Здоровье нации во многом зависит от уровня развития физической культуры, культивируемой как в семье, так в дошкольных учреждениях, школах и др. учебных заведениях. Этой цепочке достаточно, чтобы вырастить граждан Р.Ф., готовых, по состоянию здоровья, защищать отечество, способных образовывать семьи, рожать и воспитывать юных россиян.
По итогам общероссийского мониторинга состояния здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи, проведенного РАН в 2013г., в пяти федеральных округах, выявлено, что высокое физическое развитие имеют 9%, среднее 57% и низкое 34% младших школьников. Количество практически здоровых детей в России за последние годы сократилось с 61 до 46%. С переходом из класса в класс здоровье и уровень физической подготовленности школьников ухудшается. Эти факты подтверждают негативные тенденции действующей системы физического воспитания [5,7,11].
Предполагалось, что введение третьего урока физической культуры, (приказ МО и Н РФ., от 29 декабря 2014г), объявление его обязательным к исполнению, существенно изменит негативные последствия, связанные с интенсификацией учебной, в основном, умственной деятельности учащихся и как следствие, повысит объем их двигательного потенциала. Однако ввиду известных причин абсолютное большинство школ оказались не готовы к качественной организации третьего урока физической культуры (материальная база, 2 и 3-х сменная работа школы, кадры и др.) [1,3, 4 ].
На основе анализа имеющегося арсенала возможностей современных технологий обучения, которые появились в последние десятилетия, считаем целесообразным, в качестве одного из способов совершенствования методики занятий по физической культуре, рекомендовать, прошедшую экспериментальную проверку, новую игру с мячом радиальный баскетбол.
Игра запатентована [6,9,10] обладает уникальной вариативностью, простотой и податливостью к целенаправленному совершенствованию функционального потенциала организма учащихся школы, их двигательной подготовленности и иммунитета к условиям внешней среды.
Цель исследования: проанализировать влияние занятий радиальным баскетболом на функциональные системы организма учащихся 1-8 классов (рост, вес, ЧСС, экскурсия грудной клетки, ответная реакция ССС на кратковременную 40 сек., максимальную нагрузку) и динамику заболеваемости.
Объект исследования: учащиеся 1-8 классов, занимающихся по разным программам третьего урока физической культуры, (в контрольных классах уроки национального танца, в экспериментальных – игра радиальный баскетбол).
Задачи исследования: выполнить анализ характерных изменений росто-весовых показателей, ЧСС, время восстановления после кратковременной (40 сек)максимальной нагрузки, экскурсии грудной клетки, динамику устойчивости к сезонным заболеваниям.
Организация исследования: исследование проводилось в течении 2013-2014 учебного года на базе общеобразовательной средней школы №3 г Нальчика. В эксперименте приняло участие 304 учащихся 1-8 классов, которые были распределены по возрастным группам (1-4 и 5-8 классы) внутри соответствующих возрастов, по методу случайной выборки, на контрольные и экспериментальные классы.
В контрольных классах уроки физической культуры проводились по 102 часовой программе (3 урока в неделю, причем третий урок (34) проводился как урок национальных танцев).
В экспериментальных классах третий урок также как и в контрольных (всего 34) проводился по авторской программе в условиях игры в радиальный баскетбол.
Содержание решаемых в каждом классе задач, за исключением третьего урока полностью совпадали как в экспериментальных, так и в контрольных классах.
За основу взята идея игры в баскетбол, но колец не одно, а три, расположенных в виде треугольника установленных на одной стойке в центре круглой площадки. (рис1)
Высота колец регулируется от 115см до 305см. Как показали результаты более 6-летних экспериментальных исследований, необычное расположение колец, существенно расширяет возможности игрового пространства и тем самым делает задачу забрасывания мяча в одно из трех колец еще более увлекательной и моторной.[10 ]
Рис. 1 Игровая площадка для радиального баскетбола
Данные обследования, полученные в начале эксперимента, показали, что m – средняя ошибка среднеарифметического отклонения между учениками младших классов (1-4) в экспериментальных и контрольных группах не имели достоверных различий, также как и между учащимися 5-8 классов(p>0,05).
Результаты исследований.
Анализ показателей здоровья в конце учебного года (после эксперимента) при повторном тестировании выявил достоверно меньшие случаи заболеваемости в экспериментальных классах в которых на уроках физической культуры использовалась адаптированная подвижная игра радиальный баскетбол (в 1-2 классах) и спортивная (в 3-8 классах). табл.1
В экспериментальных классах количество заболеваний учащихся 1-8 классов, в среднем сократилось на 38,2 процента, в контрольных13,07процента. Следует отметить, что соматическое развитие учащихся в своей сущности направленно на увеличение функциональных возможностей организма и является неотъемлемым компонентом адаптации в том числе к условиям внешней среды. Считаем, что невысокая динамика снижения процента заболеваний в контрольных классах(13,07) является, в том числе результирующим эффектом не столько специфических процессов роста и развития учащихся, сколько оптимальной неадекватностью учебных и физических нагрузок.
