Индивидуализация обучения в условиях обычной школы – непростая задача. На плечах одного педагога-предметника лежит как непосредственная предметная составляющая, зачастую de-facto совмещенная с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, так и воспитательный элемент работы. Развитие ключевых компетенций — образовательной, общекультурной, социально-трудовой, информационной, коммуникативной требует широкого участия в образовательном процессе не только школы, но и родительского комитета и, разумеется, самого ученика. Новый стандарт устанавливает требования к результатам образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории [3, п. 8].
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иной организации обучения — технологии модульного образования, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненного блоками-модулями [2, с. 5]. На наш взгляд, именно блочно-модульная система обучения, как одна из современных педагогических технологий, позволит достичь результатов, обозначенных в новом стандарте.
Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего самообразования, а также профессионального выбора [2, c. 5-7]. Отказ от уравнительной модели обучения, как показал проведенный нами эксперимент, благотворно сказался и на учебной мотивации, и на общем результате учащихся на выходе.
В 2014-2015 учебном году на базе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга в 11 «А» классе в экспериментальном порядке было предложено изучать обществознание по учебному продукту А. И. Клиницкого «Блочно-модульная система изучения обществознания в 11 классе (профильный уровень)» к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.
Решая задания, соответствующие изучаемому в 11 классе материалу (блоки Социология, Политология, Духовная сфера), ученикам представлялась возможность выбора – либо выполнять задания одновременно с классом (тема за темой), либо работать и сдавать учебный материал быстрее, освобождая, тем самым, самим себе время для решения заданий повышенного, олимпиадного уровня, либо же подготовке к ЕГЭ по выбранным для себя предметам (возможно, вовсе не относящимся к общественным наукам). Однако, при досрочной сдаче, как показала практика, рационально поставить условие сдачи зачета по блоку только на ОТЛИЧНУЮ оценку! Тренировочные задания для подготовки к контрольной работе (в формате ЕГЭ, что также немаловажно) приведены в конце изучаемого блока. Пример контрольной работы позволит учащимся видеть запрашиваемый от них уровень знаний и умений на окончание изучения курса и самостоятельно оценить собственный уровень подготовленности к зачету.
Особое место в блоке занимает раздел обобщающих уроков, включающих развивающие творческие задания на сравнение, сопоставление, обобщение материала, носящие межпредметный характер. Тексты представлены на английском языке. Задания повышенной трудности не адаптированы, сложны для перевода на русский язык.
Раздел «Работаем с текстом» нацелен на умение находить информацию в тексте, выявлять там главное, соотносить, поднятые в тексты вопросы с иными обществоведческими проблемами.
При изучении избирательных моделей и систем, ребятам также предлагается любопытная математическая задача.
Во избежание одинаковых работ (т. е. банального «списывания») подавляющее большинство заданий носят творческий характер, либо предполагают собственный развернутый ответ по изучаемой проблеме.
Помимо творчески-направленной дидактической составляющей и межпредметных компонентов продукта, еще одним его преимуществом перед аналогами является воспитательная составляющая — развитие значимого в наши дни умения – рационально расходовать собственное время, разумно тратить его на то, что необходимо для решения практической, актуальной для самого себя задачи (т. н. «тайм-менеджмент»), поставленной, к тому же, самим учащимся перед собой.
Кроме этого, важнейшей задачей общественных наук мы видим воспитание здорового патриотизма, бережного отношения к истории и культуре своей страны, что, в частности, предлагается обсудить на семинарском занятии по творчеству Н. А. Бердяева, отрывок из книги которого («Судьба России») приведен в разделе СОЦИОЛОГИЯ.
Внимательное отношение к проблемам духовной сферы нашей страны и всего мира также составляют любопытный элемент в проекте (блок ДУХОВНАЯ СФЕРА).
По результатам внедрения продукта, в одном только классе в 2014-2015 учебном году было представлено 2 призера районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, многократный призер районных и городских научно-практических конференций, призеры и победители предметных олимпиад СПбГУ и ВШЭ (Санкт-Петербург). Средний балл по результатам ЕГЭ также на 11 пунктов превысил средний балл по городу, что школа считает значимым достижением.
Однако, исходя из результатов эксперимента, считаем важным обозначить риски внедрения продукта, важнейший из которых связан с отстающими и недисциплинированными учениками. В отношении них рекомендуем осуществлять промежуточный контроль выполнения модуля.
Исходя из результатов обозначенного выше эксперимента, педагогический и методический совет школы сделал вывод о готовности данного продукта для его распространения и опытного использования. Продукт «Блочно-модульная система изучения обществознания в 11 классе (профильный уровень)» будет представлен на конкурс инновационных методических разработок Санкт-Петербурга.
Список литературы:
- Даутова О. Б., Иваньишина Е. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб.: Каро, 2014. – 176 с.
- Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 2001. — 350 с.
- ФГОС ООО. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 за № 1897.[schema type=»book» name=»Результаты образовательного эксперимента по внедрению блочно-модульной системы изучения обществознания в 11 классе (профильный уровень) в средней общеобразовательной школе» description=»Статья представляет результаты образовательного эксперимента по внедрению авторской разработки – инновационного продукта «Блочно-модульная система изучения обществознания в 11 классе (профильный уровень)» А. И. Клиницкого – учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга. Дана краткая характеристика целям и задачам модульного обучения, а также обозначена особенность заданий данного продукта и возникшие в процессе реализации затруднения. Продукт был одобрен Педагогическим советом школы. Учителю рекомендовано представить авторскую разработку на конкурс инновационных образовательных продуктов. » author=»Клиницкий Артем Игоревич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]