Толерантное сознание считается одним из признаков высокого развития как общества и личности человека. Эти вопросы весьма актуальны, поскольку жизнь мирового сообщества сопровождается интенсивными процессами миграции народов, что связано с проблемами ассимиляции и сохранения их самобытности. Слово «толерантность» вошло в мировую практику благодаря международному документу, принятому 16 ноября 1995 года во Франции — «Декларации принципов толерантности», который был подписан многими государствами, членами ЮНЕСКО, в том числе и Российской Федерацией. Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [1, с. 3].
Понятие «толерантность» трактуется по-разному в различных теоретических концепциях, но в общеупотребительном смысле и обиходном значении слова она предполагает уважение, принятие, понимание многообразия народов и культур мира, форм и способов проявления человеческой индивидуальности [3, с. 13]. Проявлять толерантность – это значит понимать и признавать то, что все люди различны по внешнему виду, социальному статусу, личным интересам, поведению и ценностям, что каждый имеет право на жизнь в этом мире.
На современном этапе существует несколько научных подходов в исследованиях толерантности: философский, психологический, этнологический, культурологический, педагогический и некоторые другие. В ходе их изучения выясняется, что в зависимости от того или иного контекста используются и другие смыслы: толерантность можно рассматривать как «терпимость», «снисходительность», принятие кого-либо или чего- либо и т.д. Российский философ, специалист в области теории познания, психологии и философии науки Владислав Александрович Лекторский, рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие и существующие философские концепции [2, с.123]. Однако даже при наличии множества разных подходов к изучению данной проблемы, кроме моделей, обобщенно можно выделить четыре основных характеристики толерантности — это признание, принятие, уважение и понимание.
Задача формирования и развития толерантной личности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, а особенно систему дошкольного образования. Толерантность как характеристика и функция сознания не свойственна человеку изначально и поэтому она должна специально воспитываться и формироваться. Наоборот, изначально человеку присуща настороженность, часто переходящая во враждебность по отношению к тем, кто от него отличается [5, с. 21].
Дошкольный возраст — это время, когда у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с окружающим социумом. В формировании основ толерантного сознания особая роль должна быть отведена именно дошкольному образованию и воспитанию, так как эта ступень образования является начальным этапом в полноценном и гармоничном развитии ребенка. Толерантность формируется у дошкольников во взаимодействии с окружающими людьми, основываясь на положительном примере взрослого. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо для начала взрослым самим транслировать толерантные установки по отношению к другим людям. Дошкольникам в детском саду очень сложно объяснить реальный смысл слова «толерантность», поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения в основном используются такие понятия как «дружба», «сострадание», «любовь», «понимание» и «мир».
Сам процесс формирования основ толерантного сознания является длительным, с включением систематической и комплексной работы в повседневной деятельности дошкольников, во взаимодействии ребенка со сверстниками, педагогами, родителями и окружающими людьми. Воспитание основ толерантного сознания не ограничивается только усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы сформировать и утвердить в качестве внутренней установки у дошкольников навыки толерантного поведения по отношению к окружающему, «нестандартному» социуму. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого [4, с.23].
Проанализировав существующие программы по формированию у дошкольников основ толерантного сознания, мы выявили, что в данных дополнительных программах дошкольного образования отсутствует полноценное и доступное для реализации педагогами в образовательном процессе детского сада содержание. В связи с обозначенной актуальностью данной темы в нашем детском саду была создана рабочая группа по разработке дополнительной образовательной программы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста «Воспитание толерантного дошкольника» в рамках городского сетевого проекта «Тольятти – город толерантности».
Рабочей группой была определена цель разрабатываемой Программы – формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, и сформулированы основные задачи:
— формирование представлений об индивидуальных особенностях людей и толерантных установок по отношению к ним;
— формирование готовности к принятию другого, имеющего отличительные особенности в качестве партнера по общению;
— развитие умения оказывать социальную поддержку другому, в том числе в форме речевых высказываний, демонстрировать положительное отношение к другому;
— развитие умения регулировать свое поведение во взаимодействии с другими людьми на основе положительных установок и находить выход из конфликтных ситуаций;
— развитие способности осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
— развитие чувства близости, доверия, безопасности по отношению к миру и другим людям.
По структуре Программа включает в себя целевой, содержательный компоненты и условия реализации Программы. Содержание Программы распределяется по возрастам, в связи с каждым возрастом выделяются актуальные зоны развития (базовые составляющие по формированию толерантности выделяются на основе специфики возрастных особенностей детей дошкольного возраста, ими являются: 3-4 года – доверие к миру, 4-5 лет – преодоление конфликтности, 5-6 лет – область знаний о многообразии проявлений особенностей людей и человеческой индивидуальности, 6-7 лет – оценочные суждения и толерантные установки, социальные нормы и правила взаимодействия с другими людьми).
