Проблема совершенствования технологий преподавания дисциплин на современном уровне, с использованием компьютерных средств, является актуальной в контексте компетентностного подхода. При этом одним из наиболее серьезных вопросов является разработка методологических основ теории и практики применения информационных образовательных ресурсов как фактора эффективного формирования профессиональных компетенций.
Декларируемый в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов обуславливает технологическую модернизацию учебного процесса, существенное изменение содержания и методики проведения занятий в вузе.
Подготовке профессионально компетентного специалиста, обладающего совокупностью профессиональных компетенций в рамках избранной профессии, призвано способствовать, связанное с процессом компьютеризации, появление широких возможностей применения в обучении новых информационно-коммуникационных технологий.
В Самарском государственном техническом университете, с целью эффективного формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, ведется постоянная работа по модернизации учебных планов и рабочих программ различных дисциплин с учетом межпредметных связей. При составлении рабочих программ преподавателями учитываются предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование аналогичных компетенций, что обеспечивает преемственность, необходимую для качественного обучения студентов.
К примеру, необходимыми условиями для освоения дисциплины «Компьютерная графика», изучаемой студентами машиностроительных специальностей на базе кафедры «Инженерная графика» СамГТУ являются: знание элементов начертательной геометрии и инженерной графики, основ геометрического моделирования, программных средств инженерной компьютерной графики, умения применять интерактивные графические системы для выполнения и редактирования изображений и чертежей, владение современными программными средствами геометрического моделирования и подготовки конструкторской документации.
Содержание дисциплины компьютерная графика является логическим продолжением содержания дисциплин начертательная геометрия и инженерная графика, информатика, развитие и современное состояние автотранспорта и служит основой для освоения дисциплин компьютерное моделирование, детали машин и основы конструирования, теория механизмов и машин, основы инженерного творчества.
Наряду с компетенциями, предложенными в ФГОС, такими как: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); умеет разрабатывать и использовать графическую техническую документацию (ПК-8), формируются и профессиональные инженерно-графические компетенции, разработанные в вузе с учетом требований работодателей промышленных предприятий отрасли [1: 29-30].
Применение современных компьютерных технологий в учебном процессе ускоряет период освоения студентами отдельных профессиональных компетенций и позволяет в условиях приближенных к производственным использовать их для достижения образовательных целей. И здесь перед современным педагогом встает вопрос как, какими дидактическими методами помочь студентам проявить и в какой именно обучающей деятельности развить формируемые компетенции.
Современная педагогическая наука предлагает множество активных методов обучения. Но проблема заключается в том, что, ни студенты, ни тем более преподаватели психологически не готовы к подобным новшествам. Традиционная высшая школа со сложившейся системой преподавания, где студент является объектом для накопления фундаментальных знаний, умений и навыков не предоставляет им возможностей для личностных исканий, что, к сожалению, обедняет научную школу. Ведь именно в студенческие годы человек должен научиться находить истину путем проб и ошибок.
На наш взгляд применение на практике инновационного компетентностного подхода к освоению студентами основных образовательных программ позволяет изменить ситуацию. Организация учебного процесса с позиций компетентностного подхода характеризуется направленностью на развитие личности, ориентации обучаемых с целью мотивации учебной деятельности, акцентом на дифференцированную самостоятельную работу студентов с учебным материалом.
Одним из условий совершенствования учебного процесса с целью активизации познавательной деятельности студентов является сочетание различных стилей подачи и закрепления учебного материала, диверсификация применяемых педагогических технологий.
Организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности, анализ студентами своей деятельности и обсуждение – все это применяется на занятиях у отдельных преподавателей энтузиастов уже многие десятилетия. Но для того чтобы превратить эти разрозненные методики в стройную систему было необходимо появление мощных информационно-коммуникационных технологий. С их появлением ситуация резко меняется: применение обучающих мультимедийных средств позволяет во много раз быстрее по сравнению с традиционными объяснительно-иллюстративными методами формировать у студентов необходимые представления о получаемой профессии и о конкретных способах профессиональной компетентной деятельности.
На кафедре инженерной графики СамГТУ разработана и внедрена в учебный процесс педагогическая технология, направленная на формирование профессиональных инженерно-графических компетенций (ПИГК). Данная технология применяется в процессе обучения студентов курсу компьютерной графики. Она представляет собой интегративную совокупность информационно-развивающих, деятельностных и личностно-ориентированных методов обучения, реализуемых в учебных модулях обеспечивающих формирование компетенций с использованием современных компьютерных средств: мультимедиа, тренинги, презентации, интернет, профессиональные и учебные системы автоматизированного проектирования.
Информационно-дидактическую базу формирования профессиональных инженерно-графических компетенций и диагностический инструментарий оценивания уровней сформированности ПИГК и их компонентных составляющих обеспечивает электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) курса «Компьютерная графика». В его состав входят ориентировочный, справочно-информационный, содержательный, инструментально-операциональный, научный и контрольный компоненты.
В состав ориентировочного компонента входят учебный план, рабочая программа учебного курса по данной дисциплине, квалификационные требования по специальности. В качестве дополнительной информации здесь могут быть размещены тематика задач и контрольные вопросы.
Содержательный компонент, в который входят информационные ресурсы, поддерживающие исполнительный этап дидактического процесса:
- электронный учебник, содержащий учебный материал в гипертекстовой форме с изложением теории, необходимой для выполнения учебных заданий, и демонстрационные примеры;
- электронный конспект лекций, выполненный в форме презентаций;
- практикум, содержащий большое количество примеров (в форме мультимедиа) с решениями и задания для самостоятельного выполнения;
- лабораторный практикум по решению конструкторских, проектировочных, чертежно-графических задач с использованием методики автоматизированного моделирования инженерно-графических объектов.
Научный компонент – расположенные на электронном сайте наиболее интересные студенческие рефераты, лучшие доклады студенческих научных конференций, задачи студенческих олимпиад с решениями.
Контрольный компонент, предоставляющий возможность организации контроля и самоконтроля усвоения знаний, в составе которого могут находиться тестовые задания различных видов как по отдельным темам, разделам учебного курса, так и по всему курсу, находящиеся в свободном доступе и с ограничением доступа;
Справочно-информационный компонент, в котором содержится различная справочная информация (библиотеки, электронные справочники, ссылки на сайты и т.д.);
На начальном этапе учебного процесса студенты, используя ориентировочный компонент, самостоятельно или с помощью преподавателя, получают информацию, необходимую для организации своего обучения: знакомятся с непосредственным аудиовизуальным представлением курса, учебным планом, рабочей программой дисциплины «Компьютерная графика».
В процессе учебной деятельности формируются умения и навыки применения инженерно-графических знаний в профессиональной сфере. Обучение имеет деятельностный характер через практику поиска и освоения необходимой информации, моделирования и решения профессионально-ориентированных задач.
При обучении студентов компьютерной графике с использованием ЭУМК существенно изменяются и механизмы получения знаний. Приоритетным становится свободный доступ обучаемых к информационным ресурсам, самообучение, постановка компьютерных экспериментов, деловые игры.
Литература
- Пузанкова А. Б. Компетентностная инженерно-графическая подготовка студентов в вузе. Монография. — Самара: Изд-во СамНЦ РАН. – 2014. – 100 с.[schema type=»book» name=»ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ» author=»Татьяна Сергеевна Москалева, Александра Борисовна Пузанкова» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]