Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Сопровождение семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Сопровождение семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Согласно статистике сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч детей с инвалидностью). По данным Российской академии медицинских наук число детей, нуждающихся в помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Развитие ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ) в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

К сожалению, никто не застрахован от воспитания детей с ОВЖ. К таким детям необходим специфический подход, ведь это особенные дети. При правильном подходе и воспитании некоторые дефекты можно компенсировать, а с некоторыми можно научиться жить. Качество жизни таких семей значительно отличается от общих его показателей. Если не брать во внимание экономические составляющие, то по таким критериям качества жизни: как здоровье, социальные показатели, психологические и педагогические, семьи воспитывающие детей с ОВЖ явно проигрывают.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании ребенка с ОВЖ исходить из его возможностей. Если воспитать обычного ребенка сложно, то воспитание ребенка с отклонениями в развитии представляется особенно ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся бременем для семьи и общества. В то же время семья всегда обладает большим запасом собственных ресурсов и инициативы, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его реабилитации и интеграции в общество сверстников. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей с ОВЖ, можно дифференцировать как занимающих адекватную и не адекватную позицию по отношению к своему ребёнку. Следует помнить, что позиция родителей по отношению к своему ребенку условна, её можно изменить в адекватную сторону.

Актуальность заявляемой темы обусловлена, не только увеличением количества семей воспитывающих детей с ОВЖ и необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребёнку. Актуальным является сопровождение родителей, при выборе образовательного маршрута для ребёнка в специальной или инклюзивной образовательной среде. Проектирование комплексных программ сопровождения семей имеющих людей с ОВЖ, значимо не только для молодых родителей, многие семьи на протяжении десятков лет остаются с этой проблемой один на один. Реализация данных программ для разных категорий людей с ОВЖ, будет содействовать их социализации и повысит качество жизни по его основным критериям.

Цель нашего исследования заключается в разработке модели программы сопровождения семей, имеющих детей и взрослых с ОВЖ  для повышения основных показателей их  качества жизни.

Задачи:

— теоретическое обоснование значимости проблемы сопровождения, семей имеющих людей с ОВЖ;

— разработка тестовых материалов для диагностики качества жизни семей имеющих детей и взрослых с ОВЖ;

— тестирование семей имеющих людей с ОВЖ по основным показателям качества жизни в рамках Сибири и Дальнего Востока;

— анализ показателей качества жизни семей, имеющих детей и взрослых с ОВЖ;

—  разработка модели комплексной  программы сопровождения семей, имеющих детей и взрослых с ОВЖ, апробация программ.

Кроме того, незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие [1-3].

 Родители детей с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности как психологического, так и педагогического характера. Однако ориентация на принципы адекватного семейного воспитания ребенка с ОВЖ позволит достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе [4].

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии.

Принцип полного  принятия ребенка с отклонениями в развитии

Принцип внимательного слушания ребенка и оценки его состояния.

Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим.

Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации.

Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей.

Принцип формирования навыков нормативного поведения.

Принцип формирования гармоничной личности ребенка, подростка, молодого человека.

Принимая ребенка и устанавливая с ним сотруднические отношения, семья начинает выполнять специфические функции, отличные от функций семей, в которых растут здоровые дети.

Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они используют помощь специалистов и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления его здоровья.

Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи, где каждый представляет ценность для других, создают для ребенка наиболее оптимальные условия развития. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам. Пример подобных взаимоотношений может быть транслирован и другим семьям.

Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, осуществляя в домашних условиях коррекционно-образовательный процесс. Они обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные реабилитационные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда, способствующая развитию у ребенка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающая его способности и возможности, оптимизирующая его личностное развитие. Процесс развития любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности самих родителей.

Приспособительно-адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к сложным условиям жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности даже в самых сложных случаях.

Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на проблемы ребенка и как помогают их преодолевать его близкие родственники. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели его воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть ориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т.д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно полезной деятельности. Понятно, что не всегда психофизические данные ребенка позволяют ему овладеть даже самой примитивной профессией. Однако, не зависимо от этого, формирование трудовой, а затем профессиональной ориентации позволяют осуществлять трудовую занятость ребенка, подростка, молодого человека -инвалида.

Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специально! о образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» — путь в искусство .

Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей детей-инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя [4].

Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье. Не лишне будет еще раз напомнить: статистики свидетельствуют, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, вечеринка, отдавая все свое время, внимание и силы ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую очередь, и для них необходимо проектировать программы сопровождения ориентированные на повышение качества жизни таких семей.

Перед родителями  ребенка с ОВЖ, так же как и перед специалистами, к которым они обращаются за советом, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспитываться и обучаться — в реабилитационном центре, в специальном классе коррекционной школы, в детском доме-интернате системы социальной защиты или в инклюзивной образовательной среде.  К решению этой проблемы следует подходить осторожно, продуманно, с учетом всех конкретных обстоятельств.

  1. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В. В семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие для родителей.-Ставрополь, 2009. — 106 с.
  2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издат. центр Академия, 2003. – 208 с.
  3. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: Издат. центр ВЛАДОС, 2003.- 408с.
  4. Специальная семейная педагогика. Семейной воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Специальная дошкольная педагогика и психология” / Под ред. Селиверствова В. И., Денисовой О. А., Кобриной Л. М. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 359 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: type=»book» name=»Сопровождение семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни» description=»В статье отражено теоретическое обоснование проблемы сопровождения семей имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Актуальность, цель, задачи, выдвигаемые для решения.» author=»Афанасьева Раиса Альбертовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found