Одной из основных задач огневой подготовки в органах внутренних дел является формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия, ведения огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы, умелых действий с оружием во время стрельбы [2]
Рассматривая мировую практику профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной системы государства, деятельность которых, по долгу службы связана с возможным применением огнестрельного оружия, можно сделать вывод, что опыт, накопленный разными школами, позволяет в течении относительно короткого времени, подготовить стрелка, достаточно высокого уровня.
Огневая подготовка является одним из основных компонентов боевой подготовки сотрудников и направлена на обучение личного состава правильному, эффективному, а главное правомерному применению огнестрельного оружия. Умению вести прицельный огонь в быстром темпе, после физических и психологических нагрузок, поражать цели с первого выстрела, упреждать противника в открытии огня, вести огонь из-за укрытия, быстро менять позицию и положение для стрельбы, добиваться наиболее успешного использования вооружения и специальных средств в зависимости от условий сложившихся обстановки. Важнейшим является и понимание того, что уверенное владение личным оружием и точная стрельба из него, зависят не только от практических навыков, сформировавшихся в процессе тренировок, но и от наличия качественных теоретических знаний материальной части оружия и боеприпасов, их тактико-технических характеристик, мер безопасности при обращении с ними.
Наряду с выполнением повседневных задач, сотрудники органов внутренних дел осуществляют свою деятельность также и в условиях экстремальных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств, при которых от личного состава требуются профессиональная выучка, дисциплина, мужество, максимальное напряжение моральных и физических сил.
Большинство методов обучения и тренировок заключаются в многократном сознательном повторении определенных приемов и действий, которые формируют практические навыки и умения, развивая анатомические и физические возможности стрелка, а также профессионально важные качества, необходимые для успешного выполнения поставленных задач. В ходе обучения и в случае необходимости предусматривается также усложнение выполняемых упражнений, действий, приемов и движений.
В процессе тренировок и выполнения практических упражнений происходят развитие и совершенствование морально-волевых, физических, психологических качеств – все вышеперечисленное направлено на совершенствование эмоциональной устойчивости сотрудника.
При формировании навыков и умений, отработке основных упражнений огневой подготовки различают три основных этапа:
— начальный этап – характеризуется высокой физиологической нагрузкой и значительным количеством ошибок;
— переходный этап – на котором происходит существенный качественный скачок в формировании навыка стрельбы;
— заключительный этап – четко прослеживается высокий и устойчивый уровень производительности.
Для оценки огневой подготовленности, определения степени освоения практических навыков предусматриваются проведение контрольных тестов, упражнений, выполнение различных нормативов, предназначенных именно для проверки уровня профессиональной подготовки стрелка.
Различают множество видов и условий выполнения упражнений по стрельбе из пистолета, при этом для каждого подразделения, в зависимости от специфики и профильного направления выполняемых ими служебных задач, условия и порядок выполнения упражнений могут усложняться. Это может быть стрельба с места по неподвижной цели, из различных положений, с ограничением времени, по движущимся или появляющимся мишеням, скоростная стрельба в различных условиях, из укрытия, с движущегося транспорта, в условиях ограниченной возможности для прицеливания (навскидку). Создаются также много других различных условий, при которых у стрелка вырабатываются четкие и слаженные действия вне зависимости от того, при каких обстоятельствах им выполняется поставленная задача.
Как правило, для каждого упражнения задаются конкретные параметры, такие как время на стрельбу, положение для стрельбы, цель, расстояние до цели, количество патронов и критерии выполнения и зачитывания баллов.
