Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

«Координационные способности» как самостоятельное научное понятие было введено в науку в последние 40 лет. Ранее (часто и теперь) считалось, что об оптимальной координации (управлении и регуляции) следует судить толь­ко по психомоторной способности, называемой ловкостью. Термины «координация движений» и «ловкость» нередко использовались либо как синонимы, либо означали самостоятельные проявления моторики.

Однако результаты экспериментальных исследований и наблюдений на практике показали: «ловкость» — понятие излишне общее, житейское и неточное. Способность быстро обучаться, известная с 20-х гг. XX в., носит специфический ха­рактер — человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, гимна­стическим), в других случаях (например, при овладении элементами техники фут­бола) может быть в числе последних [4].

Специалисты разных стран отмечают, что понятие «ловкость» не охватывает всех способностей, обеспечива­ющих эффективную регуляцию и управление движениями. На основе эмпирических исследований установлено существование многих такого рода более элементарных способностей, которые, как уже говорилось, составляют понятие «координационные способности».

В литературе называется от 2-3 основных до 5, 7 и даже 20 специфических координационных способностей и более. Координационные способности специфично проявляются в зависимости от спортивной дисциплины, вида выполняемых двигательных действий и частей тела, реализующих конкрет­ные движения. В этой связи нельзя, например, предполагать, что индивид, отлича­ющийся высокой точностью попаданий мяча в баскетбольное кольцо (зависит от высокого уровня способности к кинестетическому дифференцированию параметров движений), будет точнее наносить удары ногой по мячу в ворота (форма и способ управления и регуляции движений при бросках руками и ударами по мячу ногами весьма различны, хотя центральные механизмы целевой точности могут быть едины). Специфический характер проявления координационных способностей следует учитывать как при подборе упражнений для их развития и совершенствования, так и при разработке тестов для тестирования координационных способностей, в том числе — и у футболистов.

К ведущим (наиболее значимым) координационным способностям в футболе специалисты причисляют следу­ющие семь: 1) способность к перестроению и приспособлению двигательных дей­ствий; 2) кинестетическое дифференцирование движений («чувство мяча»); 3) чувство ритма движений; 4) способность к согласованию (соединению) движений; 5) ори­ентацию в пространстве; 6) быстроту двигательной реакции; 7) равновесие (в ди­намических и статических условиях) [1; 2].

 Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики развития координационных способностей у футболистов 14-15 лет.

Организация исследования. Исследование проводилось с января 2011 по июнь 2013 года и состояло из трех этапов. Каждый этап характеризовался конкретными сроками выполнения, содержанием работы и применяемыми методами исследования. В эксперименте принимали участие две группы футболистов 14-15 лет СДЮСШОР «Академия футбола» г. Тамбова по 16 человек в каждой.

Первый этап (сентябрь 2012 г. — апрель 2013 г.) – проведение педагогического эксперимента. На данном этапе была реализована специальная программа исследования, разработанная ранее. В нем также реализовалась идея педагогического эксперимента.

Второй этап (май — июнь 2013 г.). На этом этапе были обработаны результаты исследования, проведен их анализ, на основе которого сделаны выводы и практические рекомендации.

В программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу [5] не описывается, какое количество времени следует уделять координационной тренировке в каждом учебно-тренировочном занятии. В связи с этим возникла необходимость создания специальной методики, в которой были бы отражены эти показатели.

В методике развития координационных способностей, предложенной нами для футболистов на этапе базовой специализации, координационной тренировке посвящалось от 15 до 45 мин от всего време­ни тренировочного занятия.

Изменение показателей координационных способностей футболистов 14-15 лет в ходе эксперимента

На начало эксперимента достоверных различий в показателях, отражающих  развитие координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах, не наблюдалось, о чем свидетельствуют данные, приведенные в   таблице 1, т.е. можно говорить о том, что группы были однородны.

По окончании педагогического эксперимента установлено, что в экспериментальной и контрольной группах отмечалась общая тенденция на улучшение результативности в тестах.