Таблица 1
Динамика заболеваемости учащихся экспериментальной и контрольной групп 1-8 классов 2012-2013и2013-2014 учебных годов
Классы | Хронические и простудные заболевания, в том числе ОРВИ, грипп | |||
Экспериментальные классы
n = 202 чел. |
Контрольные классы
n = 201 чел. |
|||
До экспер. (нач. уч. года) | После экспер. (конец уч. года) | До экспер. (нач. уч. года) | После экспер. (конец уч. года) | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Кол-во человекодней | Кол-во человекодней | Кол-во человекодней | Кол-во человекодней |
9962
9012 10461 6180 8121 6314 13141 6133 |
5306 (46,7%)
6005 (33,6%) 5146 (50,1%) 3982 (35,3%) 6376 (21,5%) 4127 (34,7%) 10211 (22,7%) 4312 (29,6%) |
9817
9316 8786 6212 7962 7134 13442 7314 |
8568 (12,7%)
8432 (9,4%) 7928 (9,8%) 5012 (19,4%) 7011 (12%) 4912 (31,8%) 11398 (15,3%) 5912 (19,1%) |
Примечание: во второй и четвертой колонках приведены сравнительные данные по заболеваемости учащихся 1-8классов в 2013-14 учебном году, в первой и третьей данные по заболеваемости в 2012-13уч. году.
В результате экспериментальных исследований был отмечен некоторый рост показателей физического развития и улучшения функциональных систем организма у всех учащихся 1-8 классов.
После эксперимента (в конце учебного года) изменения показателей роста учащихся в соответствующих возрастных группах были незначительными и не имели достоверных корреляционных различий, как в контрольной так и в экспериментальной группах в 1-8 классах (р>0,05), однако в экспериментальных классах динамика роста мышечной массы несколько выше, чем в контрольных (около 2кг,) (табл.2).
Прирост показателей экскурсии грудной клетки достоверен (р<0,05) в экспериментальных 1-4 классах (до эксперимента 4,52 + 0,31; после 7,52 + 0,82), в 5-8 классах соответственно (5,02 + 0,31; 8,47 + 0,30), в контрольных классах в соответствующих возрастных группах наблюдалось также некоторое увеличение, что в известной степени можно отнести к особенностям естественного биологического развития, прирост недостоверен: 1-4 классы (4,48 + 0,17; 5,52 + 0,27), 5-8 классах (5,05 + 0,57; 6,0 + 0,21), (р>0,05). Сравнительный анализ показал преимущество экспериментальной программы с применением модернизированной игры радиальный баскетбол. У школьников экспериментальных классов, в отличии от учащихся в контрольных, отмечается повышенное кислородно-транспортное и питательное обеспечение мышечной работы, что в свою очередь сопровождалось существенным сокращением периода восстановления после максимальной (40сек.) нагрузки.
Таблица №2
Изменения общих характеристик показателей здоровья учащихся 1-8 классов по полу (мальчики, девочки).
