«Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [6 С.17].
Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Дистанционные образовательные технологии позволяют индивидуализировать учебный процесс. Поэтому у преподавательского состава возникла потребность в авторской разработке учебного сопровождения процесса обучения с помощью определенного программного инструментария. [1, 2, 3]
iSpring – это российская компания, разрабатывающая инструменты для обучения с 2005 года, которые получили высокое признание на международной арене. Популярность продуктов iSpring в организации эффективного процесса обучения растет с каждым годом. По данным всемирного интернет-голосования TOP 100 tools for learning 2014, продукты iSpring вошли в топ 40 лучших инструментов, используемых для обучения, и превзошли такие всемирно известные образовательные ресурсы как Lectora, Coursera и Khan Academy. [5]
iSpring Suite 7 позволяет превратить презентацию PowerPoint в профессиональный учебный курс, готовый для просмотра в интернете или на компьютере. При этом появляется возможность разрабатывать курсы нелинейного характера, осуществляя на практике сценарии с ветвлением. Более того возможно к электронным курсам прикреплять необходимые ресурсы для обучения (например, задания для выполнения практических работ или дополнительный материал по теме). [4]
iSpring Suite 7 позволяет быстро конвертировать PowerPoint в формат HTML5. Это дает возможность разрабатывать современные, качественные электронные материалы для онлайн презентаций и дистанционного обучения в том числе и с помощью мобильных устройств. Разработчики — учителя и методисты — могут выбрать наиболее подходящий метод публикации готовых курсов, тестов, анкет, интерактивностей: Web для размещения в интернете на сайте или в авторском блоге; СДО с использованием пакетов SCORM-, AICC, Tin Can API или СДО iSpring Online с публикацией.
В зависимости от целей создания учебного пособия можно выбрать один из режимов конвертации, предлагаемых iSpring:
- Один Flash-файл – презентация со всеми внешними файлами (аудио, видео) будет упакована в единый Flash-файл, который можно отправить по e-mail, вставить в другой проект или опубликовать на сайте.
- Создание HTML – iSpring сгенерирует HTML-код, готовый для размещения на сайте. Вам необходимо лишь скопировать его и вставить в исходный код страницы.
- Создание EXE – в этом случае iSpring создаст файл, который можно будет проигрывать на ПК без предварительной установки Flash-плеера.
- Полноэкранный режим – эта опция позволяет использовать учебное пособие для просмотра в полноэкранном режиме.
- Отдельные Flash-файлы – на основе каждого слайда будет создан отдельный Flash-файл. Такие файлы могут быть загружены во Flash-приложения, управлять которыми можно только с помощью API, предоставляемого iSpring Presenter или iSpring SDK.
- ZIP – сохранения в одном архивном файле. [5]
Не нужно разрабатывать несколько вариантов курса под компьютеры, планшеты, смартфоны. Всего одна включенная опция, и контент можно смотреть на компьютерах и ноутбуках, мобильных устройствах (iPad и iPhone, Windows и Android-устройствах). Это позволяет использовать данные авторские учебные разработки в мобильном обучении. [2, 3]
Появившаяся новинка этого года возможность оживлять курсы и тесты разными персонажами, которые можно анимировать. Библиотека персонажей прилагается, но можно создавать новые и оригинальные анимации по желанию.
При этом любые учебные пособия становятся более наглядными за счет использования аудио и видео информации, гиперссылок, анимации. Это обеспечивает мультимединость данным образовательным продуктам.
Для повышения эффективности процесса обучения учитель-предметник может создавать интерактивные тесты (рисунок 3) и опросы (23 типа вопросов, включая drag-and-drop), которые помогают не только проверять знания, но и закреплять изученный материал (если использовать сценарии с ветвлением). При этом преподаватель выстраивает своеобразную программу обучения. Особенность разветвлённой программы — разнообразие вариантов ответа ученика: ученик выбирает правильный ответ в тесте из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему вопросу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки. Итак, разветвлённый сценарий теста ведёт учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок и приобретает функцию не столько контроля, сколько обучения. Достоинство тестов с разветвленным сценарием, прежде всего, заключается в активизации учебной деятельности учащихся. Обязательный характер усвоения каждого шага программы позволяет достичь более высокого уровня знаний. Процесс обучения для каждого индивидуален по темпу и характеру продвижения от первого шага к последующим. При этом более подготовленный учащийся продвигается быстрее, а тот, кто менее подготовлен — медленнее; но он тоже проходит все запрограммированные шаги полностью и в конечном итоге без ошибок усваивает весь материал на хорошем уровне. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
В этом году появилась новая опция (для её включения в окне Публикация необходимо установить Проигрывание и навигация) — восстановление просмотра при повторном запуске теста. В случае прерывания тестирования при его повторном запуске, учащемуся будет предложено продолжить тестирование с того вопроса, на котором он остановился в прошлый раз. При этом все отмеченные ранее ответы сохранятся.
Кроме того, учитель может настроить получение результатов теста таким образом, чтобы они приходили одновременно на сервер школы и указанную электронную почту (например, учителя). Для этого лишь надо поставить соответствующие флажки в окне настройки теста (вкладка Результаты → Настройка результатов).
При разработке анкет часто бывают важны сведения о том, кто прошел анкетирование. Помимо стандартных данных (имя, фамилия, электронная почта) появилась возможность настроить любые необходимые поля авторизации и сделать их обязательными или необязательными.
Для этого необходимо выполнить лишь следующее: Настройки теста → Основные → Информация о пользователе → Настроить. Заданные для полей авторизации переменные, можно использовать в вопросах и отчетах.
Еще одно новшество этого года в iSpring Suite 7 заключается в возможности создавать эффектные интерактивности, которые включаются в дистанционный авторский курс.
Итак, если возникновение дистанционного обучения было обусловлено потребностями и социальным заказом общества, то эволюция ДО детерминирована с одной стороны, техническим прогрессом средств коммуникации, с другой стороны, процессами информатизации и демократизации образования. Переход от одного исторического этапа развития к другому обусловлен развитием информационно — коммуникационных технологий.
Список литературы:
- Монахов Д.Н. Подготовка педагогических кадров нового поколения в области ИКТ// Народное образование. №6. 2014. С.83-89.
- Монахов Д.Н. Мультимодальные технологии в мобильном обучении студентов// Дистанционное и виртуальное обучение. № 9.2014. С. 4-9.
- Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Мультимодальные технологии в учебном процессе высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 158-160.
- Режим доступа: https://www.ispring.ru, 21.01.2014.
- Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/ispring-top-100-tools-for-learning-2014/?utm_source=Email-campaign&utm_medium=email&utm_term=all-ru&utm_campaign=ispring-top-100&ref=newsletter, 28.09.2014.
- Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» author=»Монахова Галина Анатольевна, Монахов Данила Никитич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]