Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современном обществе образование является одной из самых приоритетных сфер человеческой деятельности. Значительно возрасла социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что главной ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Образование — важная сфера социальной жизни, создающая условия для развития личности. В современный период глобальных изменений во всех сферах армянского общества образование как средство регулирования общественных преобразований, является приоритетным в жизнедеятельности каждого человека. Возникла потребность в создании инновационных систем обучения и воспитания подрастающего поколения, а также в переосмыслении качества профессиональной подготовки специалистов. Необходимо совершенствовать как содержание профессионального образования, так и обучающие технологии. Перед профессиональным образованием ставится вопрос о необходимости применения различных социально-педагогических систем с использованием широкого спектра возможностей качественной подготовки соответствующего специалиста.

По мнению Е. Н. Афанасьева, основные тенденции изменения и развития профессионального образования в современных условиях должны основываться на следующих принципах.

  • специалист — это субъект на рынке труда, свободно распоряжающийся своим главным капиталом — квалификацией;
  • создания учебных заведений различного уровня;
  • использования разнообразных образовательных технологий;
  • приближения уровня среднего профессионального образования к уровню высшего профессионального образования;
  • децентрализация в области управления системой образования;
  • адаптация системы профессионального образования к работе в условиях рыночных отношений;
  • усиления ориентации на удовлетворение потребностей регионов в профессиональных кадрах и региональное профилирование содержания образовательных программ;
  • создания гибкого механизма взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами — работодателями;
  • укрупнения специальностей, по которым ведется подготовка; разработка новых специальностей, специализаций и квалификаций [1, с. 81].

Одним из ключевых условий долгосрочного социально-экономического развития страны является модернизация профессионального образования.

Профессиональное образование – решающиj фактор модернизации армянского общества. Если модернизация — цель развития того или иного общества на определенном этапе истории, то эта цель не может осуществляться без развития экономики, политики и в том числе системы образования. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки определенного типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития того или иного типа профессионального работника, который необходим экономике данной страны. Любые процессы модернизационного характера в экономике, политике, культуре всегда начинались с реформы образования. Для современных модернизационных процессов в области профессио­нального образования характерны следующие особенности:

1) рост потребности в квалифицированных кадрах для экономики. Сформировалось осознание того факта, что необходимо обучить, воспитать новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения по всем сложнейшим проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры в условиях глобализации, то есть нужны профессионалы, которые будут строить общество будущего;

2) наблюдается рост международной открытости национальных культур, национальных систем высшего профессионального образования. Этому способствует тот факт, что современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного шара, обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых центров;

3) вместе с интернационализацией усиливается диверсификация системы профессионального образования. Процессы диверсификации и интернационализации профессионального образования не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, определяя развитие профессионального образования и внося свой вклад в достижение высоких стандартов образования в каждой стране при сохранении уникального национального своеобразия.

Современная концепция высшего образования исходит из того, что образованный человек должен хорошо разбираться в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно использовать возможности для саморазвития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представлениями [5, c. 6].

Современный образованный специалист в любой сфере жизни общества – политической, государственного управления, хозяйственной, рыночной, финансо­вой, образовательной, правовой, инженерно-технической, медицинской и других – не может и не вправе решать свои проблемы в отрыве от проблем и потребностей жизни других людей, их общностей и народа, страны в целом. Это объективно обусловлено общественным характером труда.

Как отмечает А. М. Столяренко, есть четыре области соприкосновения большинства видов профессио­нальной деятельности с проблемами человека, определяющими необходимость использования положений и рекомендаций психологии и педагогики.

1) связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды.

2) профессиональные проблемы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и методов психологии и педагогики в профессиональной работе.

3) влияние на деятельность профессио­нала и результаты его собственных психологических и педагогических особенностей – психологических свойств и качеств, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мастерства и опыта и др.

4) влияние на деятельность специалиста и ее результаты личных качеств и профессионализма других сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними [5]

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от их различных проявлений. Это требует от специалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности. Значение этих компонентов в профессионализме современного образованного специалиста особенно важно в период происходящих в армянском обществе радикальных социальных и экономических перемен.

Можно утверждать, что успех в жизни и профессиональной деятельности человека, в числе других причин, зависит от того, понимает ли он роль и влияние психологических и педагогических факторов.

Образовательный процесс – процесс комплексный, многоаспектный и имеет психолого-педагогическую природу. Образовательное учреждение можно сравнить с производственной организацией, у которой на «входе» – «сырье», а на «выходе» – «готовая продукция», в промежутке – технологии для переработки первого во второе. Образовательное учреждение предназначено для превраще­ния новичков в высококвалифицированных специалистов. Можно сказать, что это – «педагогическое производство», но его технологии – психолого-педагогические технологии. Это технологии процессов формирова­ния у студентов профессиональных знаний, навыков, умений, развитие у них профессиональных способностей, привычек, установок, жизненных и профессиональных ориентиров, норм поведения и т.д., что нужно им как будущим юристам, сотрудникам правоохранительных органов. Их формирование происходит на уровне психики, сознания и затрагивает, приводит в действие различные психологические механизмы профессиональных превращений и обогащений обучающихся, формирует у них социальные и профессиональные взгляды и убеждения развивает способности и т.п. На пути достижения нужных профессионально-образовательных результатов приходится учитывать множество психологи­ческих предпосылок, преодолевать психологические трудности, создавать психолого-педагогические условия, проявлять немалые усилия и использовать своеобразные средства. Все они имеют для образовательного учреждения и его успехов доминирующее, определяющее, приоритетное значение [3, c. 185].

