«Координационные способности» как самостоятельное научное понятие было введено в науку в последние 40 лет. Ранее (часто и теперь) считалось, что об оптимальной координации (управлении и регуляции) следует судить только по психомоторной способности, называемой ловкостью. Термины «координация движений» и «ловкость» нередко использовались либо как синонимы, либо означали самостоятельные проявления моторики.
Однако результаты экспериментальных исследований и наблюдений на практике показали: «ловкость» — понятие излишне общее, житейское и неточное. Способность быстро обучаться, известная с 20-х гг. XX в., носит специфический характер — человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, гимнастическим), в других случаях (например, при овладении элементами техники футбола) может быть в числе последних [4].
Специалисты разных стран отмечают, что понятие «ловкость» не охватывает всех способностей, обеспечивающих эффективную регуляцию и управление движениями. На основе эмпирических исследований установлено существование многих такого рода более элементарных способностей, которые, как уже говорилось, составляют понятие «координационные способности».
В литературе называется от 2-3 основных до 5, 7 и даже 20 специфических координационных способностей и более. Координационные способности специфично проявляются в зависимости от спортивной дисциплины, вида выполняемых двигательных действий и частей тела, реализующих конкретные движения. В этой связи нельзя, например, предполагать, что индивид, отличающийся высокой точностью попаданий мяча в баскетбольное кольцо (зависит от высокого уровня способности к кинестетическому дифференцированию параметров движений), будет точнее наносить удары ногой по мячу в ворота (форма и способ управления и регуляции движений при бросках руками и ударами по мячу ногами весьма различны, хотя центральные механизмы целевой точности могут быть едины). Специфический характер проявления координационных способностей следует учитывать как при подборе упражнений для их развития и совершенствования, так и при разработке тестов для тестирования координационных способностей, в том числе — и у футболистов.
К ведущим (наиболее значимым) координационным способностям в футболе специалисты причисляют следующие семь: 1) способность к перестроению и приспособлению двигательных действий; 2) кинестетическое дифференцирование движений («чувство мяча»); 3) чувство ритма движений; 4) способность к согласованию (соединению) движений; 5) ориентацию в пространстве; 6) быстроту двигательной реакции; 7) равновесие (в динамических и статических условиях) [1; 2].
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики развития координационных способностей у футболистов 14-15 лет.
Организация исследования. Исследование проводилось с января 2011 по июнь 2013 года и состояло из трех этапов. Каждый этап характеризовался конкретными сроками выполнения, содержанием работы и применяемыми методами исследования. В эксперименте принимали участие две группы футболистов 14-15 лет СДЮСШОР «Академия футбола» г. Тамбова по 16 человек в каждой.
Первый этап (сентябрь 2012 г. — апрель 2013 г.) – проведение педагогического эксперимента. На данном этапе была реализована специальная программа исследования, разработанная ранее. В нем также реализовалась идея педагогического эксперимента.
Второй этап (май — июнь 2013 г.). На этом этапе были обработаны результаты исследования, проведен их анализ, на основе которого сделаны выводы и практические рекомендации.
В программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу [5] не описывается, какое количество времени следует уделять координационной тренировке в каждом учебно-тренировочном занятии. В связи с этим возникла необходимость создания специальной методики, в которой были бы отражены эти показатели.
В методике развития координационных способностей, предложенной нами для футболистов на этапе базовой специализации, координационной тренировке посвящалось от 15 до 45 мин от всего времени тренировочного занятия.
Изменение показателей координационных способностей футболистов 14-15 лет в ходе эксперимента
На начало эксперимента достоверных различий в показателях, отражающих развитие координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах, не наблюдалось, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1, т.е. можно говорить о том, что группы были однородны.
По окончании педагогического эксперимента установлено, что в экспериментальной и контрольной группах отмечалась общая тенденция на улучшение результативности в тестах.