Таблица 1

Показатели координационных способностей по окончании эксперимента

в контрольной и экспериментальной группах

Координа-ционная способ-ность № п/п Тест Группа Δ

%

t

P

Контр. Экспер.
M±m M±m
Чувство ритма движения 1 Бег по обручам без ведения мяча, с 5,34±0,10 5,32±0,10 0,4 0,18 >0,05
2 Бег по обручам с ведения мяча, с 7,88±0,13 7,52±0,12 4,6 2,02 <0,05
3 Разница во времени бега по обручам и гладкого бега на 30 м, с 0,68±0,05 0,7±0,06 2,9 0,18 >0,05
4 Разница во времени бега между 2 и 1 тестом, с 2,54±0,15 2,2±0,14 13,4 1,61 >0,05
5 Подтягивание мяча стопой, с 5,82±0,21 4,99±0,19 14,3 2,91 <0,05
Сохранение равновесия 6 Стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей ноге, с 37,3±6,95 68,1±12,48 82,6 2,16 <0,05
7 Стояние на одной ноге с удержанием мяча на неведущей ноге, с 24,1±6,20 25,5±11,49 5,8 0,11 >0,05
8 Повороты на гимнастической скамейке, раз 3,85±0,25 5,15±0,59 33,8 2,03 <0,05
Кинестети-ческое дифферен-цирование («чувство мяча») 9 Удары по мячу ногой в цель, баллы 10,0±0,75 12,6±0,92 26,0 2,19 <0,05

 

Продолжение таблицы 1

 

Перестрое-ние и приспособ-ление двигатель-ных действий 10 Бег с обеганием стоек в неведущую сторону, с 6,45±0,10 6,21±0,11 3,7 1,63 >0,05
11 Бег с обеганием стоек в ведущую сторону, с 6,37±0,18 6,18±0,11 3,0 0,95 >0,05
12 Бег с обеганием стоек и ведением мяча неведущей ногой, с 9,47±0,08 9,12±0,15 3,7 2,09 <0,05
13 Бег с обеганием стоек и ведением мяча ведущей ногой, с 8,95±0,13 8,55±0,12 4,5 2,32 <0,05
14 Разница во времени между 12 и 10 тестами, с 3,02±0,14 2,91±0,19 3,6 0,46 >0,05
15 Разница во времени между 13 и 11 тестами, с 2,58±0,22 2,38±0,10 7,8 0,85 >0,05
Согласова-ние движений 16 Слалом между стойками с ведением двух мячей, с 6,55±0,26 5,81±0,21 11,3 2,19 <0,05
17 Разница во времени выполнения слалома между стойками с ведением одного и двух мячей, с 3,64±0,26 2,84±0,22 22,0 2,36 <0,05
Быстрота реагирова-ния 18 Остановка катящегося мяча стопой, см 129±2,56 165±4,15 28,0 7,38 <0,001
Ориентация в простран-стве 19 Бег к пронумерованным мячам, с 15,06±0,25 13,67±0,36 9,2 3,17 <0,001
20 Разница во времени выполнения бега к пронумерованным мячам и челночного бега 5х3 м, с 9,57±0,28 8,51±0,32 11,1 2,44 <0,05

  1. Анализ литературных источников и современных методических подходов к проведению учебно-тренировочных занятий показал, что важнейшим условием, обеспечивающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность юных спортсменов, является соответствующий уровень развития различных проявлений координационных способностей. Упущенные возможности для их развития в детском возрасте, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов.

В настоящее время продолжается поиск новых путей технико-тактического совершенствования и улучшения эффективности игры юных и квалифицированных игроков. Один из важнейших резервов в этой сфере, как показывают исследования последних двух-трех десятилетий, — это повышение уровня координационных способностей.

