С внедрением Интернета во многие области деятельности человека, расширились границы для разнообразных форм работы с информацией. С изменением и увеличением возможностей информационных технологий, меняются и Интернет – технологии.
К «классическим» возможностям Интернета, таким как Wеb-серфинг, поиск информации, электронная почта, скачивание файлов и т.д. в последние годы добавились интерактивные составляющие «всемирной паутины». С внедрением технологии Web 2.0 появились дополнительные сервисы глобальной сети, которые еще недавно не представлялись возможными. Причем сайты Интернета удивляют своим разнообразием, к ним относятся:
- мультимедиа редакторы – всевозможные конверторы для музыки, видео, графики, корректировка мультимедийных файлов, добавление звуков, титров, эффектов анимации, создание улучшенных объектов онлайн;
- видеохостинг – первенство по праву держит Youtube, но и кроме него, используется достаточное количество сайтов с представлением видео;
- геоинформационные системы, такие как 2ГИС, которые позволяют быстро ориентироваться в больших городах, использовать карту местности не только в компьютере, но и в коммуникаторах, находить без труда любые офисы, банкоматы, аптеки и т.п.;
- обработка офисных документов на сайтах онлайн без установки программного обеспечения на локальный компьютер, добавление различной визуализации – диаграмм, графиков, коллажей и т.п., причем доступна групповая работа с документами;
- всевозможные онлайн мероприятия – вебинары, видеолекции, видеоконференции, консультирование, тренинги, уроки и т.п.;
- огромное количество форумов и социальных сетей –безграничное пространство для обмена мнениями, рекламы чего-угодно и представления своих креативных способностей.
Перечислены далеко не все сервисы Интернета, ставшие доступными с Web 2.0. Интернет заметно изменился с добавлением интерактивных возможностей, значительно расширил мультимедийную составляющую, стал неотъемлемой частью изучения информационных технологий.
В настоящее время невозможно изучать ИКТ технологии в полном объеме без Интернета. Учебные заведения используют глобальную сетьтакже многопланово.Освоение структуры и создание сайтов можно считать базовой основой изучения Интернета. Сайтостроение переживает новый виток своего развития. В настоящее время изучается не просто язык гипертекстовой разметки HTMLи сопутствующие языки, например, JavaScript и другие, но и рассматривается новая технология создания сайтов с помощью специальных Интернет-платформ, которые позволяют создавать сайты из готовых шаблонов. Например, регистрация на портале www.ucoz.ru предоставит бесплатный конструктор сайтов в распоряжение пользователя. Такой портал не единственный, если набрать в поисковой строке «Бесплатное создание сайтов», то появится значительная подборка ответов. Данная технология дает возможность:
- управлять дизайном сайта с помощью шаблонов оформления,
- составлять сайт из блоков – всевозможные настраиваемые меню, виджеты, гаджеты, информеры, видеовставки, отображение анкетирования, добавление и настройка баннера и т.д.,
- добавлять страницы сайта – блог, форум, фотоальбом, гостевая книга и т.п.,
- вставлять свои HTML-страницы, файлы для скачивания, гиперссылки, ссылки на видео и т.д.
Многообразие возможностей Интернета дает благодатную почву для выполнения творческих заданий студентов. Это могут быть как обязательные практико-ориентированные проекты для выполнения лабораторных работ, так и исследовательские, ознакомительно-информационные задания, необходимые для участия в каких — либо проектных мероприятиях, таких как конференции, семинары, экспериментальная и научно – исследовательская работа.Для реализации внеаудиторной самостоятельной деятельности можно предложить следующие виды работ:
- создание персонального сайта возможно с различным направлением деятельности, это может быть электронное портфолио студента, сайт группы для общения, фотоальбом какого-либо студента, сайт для размещения творческих работ, созданных в прикладных программах и многое другое,
- создание индивидуальной HTML-страницы либо нескольких страниц с целью демонстрации своих достижений в этом направлении с Интернет-хостингом,
- групповая или индивидуальная работа по созданию PREZI-презентаций на сайте https://prezi-narusskom.ru/(других возможных публикаций) с целью освещения какой-либо темы или демонстрации своих достижений,
- создание коллажей, открыток, рисунков, другой визуализации, для этого существуют специальные сайты, например https://www.fotokomok.ru/kollazh-onlajn-fotokollazh-iz-fotografij/,
- использование онлайн-сервисов для решения математических задач, например
- работа в Творческой студии портала Youtube для создания видеоролика с дополнительными функциями обрезки, вставки, эффектами соединения частей видео.
Создание таких проектов и мини-проектов позволит преподавателю развивать творческую активность студентов, демонстрировать только самые современные возможности Интернета, индивидуализировать обучение, показать значимость и актуальность изучаемой дисциплины, формировать профессиональные навыки работы с информацией.
Студенты также получают множество положительных умений и навыков при выполнении творческих заданий:
- развивают креативную составляющую своей личности, формируют общекультурные и профессиональные компетенции,
- учатся проектировать процесс, планировать свою деятельность, самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способы решения промежуточных подзадач, привлекая знания из различных областей,
- осваивают несколько вариантов решения проблемы, устанавливают причинно – следственные связи, выдвигают гипотезы для дальнейших действий,
- формируют навыки работы с различными видами информации, собственную информационную культуру, самостоятельно осваивают информационное пространство, используют ранее неизвестные информационные ресурсы,
- занимаются оценочной деятельностью, анализируют «плюсы» и «минусы» своих работ, проектов других студентов, подобных работ, имеющихся в Интернете и т.д.
Изучение современных Интернет-технологий требует, как и любая дисциплина, изучаемая в высшей школе, достаточного времени для осмысления основных понятий, реализации основных дидактических принципов: целеполагания, систематичности и наглядности. Но преимущества данного сегмента знаний в обязательном практическом использовании получаемой информации, распространении навыков на профессиональную область будущей деятельности, развитии креативного потенциала личности студента при выполнении обязательных лабораторных работ и внеаудиторных самостоятельных заданий.
Поэтому использование информационной среды Интернета при создании творческих работ студентов имеет перспективное развитие, а с появлением новых возможностей предоставит новые формы работы.
Список литературы
- Артанов Б. Web – мастеринг без посторонней помощи. Москва: Издательство «Триумф», 2010. – 336с.
- Гилярова М. Г. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 128с.
- Симонович С. В. Информатика: базовый курс учеб. пособие для студ. высш. техн. учеб. заведений / под ред. С. В. Симоновича. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2011. — 637с.: ил. — (Учебник для вузов)[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ» description=»В статье рассмотрены современные возможности Интернет-технологий с перспективой использования на учебных аудиторных и внеаудиторных занятиях. Предлагается методическое направление применения Интернет – технологий для создания индивидуальных проектных работ студентов. Делается акцент на развитии творческих способностей при использовании проектного метода в изучении информационно – коммуникационных технологий. Обосновываютсяположительныемоментыпредлагаемойметодики.» author=»Филимонова Зоя Алексеевна, Гилярова Марина Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]