Введение Усилия многих педагогов направлены на разработку и оптимизацию педагогических систем подготовки специалистов, в том числе и дизайнеров, к инновационной деятельности в соответствии с инновационным развитием общества. Актуальными становятся проблемы исследования инновационной деятельности специалистов дизайна, разработки механизмов, средств, технологий формирования готовности будущих дизайнеров к инновационной деятельности, что вызывает необходимость научного переосмысления сути профессионально-педагогической подготовки будущих дизайнеров в области инновационной деятельности. Это требует кардинальных преобразований в системе подготовки современных специалистов и обусловливает ориентацию целей высшего профессионального образования на интересы личности будущих профессионалов. В настоящее время не может считаться профессионально грамотным специалист, не работающий в альтернативных проектах и системах; не изучающий специфику инновационного движения, не понимающий сущности инновационной деятельности в профессиональной сфере, не овладевающий обширным арсеналом инновационных технологий.Концептуальные основы теории и практики профессионального образования нашли отражение в ряде научных работ Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, С. Я. Батышева, В. А. Сластенина, А. П. Беляевой, С. И Архангельского, Н. В. Кузьминой. Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, С. О. Хан-Магомедов. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И. В. Афанасьева, Е. М. Базилевич, И. М. Верткин, В. П. Зинченко, В. Ф. Колейчук, В. Т. Кудрявцев.Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О. В. Арефьевой, У. В. Аристовой, С. Г. Мизевича, Р. Ф. Мухутдинова, В. В. Соловьевой.
Изложение основного материала статьи. Рассмотреть и проанализировать особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности. Готовность будущих дизайнеров к применению инноваций в профессиональной деятельности – цель целостного педагогического процесса, состав которой структурируется совокупностью следующих компонентов:
— мотивационного, отражающего побуждения к совершенствованию знаний и умений в области познания теоретических основ инновационных технологий;
— содержательно-операционного, включающего владение теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для применения инновационных технологий в профессиональной деятельности;
— рефлексивного, отражающего значимость развитой готовности к применению инноваций для профессиональной деятельности будущих дизайнеров. Процесс подготовки будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности проходит в своем развитии несколько этапов, каждый из которых направлен на формирование ее компонентов и оснащен системой педагогических средств [2, с. 158].
Формирование готовности к применению инноваций в профессиональной деятельности будущих дизайнеров будет более эффективным в условиях обучения в специализированной обучающей среде, учитывающей специфику проектно-художественной деятельности дизайнеров, максимально приближенной к потребностям, возможностям и особенностям будущих специалистов [3, с. 77].
Рассмотрим этапы процесса подготовки будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности. Первый этап направлен на формирование мотивационного компонента готовности. Система педагогических средств включает беседы, анкетирование, дискуссии о роли инноваций в профессиональной деятельности дизайнера[4, с. 143].
Второй этап направлен на формирование содержательно-операционного компонента. Актуально применение профессиональных задач, проблемных ситуаций и системы творческих заданий, которые актуализируют и интегрируют знания, необходимые для выполнения профессиональных задач дизайнера с помощью инновационных технологий. Ведущими средствами являются организация обучения в специализированной обучающей среде, разнообразная творческая деятельность и самостоятельная работа над дизайн-проектом.
Третий этап направлен на актуализацию рефлексивного компонента. Формирующими средствами выступают: саморазвитие опыта использования программных средств инноваций, разбор и решение проблемных ситуаций и задач из проектной практики, самостоятельная работа с позиции дизайнера. Ведущее средство — аналитическая деятельность [1, с. 358].
Выводы. Внедрение в учебный процесс инновационных средств обучения обеспечивает высокий уровень подготовки дизайнеров, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Использование таких средств обучения ориентирует обучающихся на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности.
Готовность будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности есть результат целенаправленно-организованного педагогического процесса становления личности дизайнера, включающего формирование собственного отношения к целям и задачам профессиональной деятельности, реализацию их в своей профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Гершунский Б.С. -М.: изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
- КлимоваТ.Е. Педагогический эксперимент / Т. Е. Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004 – С. 158.
- Лесняк В. Графический дизайн (основные профессии) / В. Лесняк. –М.:ИндексМаркет, –2011, – С.208
- Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 219 с.: ил.[schema type=»book» name=»ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.» description=»Стремительные существенные изменения в жизни современного общества привели к серьезным преобразованиям в области высшего профессионального образования. Модернизация образования, по сути, является процессом внедрения инноваций, а будущий специалист — главным действующим лицом любых преобразований. Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения образовательных проблем и в дизайн-образовании, предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, меняет подход ,цели, используемые методы обучения будущих дизайнеров. Инновационные технологии присутствуют практически во всех областях деятельности человека. В дизайн-деятельности инновационные технологии в последние несколько лет стали преобладающими. От степени овладения ими зависит эффективность и успешность профессиональной деятельности будущего дизайнера, и этот факт должен найти отражение в содержании профессионального дизайн-образования. В статье выявлены и рассмотрены особенности процесса подготовки будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности.» author=»Капунова Маргарита Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]