Технологические решения ускоряют и облегчают процесс приобретения знаний, умений и способов деятельности, обеспечивают гарантированный результат. Содержание образовательных стандартов ВПО для подготовки учителей иностранного языка (ИЯ) указывает на неизбежность технологизации в силу смещения акцентов с теории на технологии обучения.
К числу базовых технологий профессиональной подготовки относятся:
а) традиционные технологии, ориентированные на массово-репродуктивный характер подготовки будущих специалистов и обеспечивающие становление отдельных (частных) компонентов педагогической деятельности.
б) инновационные технологии, включающие в себя имитационные и не имитационные технологии активного обучения. К инновационным технологиям Д. В. Чернилевский относит технологии модульного, проблемного и дистанционного обучения, имеющие личностно-ориентированный, личностно- деятельностный или проектный характер [13].
В данной статье мы остановимся на технологиях, позволяющих оптимизировать и модернизировать профессиональную подготовку будущих учителей ИЯ. Современные технологии подготовки студентов в высшей школе можно разделить на 3 группы: педагогические (образовательные) профессионально-ориентированные технологии; информационно-коммуникационные/дистанционные/компьютерные технологии, технологии медиаобразования; креативные технологии и их аналоги [14]. В каждой из этих основных групп на сегодняшний день можно выделить конкретные технологии, разработанные исследователями и опробованные на практике.
К основным педагогическим (образовательным) профессионально- ориентированным технологиям подготовки учителей ИЯ можно отнести следующие:
Технологии развития коммуникативной культуры (Н. Н. Битюцкая). Автор считает, что поэтапное введение специально разработанных педагогических технологий делает процесс развития коммуникативной культуры наиболее эффективным. На практических занятиях по ИЯ в педагогическом колледже целесообразно введение следующих технологий: тренинговой (на информационно-адаптивном этапе), межкультурной (на продвинутом этапе), профессионально-ориентированной (на завершающем этапе). Каждая технология развивает коммуникативную культуру в единстве всех ее компонентов [1].
Технологии оценки качества подготовки студентов – будущих преподавателей иностранного языка (Н. А. Трубицына). Данная технология, разработанная на основе компетентностного подхода, содержит такие компоненты, как критериальная база, включающая 21 базовый показатель; диагностическая база, содержащая соответствующие методики для проведения педагогических измерений; методика расчета значений показателей оценки качества подготовки будущих преподавателей [10].
Технология ОКПС-ИЯ, таким образом, позволяет определить степень сформированных ключевых компетенций как индивидуально для каждого студента, так и для группы в целом, выявить влияние образовательной программы на структуру педагогической компетентности будущего преподавателя ИЯ.
Технологии обучения в системе высшего педагогического образования (Т. А. Дмитренко). Автором доказано, что одним из факторов личностно-профессионального роста выступает технология педагогической поддержки самоорганизации учебного общения на ИЯ, актуализирующая ценностно-смысловую деятельность студентов, содержательно-процессуальные условия реализации которой разработаны в соответствии с методологией гуманистического личностно ориентированного образования [2].
Технологии развития умения анализировать профессиональную деятельность учителя ИЯ (Л. С. Медведева). Данная технология основана на том, что в процессе своего становления умение анализировать приём профессиональной деятельности учителя на уроке проходит три этапа (этап обучения поэлементному уровню анализа приема; этап обучения качественному уровню анализа приема; этап обучения эмерджентному уровню анализа приема) и три стадии: рецептивный, репродуктивный и продуктивный уровни развития. В основе рецептивного уровня лежат знания по методике, психологии, педагогике, а также знания о мыслительных операциях и логических формах мышления. Развитое умение анализировать обеспечивает высокий уровень развития всех профессиональных умений и прививает будущему учителю мысль о самоценности исследовательского процесса [6].
К информационно-коммуникационным (компьютерным) технологиям, технологиям медиаобразования можно отнести следующие основные авторские технологии:
Технологии организации самостоятельной работы студентов (Е. В. Захарова). Автором разработана технология с использованием информационно-коммуникационных технологий, представляющих собой комплекс учебно-познавательных и профессиональных задач по ИЯ. Е. В. Захарова утверждает, что, исходя из специфики предмета, самостоятельная работа по иностранному языку, осуществляемая с помощью информационно-коммуникационных технологий, несет на себе мотивационную, обучающую, развивающую, воспитательную, организационную, управляющую и контролирующую функции [3].
Технологии медиаобразования при профессиональной подготовке учителей ИЯ (И. М. Хижняк). Автор ставит перед собой задачу в раскрытия дидактических возможностей использования медиасредств и разработки на их основе технологии медиаобразования в подготовке будущих учителей ИЯ. Их учет обеспечивает успешность формирования медиаобразовательных умений, раскрывающихся в действиях по восприятию, анализу и оцениванию аутентичных медиатекстов различных жанров, созданию собственных медиапродуктов на ИЯ. Технология представляет собой системное образование, компонентами которого являются 1) цель – новое качество подготовки, формируемое посредством данной технологии, 2) условия, влияющие на повышение качества профессиональной подготовки, 3) процесс, представляющий собой действия по подбору аутентичных материалов и текстов лингвострановедческого характера, составление заданий на их основе, а также выбор методов и средств обучения, способствующих достижению поставленной цели, 4) результат – показатель эффективности достижения цели [12].
Технологии формирования иноязычной компетенции в социокультурном пространстве диалога (И. А. Смолянникова). Автор предлагает технику диагностики результатов педагогического эксперимента, а также выделяет уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей; обосновывает критерии и показатели, которые дают возможность судить об уровнях сформированности изучаемого качества личности будущего учителя; подбирает методики их диагностики и обосновывает механизм перевода качественных критериев и показателей в количественные эквиваленты, что позволяет использовать математический аппарат для статистического анализа полученной педагогической информации [8].
