Профессиональная компетпентность учителя определяет его статус в образовательном сообществе.Современный учитель – это человек, обладающий высоким уровнем профессионализма. Знание возрастной психологии, владение методикой обучения своему предмету, современными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, непрерывное стремление к самообразованию – вот характерные черты профессионализма современного учителя.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс школы влечёт за собой не только появление современных технических средств, но и новых форм и методов обучения. Меняется отношение учителя к своей профессиональной деятельности. Учитель остаётсяключевой фигурой учебно-образовательного процесса и, в то же время, ключевой фигурой программы внедрения ИКТ в образование. Следовательно, меняется уровень профессиональной компетентности учителя, при этом основной акцент делается на умения применять ИКТ в педагогической деятельности для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.
Учителю иностранного языка важно понять назначение и роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе. По мнению Е.С. Полат, можно выделить ряд методических задач, которые мы решаем в процессе обучения иностранным языкам с использованием ИКТ: формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности, расширение активного и пассивного словарей, формирование культуры общения, формирование социокультурной компетенции, формирование критического мышления [4].
Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей иностранных языков, которая предполагает владение навыками интеграции ИКТ в программу обучения иностранному языку, планирование учебной деятельности с использованием ИКТ, использование ИКТ как средства профессионального развития, применение ИКТ для общения и сотрудничества с коллегами. Возможно ли поышение уровня профессионализма учителя в процессе активной деятельности в образовательных сетевых сообществах?
Сетевое взаимодействие учителей иностранных языков возможно при условии уже сформированной информационно-коммуникационной компетенции. В то же время профессиональное взаимодействие учителей в сетевом сообществе, общение с коллегами, обмен опытом, участие в сетевых семинарах и конференциях может способствовать развитию ИКТ-компетенции, как одной из составляющих профессиональной компетентности учителей иностранных языков.
Профессиональная деятельность учителей в сетевом сообществе возможна при наличии условий, позволяющих организовать доступ к профессиональной информации, образовательным ресурсам, осуществления общения друг с другом и со специалистами в области методики обучения иностранным языкам, доступа к зарубежным ресурсам для изучения зарубежного опыта.Методической основой взаимодействия учителей в сетевых сообществах является компетентностный подход. Следовательно, различные виды деятельности учителей иностранных языков в профессиональном сетевом сообществе должны быть направлены на развитие профессиональных компетенций, в том числе информационной, коммуникационной, методической, социокультурной и других компетенций, на самообразование и объединение российских и зарубежных учителей.
Профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков имеет определённую структуру, состоящую из разделов, объединяющих два основных блока: информационный и коммуникационный. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, содержание которых направленно на самообразование и взаимодействие.
Информационный блоксодержит информационно-образовательныересурсы, необходимые учителю в профессиональной деятельности: медиатека, ссылки на ресурсы отечественного и зарубежного опыта, нормативно-правовые документы и др.. Коммуникационный блок предоставляет возможность для профессионального общения учителей средствами коммуникационных технологий: форумы, чаты, блоги др. Электронные конференции, семинары находятся на сплетении двух блоков: информационного и коммуникационного. Участие в тематических теле-и видеоконференциях, методологических семинарах даёт учителям возможность для самоактуализации, обмена опытом, обсуждения вопросов методики обучения иностранным языкам.
В структуру профессионального сетевого сообщества входят различые блоки (разделы), содержание которых и определяет возможные виды деятельности учителей иностранных языков в данном сообществе.
Ресурсы медиатеки могут содержать официальные документы: образовательные стандарты, программы, положения, законы Министерства образования и науки РФ, а также методические материалы, ссылки на образовательные ресурсы, необходимые учителю для использования на уроках и для самообразования. Однако необходимо определить целесообразность их использования в том или ином задании соответственно дидактическим задачам, которые решаются на уроке иностранного языкка.Е.С. Полат определяет следующие дидактические задачи [4]:
- формирование, совершенствование навыков и умений чтения, письма, аудирования и говорения;
- совершенствование умений письменной речи, умений монологического и диалогического высказывания;
- расширение активного и пассивного словарей;
- приобретение культурологических, страноведческих знаний;
- формирование элементов глобального мышления (диалог культур);
- формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иноязычной речи для целей подлинного общения;
- формирование культуры общения.
Современный учитель является не только источником знания, но и участником образовательного процесса, в котором и сам совершенствует свои знания и умения, например, в процессе организации и проведении международных телекоммуникационных проектов. Пользуясь ресурсами медиатеки сетевого сообщества, учитель может попасть в виртуальные библиотеки других стран, найти аутентичный материал для интеграции его в учебный процесс при обучении школьников различным видам речевой деятельности. Информационно-образовательные ресурсы медиатеки профессионального сетевого сообщества можно рассматриватьв качестве содержательного инструмента, своего рода, «настольной книги» в профессиональной деятельности учителей иностранных языков.
Раздел «обмен опытом» содержит разработки отдельных уроков, проектов, внеклассных мероприятий. Учителя делятся своим положительным опытов, обсуждают с коллегами методические приёмы, совершенствуют свои знания в области методики. Изучение зарубежного опыта расширяет знания российских учителей в области методики обучения иностранным языкам в средней школе и способствует объединению педагогов разных стран, сближению и интеграции культур.
