Содержание информационной профессиональной подготовки определяется будущими направлениями деятельности и задачами, которые решают специалисты в области социальной работы.
Согласны с Л.Ф. Суржиковой, что «образовательный процесс при подготовке специалиста в области социальной работы должен носить ярко выраженную личностно-центрированную направленность, связанную с формированием личности социального работника. Именно в вузе закладывается предметность профессионального мышления, будущий специалист приобщается духовно к ценностно-социокультурному контексту профессии, у него формируется соответствующая система ценностей и ориентации, мотивов и потребностей к профессии» [4, с.44].
В процессе профессиональной подготовки будущий специалист в области социальной работы должен овладеть не только знаниями, но и способами практической социальной работы по ряду направлений, выявленных в результате анализа нормативных документов, профессиограммы специалистов в области социальной работы, опросов специалистов, работающих в учреждениях социальной защиты населения:
– оказание социальной помощи и услуг семьям, отдельным лицам, группам населения;
– организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями и т.д.;
– проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения с целью разработки проектов и программ социальной работы;
– участие в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
– интеграция деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.
Соответственно, можно выделить следующие основные направления обучения студентов направления «Социальная работа» использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности и формированию информационной культуры:
– информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, использование информационных ресурсов;
– самостоятельный поиск информации при решении творческих задач, переработки исходной информации, получении информации в ходе профессионального общения;
– автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию и архивному хранению информации;
– разработка социальных прогнозов, моделей, программ, проектов с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий;
– автоматизация процессов обработки результатов социальных исследований;
– автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления и контроля над деятельностью социальных служб, организаций и учреждений;
– возможности и особенности использования современных информационных технологий в социальной сфере;
– правовая ответственность за совершаемые действия с помощью информационных технологий;
– эргономические условия безопасного и эффективного применения средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, возможные негативные последствия их использования и меры по предотвращению этих последствий.
С учетом обозначенных задач профессиональной деятельности и направлений обучения студентов проанализированы учебные планы, тематические планы и программы дисциплин по направлению подготовки «Социальная работа».
Содержательно-технологическое обеспечение формирования информационной культуры специалистов в области социальной работы включает необходимое материально-техническое, технологическое, программное и информационное обеспечение образовательной деятельности с учетом решаемых образовательных задач и разработку образовательной программы, учитывающей вопросы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации образовательного учреждения с помощью компьютерных информационных технологий.
Содержательное обеспечение определяет содержание учебных курсов, обеспечивающих формирование информационной культуры студентов.
Технологическое обеспечение представляет собой поэтапную образовательную деятельность по реализации содержания и накопление опыта практической деятельности в соответствие с основной образовательной программой в течение всего времени обучения в вузе.
Можно выделить 3 этапа формирования информационной культуры специалистов в области социальной работы. Каждый этап характеризуется последовательным усложнением содержания профессионального образования, обусловленного поставленными целями и задачами. На первом этапе (1 курс) при взаимодействии дисциплин математического и естественно-научного и гуманитарного, социального и экономического циклов осуществляется базовая подготовка студентов, на втором этапе (2-3 курсы) – профессионально-технологическая подготовка и на третьем (4-й курс) — исследовательская подготовка специалистов при изучении профессиональных дисциплин, а также практик, курсового и дипломного проектирования, научно-исследовательской работы студентов (См.: Таблицу).
Каждая дисциплина учебного плана участвует в формировании информационной культуры, этапы формирования соответствуют календарным срокам подготовки студентов в вузе. Между отдельными курсами и дисциплинами выявлены междисциплинарые связи, с учетом их возможностей и эффективности в формировании информационной культуры будущих специалистов в области социальной работы: между дисциплинами и курсами на одном этапе обучения, между дисциплинами и курсами разных этапов обучения, что обеспечивает формирование информационной культуры в течение всего периода обучения.