Рабочей группой в основу Программу были включены 3 вида толерантности, которые представляют, на наш взгляд, наибольшую актуальность. Выбранные виды толерантности составили содержательную основу блоков, из которых составлена Программа:
1 — толерантность к людям, имеющим особенности здоровья (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вступлению в коммуникативный контакт с ними);
2 — этнотолерантность (готовность к принятию и пониманию людей других культур и народов при совместном взаимодействии);
3 — толерантность к индивидуальным типологическим особенностям людей и поведенческой специфике ее проявления (готовность к принятию и пониманию людей, имеющих иной стиль поведения и деятельности, индивидуально-типологические особенности, различный уровень способностей).
Каждый блок предполагает работу по разным направлениям, в связи с которыми определяются содержание и формы работы:
- Информационный компонент: морально-нравственные нормы и установки, сведения о инаковости (содержит знания о том, какие бывают формы инаковости, как проявляются особые потребности) и знание о способах поведения (представления о том, как нужно себя вести при взаимодействии с другими).
- Поведенческий компонент (включает в себя наблюдение детьми поведенческих эталонов, формирование поведенческих навыков и организацию различных форм собственного деятельностного опыта ребенка).
- Эмоциональный компонент (областью работы является эмоциональная сфера ребенка, формирование принятия и эмпатии, создание положительных переживаний как аффективной составляющей опыта).
- Интегративная составляющая (объединяющая в себе элементы предыдущих трех компонентов).
Содержание и поставленные задачи реализуются в конкретной форме, которая подбирается в соответствии со спецификой возраста и особенностями контингента воспитанников. Для дополнительного понимания педагогами поставленных задач, авторами были выделены структурные единицы формируемых у дошкольников (в соответствии с возрастными особенностями) толерантных установок и необходимые условия для реализации предложенных форм взаимодействия, которые могут помочь подобрать правильные содержание работы и методические приемы. Воспитательные задачи в программе являются приоритетными по отношению к образовательным, поэтому есть специфика в применении материала — он используется не так, как это обычно делается в образовательном процессе, поэтому требуется дополнительное понимание педагогом того, как нужно «подавать» материал с целью воспитательного воздействия.
При подборе форм реализации программы предпочтение отдавалось интерактивным формам взаимодействия, таким как: праздники – фольклорные, тематические и т.д.; театрализованные представления (два направления использования: как иллюстрация содержания работы и как форма социального взаимодействия); сюжетно-ролевые игры (для формирования взаимоотношений, поведенческих стереотипов, усвоения социальных ролей); игры-занятия; народные и подвижные игры; игровые упражнения (невербальные формы коммуникации, отрабатывающие и закрепляющие социальные навыки); словотворчество (использование речевых средств в коммуникации и различных аспектов творческой деятельности); моделирование («Минутки добра», создание ситуативных условий для спонтанного поведенческого акта милосердия и др.); тематические недели и акции; мастерские (продуктивная целевая и совместная деятельность); выставки — как демонстрация оценочных суждений, системы ценностных ориентиров и расстановка акцентов (фотовыставки и др.); соревнования (специально организованные, направленные на формирование толерантных установок и принятие партнера); экскурсии, целевые прогулки; конкурсы; концерты; детские мастер-классы. Многообразие предложенных форм является примерным каталогом для свободного выбора педагогом наиболее подходящего вида работы в соответствии с выбранной задачей, своими индивидуальными наклонностями и общим стилем педагогической деятельности.
Программа предполагает включение комплекса диагностических мероприятий для оценивания эффективности ее реализации. Рабочей группой был разработан эталонный конечный результат — характеристика толерантного дошкольника, на основе которой выделены определяющие для диагностики критерии, выражающиеся в признаках толерантности:
— желает и помогает другим (всем, а не индивидуально),
— принимает другого и вступает в контакт (взаимодействие),
— сопереживает другому в нужной ситуации,
— проявляет положительный интерес к личности другого,
— проявляет терпимость в ситуации коммуникативных затруднений,
— не испытывает отрицательных переживаний и чувства превосходства при столкновении с инаковостью,
— не демонстрирует доминантного поведения по отношению к слабому.
Реализация программы рассчитана на внедрение со второй младшей по подготовительную группу детского сада в течение всего учебного года. Начало реализации программы в сентябре и окончание в мае с применением на входе и выходе комплекса диагностических мероприятий. Данная программа является только одним из нескольких направлений работы в рамках городского сетевого проекта «Тольятти-город толерантности». На данный момент времени программа прошла пилотажное апробирование на базе МБУ детского сада №116 «Солнечный» городского округа Тольятти, в результате чего был получен первичный положительный результат и выделены зоны требующие доработки. Мониторинг, проводимый в ходе пробного применения Программы «Воспитание толерантного дошкольника», показал, что она способствовала развитию у детей дошкольного возраста готовности принять других такими, какие они есть и повышению умений строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Список используемой литературы
- Декларация принципов толерантности: принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: (15.04.2015), свободный. — Загл. с экрана.
- Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. — М.: Наука, 1980. – 358 с.
- Макарова Т. В., Ларионова Г. В. Толерантность и правовая культура дошкольников / Т. В. Макарова, Г. В. Ларионова. — М.: Сфера, 2008. – 80 с.;
- Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — №11. – с. 23-24;
- Строганова, Л. В. Воспитание толерантности / Л. В.Строганова. — М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ» author=»Вахтерова Марина Борисовна, Фабрициева Любовь Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]