Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.
Сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни – модели образования, признаваемой сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала, и фактически готовит к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий.
С принятием ФЗ-131 полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Это отвечало общему продуктивному замыслу учета интересов территорий, местного сообщества. Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей [3, с.6]. Что касается зимних видов спорта, то естественные спортивные площадки не требуют серьезных капиталовложений и традиционно организуется множество ледовых катков, которые пользуются популярностью среди населения. Во многих центрах физической культуры, дворцах и домах детского и юношеского творчества только на зимний период открываются группы по фигурному катанию на коньках. С целью сохранения контингента занимающихся в течение всего учебного года была разработана методика хореографической подготовки, ориентированная на различные уровни подготовленности занимающихся и адаптированная для разных возрастных групп. Дополнительные занятия развивают гибкость, координационные способности, чувство равновесия, повышают артистичность, музыкальность, разнообразят тренировочный процесс.
С 2015 г. появилась возможность реализации творческого потенциала занимающихся не только в досуговой деятельности, но и, принимая участие в соревнованиях, которые проводятся под эгидой Федерации фигурного катания на коньках г. Москвы для детей разных возрастных групп с присвоением разряда по нормативам ЕВСК.
Разработанная методика хореографической подготовки включается в тренировочный процесс 2 раза в неделю в период отсутствия естественного льда с сентября по ноябрь и с марта по май, и при погодных условиях не позволяющих проводить занятия на льду (табл. 1).
Таблица 1.
Примерный план – график распределения учебных часов
месяцы |
Всего за год | |||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Ледовая
подготовка |
— | — | 8 | 8 | 8 | 8 | — | — | — | 32 |
Хореографическая подготовка | 8 | 8 | — | — | — | — | 8 | 8 | 8 | 40 |
Комплекс упражнений современной хореографии состоит из комбинаций, рассчитанных на 64 такта музыкальной композиции, и основывается на следующих группах упражнений:
- Изоляция отдельных частей тела (головы, плеч, грудной клетки, тазобедренной части, рук и ног);
- Координация (соединение двух и более центров в одной композиции) [1, с.21];
- Упражнения для позвоночника;
- Кросс (передвижение в пространстве): шаги, вращения;
- Комбинации на основе разученных упражнений.
В таблице 2 приведены примеры некоторых движений, на основе которых были составлены хореографические комбинации.
Таблица 2.
Комплекс упражнений современной хореографии
№ |
Название упражнения |
Техника исполнения |
1 | Комбинация движений грудной клетки: (горизонтальный крест)
И.П. – «вторая» позиция ног, руки в «подготовительном» положении; 1 – движение грудной клетки вперед; 2 – центр 3 – правую руку вытянуть вправо, кисть сократить, движение грудной клетки вправо; 4 – центр 5 – движение грудной клетки назад; 6 – центр 7 – левую руку вытянуть влево, кисть сократить, движение грудной клетки влево; 8 — центр |
— «подготовительное» положение рук – руки расположены вдоль торса, локти и кисти вытянуты;
— «вторая» параллельная позиция ног – стопы параллельны и между ними расстояние, равное одной стопе; — движение грудной клетки вправо и влево — вытягивая правую руку в сторону, необходимо добиться того, чтобы грудная клетка двигалась вправо за рукой, также влево. — движения вперед и назад осуществляются только грудной клеткой. |
2 | Комбинация движений рук:
И.П. – руки во «второй» позиции, ноги в «первой» позиции. Положение «А»: 1 – правая рука; 2 – левая рука Положение «Б»: 3 – правая рука; 4 – левая рука; Положение «В»: 5 – правая рука; 6 – левая рука 7 – правая рука во «вторую» позицию; 8 – левая рука во «вторую» позицию |
— «вторая» позиция рук — руки раскрыты в сторону на уровне плеча, локти и кисти вытянуты;
— «первая» параллельная позиция ног — стопы стоят параллельно друг другу; — положение рук «А» — локти наружу, ладони около груди; — положение рук «Б» — локти опущены вниз, ладони около плеч; — положение рук «В» — локти вытянуты, затем руки раскрываются во вторую позицию; |
3 | Комбинация движений ног:
И. П. – «четвертая» параллельная позиция, руки во «второй» позиции 1 – «рабочая» нога отводится назад на полупальцы, оба колена сгибаются 2 – резко выпрямляя опорное колено, через параллельное passe, делается резкий бросок вперед «рабочей» ногой 3 – «рабочая нога» отводится назад на полупальцы через параллельное passé; 4 – И. П. |
— «четвертая» параллельная позиция — стопы стоят на одной линии одна перед другой, расстояние между ними равно длине одной стопы;