Таблица
Этапы формирования информационной культуры студентов направления социальная работа
№ п/п | Этап | Период формирования и дисциплины, при изучении которых формируется информационная культура | Отличительные особенности этапа |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Базовая подготовка | 1 курс
Информатика, Информационные технологии в социальной работе; дисциплины гуманитарного и социально- экономического цикла, естественно-научного и математического цикла |
Использование информационных ресурсов, средств информационных коммуникаций и информационных технологий для решения задач учебной деятельности – подготовка курсовых и дипломных работ, написание докладов и рефератов, подготовка к семинарам и практическим занятиям, выступлениям на студенческих научных конференциях |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Профессионально-техноло-гическая подготовка | 2-3 курс
Социальная информатика, дисциплины профессионального цикла, курсовое и дипломное проектирование, практики |
Решение профессиональных задач с использованием информационных ресурсов, средств информационных коммуникаций и информационных технологий |
3. | Исследо вательс-кая подготовка
|
4 курс
Методика исследований в социальной работе Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, практики, курсовое и дипломное проектирование |
Проведение исследований в профессиональной области с использованием информационных ресурсов, средств информационных коммуникаций и информационных технологий |
Процесс формирования информационной культуры специалистов в области социальной работы представляет собой единую технологическую цепочку, в которую включаются дисциплины «Информатика», «Социальная информатика», «Информационные технологии в социальной работе» при их расширенном взаимодействии с учебными программами гуманитарных, социально-экономических, профессиональных дисциплин, практики, научно-исследовательская и самостоятельная работа.
Освоение студентами информационных технологий и формирование информационной культуры студентов в вузе начинается с изучения дисциплины «Информатика». В условиях глобальной информатизации содержание обучения информатике в вузе претерпевает постоянное обновление, поэтому требуются оперативные средства его отбора и структурирования, позволяющие интегрировать актуальные составляющие содержания и дополнять их новыми перспективными элементами. В вузе достаточно хорошо разработана методология формирования содержания обучения студентов информатике, но существует необходимость оперативно корректировать содержание применительно к особенностям контингента обучаемых и информационно-учебной среде [1, с.17]. В подготовке будущих специалистов в области социальной работы значительное место должно быть отведено не только изучению общего курса информатики, но и обеспечению междисциплинарных связей с другими дисциплинами учебного плана, применению информационных технологий при изучении дисциплин образовательной программы, в самостоятельной учебной и исследовательской работе, в профессиональной деятельности. Несмотря на широкое использование программных средств во многих сферах человеческой деятельности, практически не рассматривалась профессиональная направленность использования офисного пакета Microsoft Office и технологий Интернет в аудиторных занятиях по курсу «Информатика» для студентов направления «Социальная работа».
Понимая важность формирования информационной культуры у будущих специалистов, нами разработан курс информатики профессиональной направленности для студентов направления «Социальная работа».
Основной целью изучения дисциплины является формирование компонентов информационной культуры, ознакомление студентов с основами современных информационных технологий, привития им навыков применения современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Курс информатики профессиональной направленности связан с основными курсами по избранной специальности, его содержание определяется основной специальностью студентов. Для студентов направления «Социальная работа» значительное место уделяется методам и технологиям обработки текстовых и числовых данных, технологии баз данных, информационному моделированию, использованию информационно-коммуникационных технологий, использованию возможностей информационных технологий в управлении, средствам автоматизации научно-исследовательских работ.
В учебной программе профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы логическим продолжением и расширением базового курса «Информатика» является курс «Информационные технологии в социальной работе». Дисциплина «Информационные технологии в социальной работе» изучается студентами для формирования у них знаний и умений применять современные информационные технологии, компьютерные системы и основные программно-инструментальные средства, используемые в социальной работе, их возможностях и особенностях использования при формировании социальной политики, прогнозировании и моделировании социальных процессов, в социальном управлении, при подготовке и переподготовке специалистов социальной работы.
Учебно-методическое и практическое обеспечение курса «Информационные технологии в социальной работе» способствует формированию у будущих специалистов объективных представлений о возможностях и особенностях использования современных информационных технологий в социальной работе, об уровне информатизации социальной сферы своего города, региона, страны, о чем свидетельствуют результаты анкетирования и опросов студентов и выпускников.
В последние два десятилетия значимое развитие получило научное направление междисциплинарного характера – «социальная информатика», — изучающее комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией, возникшее на стыке таких наук, как информатика, философия, социология, психология [3]. Учебный курс «Социальная информатика», преподается студентам направления «Социальная работа» в первом семестре 2 курса и входит в ряд дисциплин, формирующих информационную культуру будущих специалистов.
