 – 37.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд., перераб. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. – 188 с.
- Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2008. – 224 с.
- Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. – 192 с.[schema type=»book» name=»ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ» author=»Бобылева Анна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]