Сегодня «cопровождение (в широком cмысле) понимается как поддержка людей, у которых на определенном этапе развития возникают трудности личностного или социального плана. Cопровождение рассматривают как системную интегративную технологию помощи человеку, и оно представляет собой взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем последнего»[1, с.26]. Мысль о необходимости «cопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами и психологами, развивающими идеи «педагогики успеха». Под cопровождением понимается воздействие, обеспечивающее создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Развитие идеи cопровождения имеет место в психологии и педагогике, которые рассматривает его как систему профессиональной деятельности специалиста, направленную на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Понятие «сопровождение» употребляется для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной не просто на укрепление, а на развитие и саморазвитие личности, педагогической помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Многие исследователи, психологии и педагогики отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное cопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна, – зону ближайшего развития.
Сущностной характеристикой сопровождения является создание психолого-педагогических условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе сопровождения специалист создаст условия и оказывает необходимую и достаточную, (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Основными стратегическими направлениями в процессе cоциально-педагогического cопровождения является cоздание условий: для преодоления депривации нарушенного пcихофизического развития; для компенсации последствий семейной депривации, в частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков внутрисемейной жизни; для расширения возможностей подростковой cоциальной активности; для развития навыков конструктивного общения, необходимых для cопровождаемых.
Cоциально-педагогическое сопровождение осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях. Наиболее общий из них – макроуровень социально-педагогического сопровождения – заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе. Мезоуровень предполагает оказание cоциально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. На микроуровне сопровождение ориентировано на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно он сам. Только при условии наличия определенного жизненного практического опыта каждый человек с ОВЗ зрелого возраста сможет вполне осознать свои проблемы, приняв жизненные обстоятельства такими, какие они есть, т.е. формировать ответственность за себя.
Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ зрелого возраста являются: процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Результатом сопровождения личности становится новое жизненное качество – адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях, видение личностной перспективы и ее реализации. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом, видеть пути реализации личностной перспективы.
Основные принципы социально-педагогического сопровождения лиц зрелого возраста с ОВЗ следующие: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития; сопровождающий обладает только совещательными правами; интересы сопровождаемого являются приоритетными в его взаимодействии с сопровождающим; сопровождение представляет собой непрерывный процесс; сопровождение требует комплексного (междисциплинарного) подхода; сопровождение системно по своей сути, т.е. участники сопровождения не изолированы друг от друга, а находятся в непрерывном взаимодействии.
Процесс сопровождения – это последовательная реализация следующих этапов:
- Диагностический, который предполагает выявление сути проблемы сопровождаемого, ее носителя и потенциальных возможностей решения.
- Поисковый направлен на сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.
- Консультативно-проективный предполагает обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными сторонами, построение прогнозов эффективности, стимулирование активности и самостоятельности сопровождаемого при принятии окончательного решения. По завершении этого этапа четко оговариваются функции всех участников сопровождения, обязанности каждого в осуществлении принятого решения.
- Деятельностный направлен на достижение желаемого результата, для чего сопровождающий берет на себя функцию координации действий остальных участников взаимодействия, реализующих выработанную ранее программу преодоления проблемы).
- Рефлексивный предполагает оценку эффективности проведенной работы. Этот этап может стать заключительным в решении проблемы сопровождаемого или же стартовой площадкой в проектировании профилактических мероприятий.
- Наблюдательный направлен на дальнейшее наблюдение за социализацией сопровождаемого. Если предыдущие этапы могут и должны быть реализованы в рамках социально-педагогического сопровождения любой целевой группы, то данный этап наиболее доступен именно в условиях специального образовательного учреждения, когда социально-депривированная личность по завершении основных сопроводительных мероприятий остается в фокусе внимания социального педагога.
Технология сопровождения применима в работе с людьми любого возраста, однако на каждом этапе развития сопровождаемого имеет собственную ярко выраженную специфику, обусловленную возрастными закономерностями сопровождаемых.
«Сейчас появляются прогрессивные идеи и технологии социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями зрелого возраста, их интеграции в современное общество, как полноценных его членов, и возможности их самореализации. Возникла необходимость в полной мере реализовать потенциал лиц с ограниченными возможностями и задействовать их в жизнь общества» [2,с 148].
Необходимо включать различные отрасли научного знания, особенно социально-педагогическое сопровождение (средствами образования).
Самые главные задачи социально — педагогического сопровождения — это изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений лиц с ограниченными возможностями, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Роботова, А.С. О языке научных публикаций/ Роботова А.С.//«Вестник герценовского университета.- 2009. — № 7.-C.43.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.-М. Издательский дом «Академия», 2002.-208с.[schema type=»book» name=»СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА» description=»В статье рассматриваются сущностные характеристики социально-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ зрелого возраста. Выделены этапы и условия осуществления социального–педагогического сопровождения лиц с ОВЗ зрелого возраста.» author=»Хачатрян Кристине Артуровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]