Контрольные тесты (ср. показ. по школе) | Экспериментальные классы | Контрольные классы | ||||||
1-4 кл. | 5-8 кл. | 1-4 кл. | 5-8 кл. | |||||
n=96 (M=40; D=56) | n=106 (M=59; D=47) | n=102 (M=48; D=54) | n=98 (M=50; D=48) | |||||
Mm | Mm | Mm | Mm | |||||
До экспер. | После экспер. | До экспер. | После экспер. | До экспер. | После экспер. | До экспер. | После экспер. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Рост | 136.18
0.99 |
137.1
1.64 |
146.07
0.76 |
150.36
1.22 |
135.7
0.9 |
136.4
1.32 |
144.6
0.58 |
146.211.22 |
2. Вес | 36.41
0.75 |
37.08
1.22 |
39.56
0.82 |
41.06
0.36 |
36.58
0.83 |
36.5
0.41 |
38.07
1.6 |
39.3
0.71 |
3. Экск. гр. клетка (см) | 4.52
0.31 |
7.52
0.82 |
5.02
0.31 |
8.47
0.30 |
4.48
0.17 |
5.52
0.27 |
5.05
0.57 |
6.00
0.21 |
4. ЧСС – период восстанов. после нагрузки | 2.508 | 1.004 | 1.503 | 0.502 | 2.354 | 1.507 | 1.483 | 1.254 |
p<0.05
№№ контр. тестов |
1/2 | 3/4 | 5/6 | 7/8 | 1/5 | 2/6 | 3/7 | 4/8 |
1 | > | > | > | > | > | > | > | < |
2 | > | > | > | > | > | > | > | < |
3 | < | < | < | > | > | < | > | < |
4 | < | < | < | > | > | < | > | < |
Есть все основания полагать, что ведущим фактором выявленных изменений к концу учебного года являются не столько естественные процессы роста и развития в ходе онтогенеза учащихся, сколько адекватность или неадекватность учебных и физических нагрузок. Не менее значимо более глубокое изучение и вегетативного компонента адаптации, поскольку адаптивные возможности учащихся начальной и средней школы в значительной степени определяются и лимитируются уровнем функционирования кардиореспираторной системы. Базальные значения изучаемых параметров гемодинамики(период восстановления ЧСС после макс. 40 сек. нагрузки, экскурсия грудной клетки) достоверно лучшие в экспериментальных (p<0,05) классах чем в контрольных, свидетельствуют о более высоких возможностях ССС учащихся экспериментальных классов.
Выводы
Мышечная система в результате организации активных, разнообразных двигательных действий в специфических условиях, возникающих в ходе игры в радиальный баскетбол, обеспечивает не только локомоторные функции, но и оказывает стимулирующее воздействие на все важнейшие системы организма.
В процесса адаптации к физической нагрузке увеличивается число ядер и миофибрилл в мышечных волокнах. Динамическая нагрузка в ходе игры, в отличии от традиционных форм организации других подвижных и спортивных игр, обеспечивает увеличение объема кровотока за счет увеличения ЧСС, что в свою очередь сочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы. Наблюдается фазовый характер регулируемой гиподинамии и увеличение объема легочной вентиляции, увеличение емкости капиллярной сети в мышцах, процессов восстановления сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Список литературы
- Бальсевич В.К Что необходимо знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. — 1997. — No 3. — С. 51-54.
- Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР// Теория и практика физической культуры. — 1990.- No 10. — С. 2.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. — М.: Просвещение, 1991. — 65 с.
- Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. — 1993. — No 2.- С. 59.
- Винарская E.H., Суслов В.Н., Фирсов Г.И. Интегративно-синергический аспект проблемы оценки функционального состояния человека // Функциональное состояние и здоровье человека.– Ростов-на-Дону, 2006.– С. 228–230.
- Еськов В.М., Козлова В.В., Голушков В.Н. Сравнительный анализ и синтез физиологических параметров организма студентов Югры в фазовых пространствах состояний // Теория и практика физической культуры.– 2011.– № 11.– С.88–94.
- Питербаскетвалид // Положительное решение на выдачу патента на товарный знак по заявке № 2003123276/20 (025025) от 16.07.2003.
- Кожемов А.А., Несмеянов А.А., Черкесова Л.З., Коноплева А.Н. Развивающая технология физического воспитания младших школьников на основе использования игры − радиальный баскетбол (питербаскет) // Адаптивная физическая культура.– 2010.– No 2(42).– С. 34–35.
- Мини-питербаскет. Правила соревнований. / Пособие для тре- неров. Под общей редакцией проф. Несмеянова А.А. – СПб., Галея принт, 2012. – 28 с.: ил.
- Несмеянов А.А., Несмеянов П.А., Несмеянов Д.А. Спортивная игра с мячом «Питербаскет» // Свидетельство на полезную модель No 28828 от 20.04.2003.
- Несмеянов АА, Кожемов АА, Хадарцев АА, Питербаскет и здоровье человека: Монография – Тула: ООО “Тульский полиграфист”, 214 с.[schema type=»book» name=»Совершенствование физического развития и здоровья школьников 1-8 классов в условиях новой подвижной и спортивной игры радиальный баскетбол.» description=»The outcome of the All-Russian health care monitoring among children, teen-agers and youth has detected that the quality of practically healthy children in Russia has been recently decreasing. The goal of research: influence of a new sport game radial basketball on chronic and respiratory diseases among 1-8th grade schoolers. Method of research: pedagogical control, pedagogical experiment, methods of math statistics. Results of research: put in practice of physical education. Conclusions: specific conditions created in game environment of radial basketball substantially broaden the possibilities of game space, improve motivation, physical activity and adaptation to the negative impact of ambient.» author=»Кожемов Аслан Аскерханович, Несмеянов Анатолий Александрович, Гилясова Марина Хакимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]