Таблица 1
Показатели координационных способностей по окончании эксперимента
в контрольной и экспериментальной группах
Координа-ционная способ-ность | № п/п | Тест | Группа | Δ
% |
t |
P |
|
Контр. | Экспер. | ||||||
M±m | M±m | ||||||
Чувство ритма движения | 1 | Бег по обручам без ведения мяча, с | 5,34±0,10 | 5,32±0,10 | 0,4 | 0,18 | >0,05 |
2 | Бег по обручам с ведения мяча, с | 7,88±0,13 | 7,52±0,12 | 4,6 | 2,02 | <0,05 | |
3 | Разница во времени бега по обручам и гладкого бега на 30 м, с | 0,68±0,05 | 0,7±0,06 | 2,9 | 0,18 | >0,05 | |
4 | Разница во времени бега между 2 и 1 тестом, с | 2,54±0,15 | 2,2±0,14 | 13,4 | 1,61 | >0,05 | |
5 | Подтягивание мяча стопой, с | 5,82±0,21 | 4,99±0,19 | 14,3 | 2,91 | <0,05 | |
Сохранение равновесия | 6 | Стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей ноге, с | 37,3±6,95 | 68,1±12,48 | 82,6 | 2,16 | <0,05 |
7 | Стояние на одной ноге с удержанием мяча на неведущей ноге, с | 24,1±6,20 | 25,5±11,49 | 5,8 | 0,11 | >0,05 | |
8 | Повороты на гимнастической скамейке, раз | 3,85±0,25 | 5,15±0,59 | 33,8 | 2,03 | <0,05 | |
Кинестети-ческое дифферен-цирование («чувство мяча») | 9 | Удары по мячу ногой в цель, баллы | 10,0±0,75 | 12,6±0,92 | 26,0 | 2,19 | <0,05 |
Продолжение таблицы 1
Перестрое-ние и приспособ-ление двигатель-ных действий | 10 | Бег с обеганием стоек в неведущую сторону, с | 6,45±0,10 | 6,21±0,11 | 3,7 | 1,63 | >0,05 |
11 | Бег с обеганием стоек в ведущую сторону, с | 6,37±0,18 | 6,18±0,11 | 3,0 | 0,95 | >0,05 | |
12 | Бег с обеганием стоек и ведением мяча неведущей ногой, с | 9,47±0,08 | 9,12±0,15 | 3,7 | 2,09 | <0,05 | |
13 | Бег с обеганием стоек и ведением мяча ведущей ногой, с | 8,95±0,13 | 8,55±0,12 | 4,5 | 2,32 | <0,05 | |
14 | Разница во времени между 12 и 10 тестами, с | 3,02±0,14 | 2,91±0,19 | 3,6 | 0,46 | >0,05 | |
15 | Разница во времени между 13 и 11 тестами, с | 2,58±0,22 | 2,38±0,10 | 7,8 | 0,85 | >0,05 | |
Согласова-ние движений | 16 | Слалом между стойками с ведением двух мячей, с | 6,55±0,26 | 5,81±0,21 | 11,3 | 2,19 | <0,05 |
17 | Разница во времени выполнения слалома между стойками с ведением одного и двух мячей, с | 3,64±0,26 | 2,84±0,22 | 22,0 | 2,36 | <0,05 | |
Быстрота реагирова-ния | 18 | Остановка катящегося мяча стопой, см | 129±2,56 | 165±4,15 | 28,0 | 7,38 | <0,001 |
Ориентация в простран-стве | 19 | Бег к пронумерованным мячам, с | 15,06±0,25 | 13,67±0,36 | 9,2 | 3,17 | <0,001 |
20 | Разница во времени выполнения бега к пронумерованным мячам и челночного бега 5х3 м, с | 9,57±0,28 | 8,51±0,32 | 11,1 | 2,44 | <0,05 |
- Анализ литературных источников и современных методических подходов к проведению учебно-тренировочных занятий показал, что важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития различных проявлений координационных способностей. Упущенные возможности для их развития в детском возрасте, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.
В настоящее время продолжается поиск новых путей технико-тактического совершенствования и улучшения эффективности игры юных и квалифицированных игроков. Один из важнейших резервов в этой сфере, как показывают исследования последних двух-трех десятилетий, — это повышение уровня координационных способностей.
