Существующие современные социально-экономические условия выдвигают на первый план специальные дисциплины и исследования в области науки, техники, инновационных технологий. Высшие учебные заведения становятся сегодня центрами научных исследований и обучения и играют важную роль в формировании и развитии международного научно-образовательного пространства. Такие условия создают мощную мотивацию к изучению иностранного языка для студентов российских вузов, так как появляется реальная возможность применить полученные знания по иностранному языку в конкретной жизненной ситуации. Несомненно, возрастает востребованность на рынке труда специалистов со знанием иностранного языка, что является еще одним дополнительным стимулом к изучению данной дисциплины.
Таким образом, одной из важнейших стратегических задач современной высшей школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Современный вуз поставлен сегодня перед необходимостью «обеспечения высокого качества образовательных результатов без особых финансовых вложений со стороны государства за счет поиска внутренних резервов самой системы, а это возможно при активном внедрении современных методов и технологий». [6, с. 9]
В результате работодатели получат специалиста нового уровня, владеющего такими качествами как компетентность, самостоятельность и готовность к принятию решений, умением адаптироваться в быстроменяющихся производственных условиях, имеющего мотивацию к непрерывному образованию и профессиональному росту в конкурентной среде, профессионально ответственного, социально активного. В связи с этим усложняются не только образовательные задачи, но и требования к качеству труда вузовских преподавателей.
Так, сегодня, целью компетентностного подхода в преподавании иностранных языков в вузе является формирование всесторонне развитой личности обучающегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения, позволяющей ему быть равным партнером межкультурного общения на иностранном языке в бытовой сфере, в своей профессиональной деятельности, а также в целях самообразования.
Это высокая планка для большинства студентов неязыковых вузов, которые в своем большинстве не готовы к общению на иностранном языке. Решение поставленной задачи осложняется еще и тем, что группы по иностранному языку формируются без учета уровня подготовки студентов, следовательно, партнерами по коммуникации могут оказаться как хорошо владеющие языком, так и студенты, знающие только алфавит; ограничено количество часов, уделяемое на изучение иностранного языка в сфере профессиональных коммуникаций; отсутствие внутренней мотивации учения и чрезмерная выраженность внешних мотивов, которые являются характерными чертами современного образования. Это вызывает обоснованный интерес к поиску способов стимулирования интереса слабо подготовленных студентов к дальнейшему их коммуникативному развитию и наиболее эффективных организационно-содержательных подходов к формированию общих и профессиональных компетенций, технологий актуализации потенциала субъектов образовательного процесса.
Безусловно, овладение необходимым материалом представляет собой, в первую очередь, результат собственной деятельности обучающегося, который должен брать на себя определенную долю ответственности за результаты обучения. Результат такого обучения, безусловно, будет зависеть от восприятия обучающегося. Преподаватель же создает в учебном процессе необходимую благоприятную среду, которая включает обучающегося как активного партнера в общении, развивает его способность самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность.
Для того чтобы решить обозначенную проблему – научить обучающегося вне пределов страны изучаемого языка, без непосредственных контактов с культурой носителей языка и в течение ограниченного учебными рамками времени говорить о своей специальности и понимать речь носителей языка в этом плане – нужно активно использовать современные образовательные технологии. Необходимость их применения подчеркивается изменением характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса: смена приоритетов – от простой трансляции знаний к созданию необходимых условий, способствующих полной реализации потенциала обучающихся в учебно-профессиональной и других видах деятельности. В этом случае актуальными становятся технологии работы субъектов образовательного процесса с информацией, технология организации самостоятельной работы обучающихся.
«Технология как система работы педагога с учащимися или студентами, которая разворачивается в определенной логике в условиях образовательной среды, оказывается изоморфна структуре организуемого процесса. В этом значении технология может быть выстроена и применена как освоенная последовательность методов, разворачивающая этот процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки прогнозируемого результата». [6, с. 22]
Таким образом, для того чтобы субъекты образовательного процесса действовали технологично, им необходимо четко представлять структуру процесса достижения цели и последовательность применения для этого средств.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках реализации дисциплин «иностранный язык», «иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций» обусловлен необходимостью формирования у обучающихся общекультурных компетенций для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах. Преподаватель вправе сам определять какими средства, методами, технологиями он воспользуется для достижения поставленных целей.
Опорой современного образования являются новые информационные технологии и возможности глобальной информатизации. Это, безусловно, связано с техническим оснащением образовательного процесса и передачей части функций преподавателя компьютеру, Интернету и т.д.
С одной стороны, становится более доступной различная по содержанию и сложности информация, более интересными становятся формы подачи материала. С другой стороны, мы задаемся вопросом: а готовы ли мы, преподаватели, к таким переменам? Большая часть преподавателей сегодня это люди, получившие образование еще в прошлом веке, и которые не всегда готовы овладевать новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной техники, Интернета, аудио- и видеотехники.
Выбор образовательных технологий определяется, в первую очередь, целью, для достижения которой выбирается технология, возможностями самого преподавателя: насколько хорошо он владеет выбранной технологией и понимает ее возможности в решении образовательных задач и, наконец, индивидуально-психологические особенности участников образовательного процесса.
Заметим, что решение существующих образовательных проблем и задач не ограничивается строго определенным набором технологий. Реализация любой из огромного многообразия существующих программ дисциплин и, в частности, «Иностранный язык», дает возможность использования широкого спектра образовательных технологий: традиционных, инновационных, интерактивных, информационных, коммуникативных и др.
Активное применение современных образовательных технологий в образовании это не самоцель, а, скорее, средство повышения эффективности обучающихся в достижении более высоких результатов собственного обучения, активизации определенных ресурсов образовательной среды, которые способствуют формированию внутренней мотивации эффективного профессионального обучения и личностного развития как обучающихся, так и преподавателей.
Список литературы:
- Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-у изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. — 432 с.[schema type=»book» name=»Современные образовательные технологии в рамках реализации программы дисциплины «Иностранный язык»» author=»Соколова Татьяна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]