Несмотря на то, что методические приёмы у российских и зарубежных учителей не всегда совпадают, цель профессиональной деятельности одна – формировать коммуникативную компетенцию школьников, развивать умения межкультурного общения. Например, образовательный ресурс «Teachershelpingteachers» —https://teachershelpingteachers.info/ — предлагает готовые планы уроков зарубежных учителей, в которых выделяются основные методические приёмы, используемые на уроках. Заметнопредпочтениетворческимзаданиям, например, тема “Beginning of the year autobiography” (Grades 2-8) — Many teachers use the first few weeks of school for community-building and getting-to-know-you activities, илитема “Poems by you about you” (Grades 5-12) — This is an excellent activity the first week of school. It helps to get students involved immediately in the curricula, get to know each other, and it gives the teacher some examples of student work to post for Back to School Night [5].
В заданиях на закреплениеотдельных лексических или грамматических структур ученикам предлагается подумать и объснить разницу в различных вариантах их применения, например, “Ican’t… butIcan”. Интересно задание на определение различий между “Ican’tfly” и “Ican’tsing”.
Общение, как вид деятельности учителейв сетевом сообществе может обеспечиваться с помощью электронной почты,веб-семинаров, блогов, скайпа и др. В настоящее время в сети очень популярны блоги. Технологии блога позволяют регулярно добавлять краткие записи, изображения или мультимедиа. Слово блог происходит от английского blog, которое, в свою очередь, является аббревиатуройот weblog, что означает — сетевой журнал, дневник событий. Блоги могут быть личными, групповыми, общественными, тематическими или общими. Профессиональное общение учителей в блогах сетевого сообщества позволяет постоянно взаимодействовать друг с другом, обсуждатьинтересующие их вопросы независимо от сроков проведения сетевых тематических конференций.
Успешность деятельности профессионального сетевого сообщества учителей напрямую зависит от квалифицированного администрированиявсего сетевого сообщества и егоразделов. Участники профессионального сетевого сообщества взаимодействуют друг с другом, с модераторами и администрацией (см. рис. 1).
А — администрация М — модератор У — участник |
Рисунок 1. Структура взаимодействия участников сетевого сообщества
Руководство сетевого сообщества планирует работу всего сообщества, согласует с ведущими рубрик (модераторами), те, в свою очередь,взаимодействуют с участниками сетевого сообщества, а участники взаимодействуют между собой. Внутри сообщества возможно образование отдельных сообществ, объединений людей по интересам [3].
Эффективность деятельности учителей в профессиональном сетевом сообществе зависит от её организации, от чёткой работы модераторов: насколько своевременно проводятся те или иные мероприятия в сети, насколько актуальны проблемы, предлагаемыедля обсуждения, как организуется взаимодействие участников сообщества, учитывается ли психолого-педагогический фактор и т.д. Любое сообщество, в том числе и сетевое, является добровольным объединением людей, которое имеет общие цели, интересы. Спланированная и организованная деятельность сообщества будет привлекать всё больше и больше участников, что гарантирует успех его деятельности.
Как один из примеров четкой организации деятельности сетевого сообщества,является портал Европейской школьной сети www.eun.org– образовательное сетевое сообщество европейских стран. Платформа для взаимодействия педагогов в сети – этоeTwinning(www.etwinning.net ). “On the eTwinning Portal the main meeting point and working space, you can: link up with other teachers across Europe, share ideas, cooperate and participate in projects, develop your skills and participate in workshop and training events” [6].
В нашей стране большим успехом среди учителей иностранных языков пользуются такие сообщества как Сеть творческих учителей — www.it-n.ru, Форум учителей английского языка — www.englishteachers.ru,Открытый класс -https://www.openclass.ru/node/325 и др.
Согласно новым социальным требованиям к системе российского образования, к системе непрерывного образования современный учитель нуждается в постоянном повышении профессиональной компетентности, чему могут способствовать профессиональные сетевые сообщества.Эффективность профессионального взаимодействия учителей иностранных языков в рамках профессионального сетевого сообщества зависит от профессиональной подготовки учителей в области ИКТ, создания условий дляреализации сетевого взаимодействия и учебного процесса в образовательных учреждениях.
Виртуальная среда имеет свои особенности и возможности для взаимодействия. Знание их и владение методикой организации деятельности сетевого сообщества гарантирует успех сетевого взаимодействия учителей.
Профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков – это современный способ повышения квалификации. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах направлено на решение двух взаимосвязанных задач: на развитие профессиональной компетентности учителей и на развитие и совершенствование образовательного процесса.
Список литературы:
- Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2005 – 24 с.
- Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. — М., Флинта. 2005 – 216 с.
- Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. 2006, № 6 — С. 56-60
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 368 с.
- Зарубежный опыт. Планы уроков. Lessonplans. Электронный ресурс URL:
- Портал eTwinning. Электронный ресурс. URL:www.etwinning.net.[schema type=»book» name=»СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙКОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» description=»Современному обществу необходим учитель с высоким уровнемпрофессиональной компетентности. Объектом исследованияявляетсяпроцесс совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий в условиях профессионального взаимодействия в сетевых сообществах. » author=»Владимирова Людмила Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.01.2017_1(34)» ebook=»yes» ]