Любой вид деятельности, как отмечает Н. Г. Мещерина, содержит определенные особенности, которые обуславливают ее психологическое своеобразие. Юридическая деятельность относится к сложным видам труда с высоким уровнем психической напряженности, которая характеризуется:

  • сложностью профессиональных задач;
  • вынужденными, порой постоянными, контактами с лицами, демонстрирую­щими девиантное поведение и необходимостью добросовестно осуществлять про­фессиональные функции;
  • повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки;
  • наличием ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач свя­зано с опасностью и риском для жизни субъекта профессионального труда;
  • необходимостью постоянно контролировать свои эмоциональные состояния вне зависимости от провоцирующих факторов;
  • наличием ситуаций, при которых возникает необходимость полной мобили­зации сил и интеллектуальных способностей, быстроты реакций при изменении обстановки в процессе выполнения профессиональной задачи и др [2].

Учитывая специфику деятельности юристов разного профиля и направленно­сти, особую социальную значимость профессии, деятельность в области юриспру­денции предъявляет к своему субъекту определенные ценностно-нормативные тре­бования. Подготовка таких специалистов направлена на формирование профессионально-значимых качеств.

К наиболее важным качествам специалиста в области юриспруденции иссле­дователи относят такие, как: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, вниматель­ность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и пр.

При рассмотрении разных видов юридической деятельности, особая роль придается идейно-нравственной направленности личности специалиста.

По мнению В. В. Романова, профессионально-значимые качества для юристов следующие: верность гражданскому, воинскому, профессиональному долгу, гражданское мужество, честность, неподкупность, высокая нравственность, прин­ципиальность, непримиримость к нарушениям правопорядка, законности, бескомпромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организованность, дисциплини­рованность, ответственное отношение к порученному делу [4].

Эти качества становятся базовыми в развитии морально-психологических особенностей личности юриста. В структуру таких особенностей Г. Г. Шиханцов включает:

  • стремление постоянно следовать требованиям долга;
  • нацеленность в жизни и деятельности на утверждение добра и справедли­вости;
  • знание моральных норм, убежденность в их ценности;
  • понимание ценности человека;
  • понимание связи своей профессиональной деятельности с вопросами мора­ли;
  • умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профес­сионального поведения;
  • привычка всегда быть на высоте моральных требований;
  • высокая морально-психологическая устойчивость при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;
  • умение сохранять здоро­вый морально-психологический настрой в любой ситуации [6].

Все это свидетельство о научной правомерности и даже необходимости психологического подхода к проблемам профессионального юридического образования.

Oбразовательный процесс – это целостная система и его оптимизация может быть успешной лишь при системном подходе.

Первое условие – деятельность образовательного учреждения и весь образовательный процесс должны быть приведены в полное соответствие с потребностями обновления нашего общества и создания правового государства.

Второе условие ­– целевой профессионально-образовательный процесс должен базироватся на основе психолого-педагогического подхода.

Третье условие – ориентация всех сил и возможностей юридического образовательного учреждения на студентов.

Четвертое условие – формирование в профессионально-образовательном процессе юриста-личности. Это не только важнейшая цель, но и непременное условие эффективности самого процесса.

Пятое условие – максимальная интенсификация обучения студентов.

Шестое условие – построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий.

Итак, рыночные отношения, развивающиеся в Армении, требуют изме­нений в педагогической практике подготовки специалистов-юристов. Необхо­димы новые, инновационные подходы к теории и практике юридического профессионального образования, применение новых технологий в обучении. Необходим анализ теоретической и практической базы, применяемой в профессиональном юридическом образовании с целью раскрытия новых подходов к подготовке специалистов, отвечающих требованиям времени.

 

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы современной педагогики профессионального образования: теория и практика: монография / [Е. Н. Афанасьева и др.]; под ред. Е. В. Жарких. Орел: Госуниверситет — УНПК, 2013. – 141 с.
  2. Мещерина Н.Г. Психологическая подготовка специалистов к досудебно­му разрешению конфликтов. /Материалы VI Региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону». Общественные науки. Часть четвертая. Ставрополь, 2002.
  3. Прикладная юридическая психология. Под. ред. А. М. Столяренко. – М.: Юнити, 2001, – 939 с.
  4. Романов В. В. Профессиональная направленность в системе профессио­нального психологического отбора // Судебная реформа и эффективность деятель­ности органов суда, прокуратуры и следствия. — СПб., 2001.
  5. Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.; ЮНИТИ-ДАНА. – 423 с.
  6. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Зер­цало. – 2003, – 272 с.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»В статье исследуется роль образования в современном армянском обществе. Данная работа основана на теоретическом анализе научной литературы, в которой освешается проблемы психологии и педагогики высшего юриди-ческого образования. Высшее образование рассматриваются как главный, ведущий фактор социального и экономического процесса страны. В этом контексте выделяются, психолого-педагогические основания юридического образования.» author=»Брутян Вачик Арамаисович, Геворкян Паргев Оганесович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found