Основными трудностями, испытываемыми начинающими стрелками, являются следующие:
— волнение на огневом рубеже (это особенно заметно у стрелка-девушки);
— боязнь при обращении с боевым оружием;
— желание абсолютно точно расположить прицельные приспособления в точке прицеливания;
— стремление преодолеть колебания оружия, препятствующие удержанию ровной мушки во время прицеливания;
— самооборонительный рефлекс стрелка на ожидаемые звук выстрела и отдачу оружия, который проявляется в резком сокращении групп мышц, участвующих в его удержании. Например, при стрельбе из автомата могут резко сократиться мышцы правого плеча, кисти левой руки, шеи и др. При стрельбе из пистолета – мышцы кисти правой руки и др. Подобные резкие сокращения обозначенных групп мышц всегда приводят к большим угловым отклонениям оружия и, как следствие, к промахам [3].
Для возможности преодоления вышеперечисленных психологических препятствий в процессе обучения необходимо создание условий, при которых обеспечивается достижение следующих элементов:
а) создание у обучаемых представления о правильных движениях своего тела и понимание этих действий:
— каким образом, при наведении оружия на цель, отклонение мушки в прорези целика оказывает влияние на результат стрельбы;
— какие последствия за собой влечет резкое воздействие на спусковой крючок;
— к какому результату приведет медленное, плавное нажатие на спусковой крючок изолированным, не сбивающим наводки на цель оружия движением указательного пальца правой либо левой руки;
— при каких действиях прицеливание будет правильным – когда стрелок при наведении пистолета на цель четко видит мишень и недостаточно четко – прицельное приспособление, или наоборот;
— какие возникают ощущения при чрезмерном перенапряжении мышц плечевого пояса во время ожидания выстрела в момент нажатия на спусковой крючок;
б) при производстве выстрела формирование в сознании обучаемых необходимых навыков с целенаправленным подключением волевого усилия стрелка при удержании правильной наводки оружия на цель:
— непосредственно перед выстрелом плавно однообразным движением производить нажатие на спусковой крючок с частичным замедлением;
— концентрация внимания стрелка на собственном ощущении при нажатии на спусковой крючок оружия с соблюдением правильности хвата оружия и стабильности усилия на его удержание;
— способность самостоятельно контролировать правильность всех своих действий в процессе производства выстрела.
Можно отметить, что за непродолжительный отрезок времени подобные способы обучения стрелка дают возможность преодолеть трудности психологического барьера, возникающего в процессе обучения, и позволяют добиться необходимых положительных результатов.
Для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности сотруднику необходимо знать и учитывать характеристику условий, в которых она проходит.
Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов зачастую связана с риском и опасностью для жизни, при этом она очень многогранна. В дополнение ко всему необходимо учитывать влияние следующих факторов:
— приказ руководства;
— чувство ответственности за выполнение поставленной задачи;
— желание обезвредить и задержать преступника;
— много других различных обстоятельств, не дающих возможность в полном объеме выполнить поставленную задачу (недооценка возможностей преступника, оказание им сопротивления, сложность ситуации и обстановки);
— инстинкт самосохранения.
Несомненно, каждый из перечисленных факторов по отдельности или все в целом способны вызвать противоречивые чувства, а впоследствии и действия.
Именно исходя из этого, практически каждая ситуация требует от сотрудника максимальной отдачи, четких и решительных индивидуальных или коллективных действий, направленных на успешное решение оперативно-служебных задач, из чего вытекает потребность в подготовке сотрудников, готовых к эффективным действиям с уверенностью собственного превосходства над противником и независимо от характера сложившейся ситуации и сложности обстановки.
Также нужно отметить, что анализ и оценка сложившейся обстановки и в дальнейшем принятие верного решения – это не просто повседневная работа мозга, а определяемая личностными характеристиками сложная психическая деятельность.
Таким образом, оказавшись в условиях экстремальной ситуации, сотрудник, профессионально оценив и проанализировав обстановку с предвиденьем ее дальнейшего развития, должен научиться принимать, возможно, единственно правильное решение, которое позволит ему выйти победителем.
В ситуациях, требующих от сотрудника уверенных и взвешенных решений, как правило, активизируются защитные функции организма, которые приводят человека к адекватным ответным действиям. Поэтому стоит отметить, что если сотрудник недостаточно подготовлен физически и психологически, то могут последовать различные негативные реакции: внезапный шок, отказ моторных функций, потеря чувства времени, частичная глухота и т.д.