- Учитывая многообразие и сложную организацию двигательно-координационных способностей, нами были использованы 7 групп спортивно-двигательных тестов, характеризующих основные координационные способности футболистов: — чувство ритма движения; — сохранение равновесия; — кинестетическое дифференцирование («чувство мяча»); — перестроение и приспособление двигательных действий; — согласование движений; — быстрота реагирования; — ориентация в пространстве. В каждую группу входило от 1 до 6 тестовых заданий.
- Разработанная методика развития координационных способностей футболистов включает в себя широкий круг упражнений, разбитых на 6 групп:
— упражнения для совершенствования способностей к перестроению двигательных действий, чувству ритма движений, согласованию движений;
— упражнения для совершенствования кинестетического дифференцирования («чувства мяча»);
— упражнения для совершенствования ориентации в пространстве;
— упражнения для совершенствования быстроты реагирования;
— упражнения для совершенствования способности к сохранению равновесия;
— игры для комплексного совершенствования разных координационных способностей футболистов.
Для каждого упражнения разработаны варианты их выполнения.
Число повторений координационных упражнений составляло 4-40 раз (в большинстве случаев — от 4 до 12 раз), а число серий — от 1 до 6.
Обязательным условием было выполнение всех упражнений с мячом. Это позволяет удерживать интерес футболистов к занятию и легче переносить тренировочные нагрузки.
На каждом занятии координационной тренировке посвящалось от 15 до 45 мин от всего времени тренировочного занятия.
Использовалось 2 варианта практического использования координационной тренировки футболистов:
— равномерное развитие всех координационных способностей (на развитие каждой уделяется одинаковое время);
— акцентированное развитие ведущих координационных способностей.
- Экспериментальная методика развития координационных способностей футболистов 14-15 лет оказалась достаточно эффективной в отношении достоверного улучшения результатов в показателях, отражающих уровень их развития.
Если в контрольной группе результаты в среднем улучшились на 5,3%, то в экспериментальной на 23,9%. При этом достоверные различия в экспериментальной группе наблюдались по следующим тестам: — бег по обручам с ведения мяча – 8,6% (при t=2,12); — подтягивание мяча стопой – 16,7% (при t=3,31); — стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей ноге – 125,3% (при t=2,09); — повороты на гимнастической скамейке – 45,1% (при t=2,38); — удары по мячу ногой в цель — 50,0% (при t=2,38); — бег с обеганием стоек в неведущую сторону – 5,9% (при t=2,29); — бег с обеганием стоек в ведущую сторону – 7,2% (при t=2,69); — бег с обеганием стоек и ведением мяча неведущей ногой – 7,3% (при t=2,07); — бег с обеганием стоек и ведением мяча ведущей ногой – 6,3% (при t=2,51); — слалом между стойками с ведением двух мячей – 13,0% (при t=2,76); — разница во времени выполнения слалома между стойками с ведением одного и двух мячей – 26,6% (при t=3,05); — остановка катящегося мяча стопой – 33,3% (при t=7,53); — бег к пронумерованным мячам – 9,6% (при t=3,20); — разница во времени выполнения бега к пронумерованным мячам и челночного бега 5х3 м – 11,4% (при t=2,42) [3].
Таким образом, специализированная тренировка координационных способностей футболистов оказывает положительный перенос на техническую подготовку, что подтверждено полученными результатами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 170 с.
- Губа В.П. Интегральная подготовка футболистов: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. – М.: Советский спорт, 2010. – 208 с.
- Зерег Ф., Развития координационных способностей футболистов 14-15 лет на этапе базовой специализации : автореф. дис. … магистр / Зерег Ф.; ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, 2013. — 118 с.: ил.
- Лях В.И. Координационные способности школьников. – Минск: Полымя, 1989. – 160 с.
- Швыков И.А., Сучилин А.А., Андреев С.Н., Буйлин Ю.Ф., Исмоилов А.И., Лапшин О.Б. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. -М.: Терра-Спорт, 2000. — 124 с[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» author=»Зерег Фатех» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]