— «вторая» позиция рук — руки раскрыты в сторону на уровне плеча, локти и кисти вытянуты; — Passe – путь «работающей» ноги при переходе из одной позы в другую. Нога проходит у колена опорной ноги. |
4 | Координация движений головы и грудной клетки:
И. П. — «четвертая» позиция, руки в положении «А»; 1 – Поворот головы вправо, движение грудной клетки вперед; 2 – И. П. 3 – Поворот головы влево, движение грудной клетки назад; 4 – И. П. |
— «четвертая» параллельная позиция — стопы стоят на одной линии одна перед другой, расстояние между ними равно длине одной стопы;
— положение рук «А» — локти наружу, ладони около груди; |
5 | Шаг flatstep с движением тазобедренной частью:
И.П. — «вторая» параллельная позиция ног, колени немного согнуты и направлены вперед, торс немного наклонен вперед, руки свободно опущены вдоль тела; 1 – 4 – flatstepс движением пелвиса вперед – назад; 5 – 8 — flatstepс движением пелвиса вправо – влево. |
— «вторая» параллельная позиция ног – стопы параллельны и между ними расстояние, равное одной стопе;
— flatstep – вид шагов, шаги выполняются на каждый счет по диагонали, вся стопа во время шага полностью плоско касается пола. |
6 | Шаг camelwalk с движением грудной клетки:
И. П. – «вторая» параллельная позиция ног, торс немного наклонен вперед, руки свободно опущены вдоль тела; 1 – 4 – camelwalk движением грудной клетки вперед – назад; 5 – 8 – camelwalk движением грудной клетки вправо – влево. |
— «вторая» параллельная позиция ног – стопы параллельны и между ними расстояние, равное одной стопе;
— camelwalk – вид шагов, выполняется на каждый счет по диагонали. При этом шаге колено «рабочей» ноги поднимается вверх, одновременно опорная нога сгибается. Акцент направлен вниз. |
7 | Вращение: «трехшаговый поворот» И. П. – «первая» позиция ног, руки в «первой» позиции; 1 – шаг правой ногой вправо; 2 – шаг левой ногой в том же направлении, одновременно полуповорот на 180°; 3 – шаг правой ногой в том же направлении, завершая полный поворот; 4 – приставить левую ногу к правой ноге;
5 – 8 –также повторить с левой ноги в левую сторону. |
— «первая» параллельная позиция ног – стопы стоят параллельно друг другу, ноги вместе;
— «первая» позиция рук – округленные в локтях и кистях руки подняты на уровне диафрагмы, слегка отделены от корпуса; |
Применение комплексов современной хореографии в оздоровительных группах по фигурному катанию на коньках благоприятно влияет на всестороннее развитие детей, повышение интереса к виду спорта, а также эмоционально окрашивает досуговую деятельность ребенка, позволяет развить у детей танцевальность, энергичность и свободу движений.
Экспериментально обосновано, что применение комплекса современной хореографии оказало благоприятное воздействие на формирование у детей осанки и собственного стиля, на артистичность, пластичность, музыкальность и выразительность движений. По результатам исследования, проведенного на кафедре ТиМ лыжного и конькобежного спорта, фигурного катания на коньках РГУФКСМиТ в 2014-2015 гг., оценки за исполнение программы увеличились на 1,08 балла в экспериментальной группе и только на 0,44 балла в контрольной группе.
Список литературы
- Александрова В.А. Использование современной хореографии для развития специальных физических качеств 7 – 8 лет. / В.А. Александрова, О. Блюм. // «Детский тренер». – 2013. — №1. – C. 20-24
- Александрова В.А. Учебно-методическое пособие по джазовой хореографии для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», обучающихся по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт». / В.А. Александрова, Н.Ф. Сингина. – Москва, ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. – 67с.
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (проект) от 09.12.2013г.
- Фигурное катание на коньках. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, школ олимпийского резерва. Руководитель программы – И.В Абсалямова. — М., Изд-во Спорт, — 2006. -170 с.
- Шипилина И.А. Хореография в спорте. / И.А. Шипилина. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 307 с.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО СТИЛЯ И ПЛАСТИЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ НА КОНЬКАХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Целью исследования являлась разработка и экспериментальное обоснование методики хореографической подготовки для различных возрастных групп и уровней подготовленности занимающихся. После проведения педагогического эксперимента было подтверждено, что применение комплекса современной хореографии оказало благоприятное воздействие на формирование у детей осанки и собственного стиля, на артистичность, пластичность, музыкальность и выразительность движений. » author=»Баранова Дарья Дмитриевна, Китаева Наталья Владимировна, Кузнецова Лариса Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]