Технологии формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «теория и методика обучения ИЯ») (К. Ю. Кожухов). Автор анализирует такие способы интенсификации образовательного процесса, как использование информационно-технических средств обучения, электронных учебников и учебных пособий, разработанных с использованием информационных технологий, гипертекста, графической наглядности, аудиовизуальных средств, построение курса на базе интерактивных учебно-методических комплексов и делает вывод, что именно применение дистанционных образовательных технологий позволит объединить все эти способы и за счет этого повысить их общую эффективность. Построение курса на базе кейсовой дистанционной образовательной технологии при поддержке метода проектов обладает значительным потенциалом в формировании методической компетентности учителя ИЯ, оцененной по таким критериям, как методические знания и умения, речевое поведение, профессионально-личностные характеристики, способность к методической рефлексии [5].
Среди креативных технологий подготовки учителей иностранного языка можно выделить следующие:
Театральные технологии как средства становления творческой личности учителя ИЯ (Е. Г. Кашина). Данная технология представляет собой систему профессионально-педагогической подготовки студентов университета, направленная на выработку социоигрового стиля деятельности средствами театральных технологий. Автором разработана и теоретико-методологически обоснована практико-ориентированная концепция становления творческой личности будущего учителя ИЯ средствами театральных технологий [4].
Культуросообразные технологии как основа формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов (И. С. Роженцева). Данные технологии рассматриваются автором как фактор повышения эффективности процесса формирования коммуникативной компетенции. Своеобразие парадигмы целей культуросообразных технологий заключается в ориентации всего процесса обучения на особенности родной национальной культуры обучаемых, формирование личности, отвечающей идеалам и ценностям ее национальной культуры, способной к диалогу культур; Автор классифицирует культуросообразные технологии по следующим основаниям: по стилю обучения, по цели обучения, по субъекту деятельности, по культурно-ценностной базе, а также разрабатывает модель процесса формирования коммуникативной компетенции студентов лингвистических специальностей на основе использования культуросообразных технологий, заключающуюся в наложении требований коммуникатива на культурно обусловленную специфику аудиторной деятельности [7].
Технологии групповой проектной деятельности как средство развития управленческих методических умений (Д. А. Старкова). По мнению автора, условиями эффективности процесса развития управленческих методических умений будущих учителей ИЯ в групповой проектной деятельности являются: 1) использование изучаемого языка как основного средства общения в процессе развития управленческих методических умений будущего учителя ИЯ; 2) обеспечение интерактивного характера знакомства студентов с теоретическим материалом; 3) привлечение студентов к самонаблюдению и рефлексии процесса и результатов развития собственных управленческих методических умений в групповой проектной деятельности; 4) реализация преподавателем управленческих методических умений при управлении студенческим проектом в едином управленческом цикле; 5) солидарное распределение обязанностей и ответственности между всеми субъектами образовательного процесса; 6) оценивание уровня развития управленческих умений будущих учителей в реальном профессиональном контексте [9].
Блог – технологии преподавания иностранных языков (А. В. Филатова) также используются для оптимизации процесса преподавания ИЯ и совершенствования всех видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных сервисов, как блоги, Википедия, системы видео- и «фотошэаринга» (YouTube.com, TeacherTube.com, Flickr.com, Slide.com, slideshare.net) Оптимизация процесса преподавания ИЯ средствами блог – технологий достигается благодаря обучению, включающему этапы: вводно-побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический, творческо-формирующий, диагностический. Реализации предложенной технологии способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из вышеперечисленных этапов. Данные задания предполагают соответствующие информационные и коммуникативные умения [11].
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у студентов комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.
Список литературы:
- Битюцкая Н.Н. Педагогические технологии развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2006. – 222 с.
- Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования: на материале преподавания иностранных языков: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.08, 13.00.02. – М.: РГБ, 2005. – 442 с.
- Захарова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере иностранного языка). Автореферат дис. …канд. пед. наук. – Якутск. ЯГУ. 2008. – 22 с.
- Кашина Е.Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – М.: РГБ, 2003. – 477 с.
- Кожухов К. Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.08; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. – Курск, 2008. – 184 с.
- Медведева Л. С. Технология развития умения анализировать профессиональную деятельность учителя иностранного языка: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Липецк, 1999. — 179 c.
- Роженцева И. С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов на основе культуросообразных технологий: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.08 Белгород, 2004. – 24 с.
- Смолянникова И. А. Формирование иноязычной компетенции в социокультурном пространстве диалога: Дис. …канд. пед. наук. – М., 2003. – 169 с.
- Старкова Д. А. Групповая проектная деятельность как средство развития управленческих методических умений будущего учителя иностранного языка. 00.02. Автореферат дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. – 23 с.
- Трубицына Н.А. Педагогическая технология оценки качества подготовки студентов – будущих преподавателей иностранного языка: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.08; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т]. – Ижевск, 2007. – 193 с.
- Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 197 с.
- Хижняк И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка на основе использования технологии медиаобразования. Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пенза, 2008. – 19 с.
- Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
- Игна О. Н Технологизация как современная тенденция языкового профессионально-педагогического образовании. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 1 (91) – с. 139-140.[schema type=»book» name=»ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Педагогические технологии не только по-новому реализуют содержание обучения, но и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая под собой научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. В статье рассматриваются 12 основных технологий, позволяющих оптимизировать и модернизировать профессиональную подготовку будущих учителей иностранных языков.» author=»Трубина Зоя Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]