Негативные реакции чаще всего возникают на фоне испуга, который затормаживает мозговые процессы человека и подталкивает его к необдуманным и нецелесообразным действиям, а в случае если ситуация развивается не в пользу сотрудника, то испуг может перерасти в страх, ужас или панику. В такой ситуации сотрудникам-девушкам гораздо сложнее преодолеть возникшие психологические препятствия.
В опасной ситуации поведение сотрудника на фоне появившегося страха характеризуется не только проявлением негативных реакций. У хорошо подготовленных сотрудников, в отличие от новичков, внезапно возникшая опасность вызывает азарт, боевое возбуждение и стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать определенные выводы:
- Качественный уровень развития психологической подготовленности у сотрудника обеспечивает в дальнейшем адекватное поведение и эффективные действия, что в совокупности с высокой физической подготовкой, в конечном итоге, позволит сотруднику, вне зависимости от сложности поставленной задачи, добиться ее успешного выполнения.
- В процессе обучения боевой подготовке необходимо создавать условия и моделировать ситуации, которые будут способствовать формированию у обучаемых, вне зависимости от половой принадлежности, смелости и решительности, уверенности в своих силах и возможностях.
Принятие решений осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и угадывания замысла преступника. В таком случае боевые действия сотрудника определяются процессами антиципации, т.е. предвидения. Антиципирующий эффект базируется на специальных знаниях, мышлении и поступающей извне информации (командах, жестах, позах, передвижениях и т.п.) [1]
Необходимо также учитывать, что в различных конфликтных ситуациях происходит постоянное изменение пространственных и временных взаимодействий представителей правоохранительных органов и преступников. Поэтому при прочих равных условиях всевозможные подготавливающие действия, действия нападения и защиты будут успешными, только если в это мгновение преступник будет находиться в наименьшей готовности к ответному реагированию. Высокая эмоционально-психическая напряженность боевых действий, обостренная постоянно присутствующими факторами риска и угрозы со стороны преступника, может способствовать образованию комплекса индивидуальных и групповых тормозных психологических механизмов и барьеров во взаимодействии работников группы при выполнении оперативно-служебных задач.
Психологическая сторона заключается в формировании навыков управления своими эмоциями, уверенности в действиях при ведении схваток, повышении устойчивости к боевым воздействиям при огневом и рукопашном единоборстве, стремлении к активности в нападении и защите и т.д.
Техническая готовность определяется формированием необходимых навыков и умений использования технических, специальных средств защиты, стрелкового оружия, приемов рукопашного боя, а также знанием соответствующих тактических приемов и действий.
Физическая готовность определяется уровнем развития необходимых общих и специальных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости, координации движений, устойчивости к статическим напряжениям и перегрузкам, а также способностью противостоять воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Педагогическая сторона морально-психологической готовности к действиям в условиях оперативно-служебной деятельности характеризуется организацией и проведением различных педагогических и методических мероприятий учебно-воспитательного процесса, направленных на достижение целей такой готовности.
Список литературы:
- Павлов И.М. Тактика действий сотрудника полиции при огневом контакте на близкой дистанции. Альманах современной науки и образования, №10, 2015. 116 –118 с.
- Кузнецов С. В., Волков А. Н. Физическая подготовка женщин – сотрудников органов внутренних дел. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. – 46 с.
- Торопов В. А. Огневая подготовка. // Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 368 с.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕПОДОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» description=»В статье рассматриваются особенности приобретения навыков практической стрельбы из огнестрельного оружия и формирования психологической устойчивости в условиях экстремальных ситуаций, а так же с учетом влияния на общий результат, физиологических и анатомических особенностей стрелка. На основе проведенного исследования можно выделить ключевые элементы методики, которые можно использовать в обучении дисциплине «Огневая подготовка».» author=»Косовский Владислав Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]