Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Современная система профессиональной ориентационной работы



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Современная система профессиональной ориентационной работы // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Исторический опыт российской профессиональной школы второй половины ХIХ – начала ХХ веков показывает, что институт профессионального образования должен выступать активным субъектом становления цивилизованного рынка. Такая возможность на настоящее время может быть реализована посредством:

—  сохранения базы профессионального образования;

— ориентации целей, средств и критериев качества профессионального образования на становление нового типа работника;

— развития системы непрерывного профессионального образования.

Развитие общества зависит от состояния образования в государстве и образованности людей, которая начинается в школе. Формы профессиональной ориентационной работы многочисленны и разнообразны. Анализ библиографических источников показал, что они  перечисляются и описываются бессистемно, беспорядочно. В этой  работе должна быть своя система, как того требуют законы  педагогики. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики.

Научной основой создания системы профессиональной ориентационной работы служили следующие подходы:

— личностный подход, включающий в себя ориентацию педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности;

— деятельностный подход, предполагающий рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности.              [2, с.477]

Первым компонентом этой системы определено изучение личности (как того требуют теоретические концепции профессиональной ориентационной работы), следующим компонентом является профессиональная информация как информационная основа, на которой базируется профессиональная ориентационная работа. На основе профессиональной информации строится профессиональная пропаганда и профессиональная агитация, которая, в  свою очередь, дает не только информационный материал, но и посыл для выполнения профессиографических исследований, профессиографических работ, встреч, экскурсий, профессиональных ориентационных уроков.

Заключающим компонентом в этой системе может быть профессиональная консультация,  когда педагог может консультировать школьника, который получает достаточно большой объем информации, тогда у учащегося будет возможность выбрать из всей информации интересующую его часть.

В профессиональной деятельности школы мотивационную доминанту формируют профессиональные ориентационные уроки. Они несколько отличаются от традиционных уроков. Целью их является поиск способа решения конкретных жизненных задач, важных с общественной точки зрения и значимых для личности.                                                                         [3, с.120]

Самостоятельному изучению учащимися конкретной профессиональной деятельности служат профессиографические исследования. Этот вид работы может быть включен в систему специально разработанных профессиональных ориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографического исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий). По форме проведения профессиографическое исследование выделяется в самостоятельный вид профессиональной информационной работы. Самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и готовит  их к активному участию в других видах профессиональной ориентационной работы.                 [4, с.336]

Предполагая максимальную инициативу и самостоятельность учащегося, профессиональное исследование представляет в их распоряжение обширную  информацию о профессии, которая  была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом – обеспечить широкий простор самодеятельности школьников, создать у них оптимизм первооткрывателей. Среди различных форм профессиональной ориентационной работы видное место занимают профессиографические встречи. Хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании учащихся, воспитывая у них познавательную активность. Полнота и объективность информационного материала, получаемого школьниками во время профессиографической встречи, способствует формированию у них правильного представления об изучаемой профессии, о ее привлекательных сторонах, встречающихся трудностях, творческих моментах деятельности, о возможности соответствующих перспектив при наличии определенных профессиональных качеств уровня интеллектуального  развития.       [5, с.120]

Одной из форм профессиональной ориентационной работы является профессиографическая экскурсия на промышленные предприятия. Такие экскурсии значительно активизируют профессиональное самоопределение школьников. Основной задачей экскурсий можно определить создание профессиограмм различных профессий на основе увиденного и изученного материала. В соответствии с задачами таких мероприятий схема анализа профессии содержит следующую информацию: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности; санитарно-гигиенические условия труда.

Эффективному  проведению профессиональной ориентационной работы в школе способствует разработанная нами  система (от греч. systema – порядок,  обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи).                                                                                  [1, с.234]

Схематическое  изображение системы  изображено на рис. 1.

Рис.1  Последовательность реализации форм  профессиональной

ориентационной  работы

Литература

  1. Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. 2004. 771с. Высшая школа. 1988. 234с.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики. 2006. 477с.
  3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., молодежи. М., Высшая школа. 1988. 336с. РЦРО, 1995. 120с.
  4. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащийся молодежи. М., Высшая школа. 1988. 336с.
  5. Федорова Е.А. Как подготовиться к аттестации. Новгород. Изд-во РЦРО, 1995. 120с.[schema type=»book» name=»Современная система профессиональной ориентационной работы» author=»Левенец Светлана Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found