  1. Учитывая многообразие и сложную организацию двигательно-координационных способностей, нами были использованы 7 групп спортивно-двигательных тестов, характеризующих основные координационные способности футболистов: — чувство ритма движения; — сохранение равновесия; — кинестетическое дифференцирование («чувство мяча»); — перестроение и приспособление двигательных действий; — согласование движений; — быстрота реагирования; — ориентация в пространстве. В каждую группу входило от 1 до 6 тестовых заданий.
  2. Разработанная методика развития координационных способностей футболистов включает в себя широкий круг упражнений, разбитых на 6 групп:

— упражнения для совершенствования способностей к перестроению двигательных действий, чувству ритма движений, согласованию движений;

— упражнения для совершенствования кинестетического дифференцирования («чувства мяча»);

— упражнения для совершенствования ориентации в пространстве;

— упражнения для совершенствования быстроты реагирования;

— упражнения для совершенствования способности к сохранению равновесия;

— игры для комплексного совершенствования разных координационных способностей футболистов.

Для каждого упражнения разработаны варианты их выполнения.

Число повторе­ний координационных упражнений составляло 4-40 раз (в большинстве случаев — от 4 до 12 раз), а число серий — от 1 до 6.

Обязательным условием было выполнение всех упражнений с мячом. Это позволяет удерживать интерес футболистов к занятию и легче переносить тренировочные нагрузки.

На каждом занятии координационной тренировке посвящалось от 15 до 45 мин от всего време­ни тренировочного занятия.

Использовалось 2 варианта практического использования координационной тренировки футболистов:

— равномерное развитие всех координационных способностей (на развитие каждой уделяется одинаковое время);

— акцентированное развитие ведущих координационных способностей.

  1. Экспериментальная методика развития координационных способностей футболистов 14-15 лет оказалась достаточно эффективной в отношении достоверного улучшения результатов в показателях, отражающих уровень их развития.

Если в контрольной группе результаты в среднем улучшились на 5,3%, то в экспериментальной на 23,9%. При этом достоверные различия в экспериментальной группе наблюдались по следующим тестам: — бег по обручам с ведения мяча – 8,6% (при t=2,12); — подтягивание мяча стопой – 16,7% (при t=3,31); — стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей ноге – 125,3% (при t=2,09); — повороты на гимнастической скамейке – 45,1% (при t=2,38); — удары по мячу ногой в цель — 50,0% (при t=2,38); — бег с обеганием стоек в неведущую сторону – 5,9% (при t=2,29); — бег с обеганием стоек в ведущую сторону – 7,2% (при t=2,69); — бег с обеганием стоек и ведением мяча неведущей ногой – 7,3% (при t=2,07); — бег с обеганием стоек и ведением мяча ведущей ногой – 6,3% (при t=2,51); — слалом между стойками с ведением двух мячей – 13,0% (при t=2,76); — разница во времени выполнения слалома между стойками с ведением одного и двух мячей – 26,6% (при t=3,05); — остановка катящегося мяча стопой – 33,3% (при t=7,53); — бег к пронумерованным мячам – 9,6% (при t=3,20); — разница во времени выполнения бега к пронумерованным мячам и челночного бега 5х3 м – 11,4% (при t=2,42) [3].

Таким образом, специализированная тренировка координационных способностей футболистов оказывает положительный перенос на техническую подготовку, что подтверждено полученными результатами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Витковски З. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 170 с.
  2. Губа В.П. Интегральная подготовка футболистов: учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. – М.: Советский спорт, 2010. – 208 с.
  3. Зерег Ф., Развития координационных способностей футболистов 14-15 лет на этапе базовой специализации : автореф. дис. … магистр / Зерег Ф.; ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов,  2013. — 118 с.: ил.
  4. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Минск: Полымя, 1989. – 160 с.
  5. Швыков И.А., Сучилин А.А., Андреев С.Н., Буйлин Ю.Ф., Исмоилов А.И., Лапшин О.Б. Футбол. Поурочная программа для учебно-тре­нировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. -М.: Терра-Спорт, 2000. — 124 с[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» author=»Зерег Фатех» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found