Важнейшим видом подготовки современных специалистов является практика студентов, при целенаправленной организации которой возможно эффективное формирование информационной культуры. В процессе становления будущих специалистов практика приобретает особое значение, так как «теоретическое обучение, даже оснащенное современными активными методами, не дает ожидаемых результатов и не столь эффективно для практической деятельности» [2, с.115].
Цель производственной практики с информационным сопровождением состоит в том, чтобы путем непосредственного участия студента в деятельности организаций и учреждений системы социальной защиты населения закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий, освоить современные информационные технологии, применяемые в социальной работе, приобрести профессиональные умения и навыки по выбранной специальности. Важной целью производственной практики с информационным сопровождением является формирование у студента полного системного представления об информационном характере развития современного общества, а также о возникающих при этом информационных, психологических и социально-экономических проблемах и методах их решения, приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения профессионально-информационных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Прохождение студентами информационной практики в учреждениях социальной сферы города и участие в научных исследованиях, мониторингах процесса информатизации социальной сферы позволяют выявить перспективные и проблемные направления дальнейшей работы и сформировать профессиональные компетенции специалиста, необходимые для эффективной работы в современной информационной среде. Дальнейшее совершенствование качества подготовки кадров социального профиля во многом будет определяться совершенствованием практической подготовки студентов. Студенты приобретают опыт практической деятельности с применением информационных технологий.
Поскольку информационная культура формируется в деятельности, важной составляющей технологии формирования информационной культуры является самостоятельная работа.
На первых групповых занятиях студентов обучают навыкам самостоятельной работы, методике подготовки к практическим и лабораторным занятиям, работе с основной и дополнительной литературой и справочными изданиями, правилами оформления ссылок и цитат из источников, подготовке докладов, рефератов, компьютерных презентаций, оформлению курсовых и контрольных работ. Студенты осваивают такие виды деятельности, как использование сети Интернет в учебных целях, компьютерная машинопись, умение проходить тестирование, участвовать в конференциях, пользоваться электронной библиотекой.
Самостоятельная работа направлена на самообучение студента, стимулирование потребности получения им нового знания, творческой активности. Студенты привлекаются к участию в проектной и научно-исследовательской деятельности, самостоятельному изучению профессионально-ориентированных информационных технологий. Преподаватель работает со студентами индивидуально или в творческом коллективе и выступает не только наставником, но и коллегой по научно-исследовательской работе.
Не все студенты имеют компьютерную технику и возможность доступа к Интернет-ресурсам в домашних условиях. Для устранения проблемы информационного неравенства и для обеспечения проведения практических аудиторных занятий в вузе созданы условия для самостоятельной работы студентов, способствующие формированию у них навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы – автоматизированные рабочие места студентов на базе читального зала библиотеки, центров коллективного пользования, компьютерных классов.
Для формирования информационной культуры студентов направления «Социальная работа» используется автоматизированное рабочее место (АРМ) студента, представляющее собой программно-аппаратный комплекс на базе персональных компьютеров. АРМ студента – это рабочее место, оснащенное вычислительной техникой и другими инструментальными средствами, обеспечивающими организацию самостоятельной учебной деятельности студентов.
Важным компонентом формирования информационной культуры будущих специалистов является научно-исследовательская деятельность, развивающая творческое, логическое и аналитико-прогностическое мышление, способность к практическому решению творческих и нестандартных задач.
Анкетирование работодателей и руководителей баз практик показало, что 76% респондентов оценивают способность самостоятельно вести исследовательскую и аналитическую деятельность с помощью информационных технологий, как оказывающую значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста и его карьерный рост.
Участие студентов в научно-исследовательской работе способствует формированию у них исследовательского уровня информационной культуры.
Литература:
- Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие по направлению и специальности «Социальная работа»/П.Д. Павленок – 2-ое изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 267 с.
- Платонова Н.М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2010 — 168 с.
- Соколова И.В. Социальная информатика: учебное пособие — 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. — 274 с.
- Суржикова Л.Ф. Формирование этнической толерантности специалистов по социальной работе в вузе: дис. … канд. пед. наук. — Москва, 2009. — 185 с.[schema type=»book» name=»СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» author=»Муртаева Ирина Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]