Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет специфику, которая тесно связана с уровнем качества жизни. Это определяется, прежде всего, тем, что большинство детей и подростков данной категории, имеющих возможность выполнять какую-либо социально значимую деятельность на профессиональном уровне, не всегда имеют представления о сферах доступной для них деятельности,  либо не адекватно оценивают свои возможности при выборе деятельности, либо вообще не хотят что-либо делать, занимая иждивенческую позицию. Поэтому, работу по содействию профессиональному самоопределению с подростками, имеющими ограниченные возможности, надо начинать с детства, особое внимание уделяя разъяснению необходимости выполнения какой-либо общественно-полезной деятельности на профессиональной основе. Начинать такую работу лучше с проведения диагностики возможности и готовности подростка осваивать какую-либо деятельность. В качестве диагностического средства можно использовать три серии тестовых заданий [1]. Эти серии можно дополнять с учетом специфики обследуемых детей и той профессиональной деятельности, на которую направлена работа по профессиональному самоопределению.

Целью тестовых заданий является выявление возможностей самореализации подростков в различных сферах жизнедеятельности, которые определяются объективными характеристиками их качества жизни: здоровья и социализации, а также дают возможность определить психолого-педагогическую зрелость и готовность к выбору той или иной профессии. Проведение этого тестирование направлено еще и на содействие осознанию подростком наличия у него возможности заниматься какой-либо общественно полезной деятельностью через противопоставление своих характеристик с возможными худшими вариантами этих характеристик.

На каждый вопрос теста предлагается выбрать вариант ответа, который наиболее соответствует характеру проявления оцениваемого этим вопросом качества испытуемого, влияющего на возможность освоения им какой-либо профессиональной деятельности. Каждое проявление качества личности оценено в баллах, расположенных по убыванию, чем меньше балл, тем меньше ограничение, накладываемое проявлением этого качества на возможность освоения испытуемым профессиональной деятельности.

Включение в тест серий вопросов, кажущихся однотипными, о наличии у ребенка возможности и способности выполнять те или иные деятельности определяется тем, что возможно возникновение проблем с отдельными компонентами деятельности, необходимой для обеспечения  качества жизни в какой-либо сфере жизнедеятельности – быту, культуре, производстве.

Могут возникать проблемы с актуализацией мотива деятельности, с осознанием ее цели, выбором объекта. Сложности возникают и с выбором в объекте предмета деятельности – тех характеристик, которые необходимо изменить в объекте для достижения поставленной цели. Далее, даже если и определены и мотив, и цель, и объект и предмет деятельности, то выбор средств, оценка внешних и внутренних условий выполнения деятельности часто бывает затруднительна. Не меньше сложностей возникает и с проверкой соответствия результата деятельности с поставленной целью. Все вышеперечисленные проблемы выполнения деятельности определяются не умением пошагово планировать деятельность, т.е. с отсутствием умения разрабатывать последовательность действий, оставляющих деятельность и составлять мысленно для каждого действия его ориентировочную основу (образ среды и образ действия).

Наличие во всех заданиях, касающихся выявления характеристик, объективно определяющих проблемы в развитии, пункта «отсутствуют» делает возможным применение этих тестов для всех категорий подростков, в том числе и не имеющих проблем здоровья и развития.

Предложенный нами векторный подход, оценки основных параметров качества жизни лиц данной категории, может быть использован, не только при выявлении профессиональных интересов, но и является базой составления программы профессионального самоопределения [1].

  Результаты исследования показали, что у 70% подростков с нормальным развитием выявлен высокий уровень качества жизни, у 25%  — достаточный уровень. У подростков с ограниченными возможностями здоровья у 85% отмечается средний уровень качества жизни и у 10% низкий. У подростков с нормальным развитием возможности самореализации представлены достаточно широко. Подростки имеют интерес к профессиям, но выбор  конкретной профессии пока не определен.

Учащиеся с нормальным развитием чаще выбирали профессию менеджера, учителя-логопеда и реже рабочие профессии. Среди выбранных учащимися с нарушением интеллекта профессий были следующие: мастер по ремонту обуви, курьер, оператор по уходу за животными, каменщик, маляр, помощник воспитателя.

Возможности самореализации подростков с ОВЗ в значительной степени ограничены, и предпосылки к освоению профессии сформированы слабо. Кроме того, понимание содержания трудовых умений и навыков, предпочтение к той или иной профессии характеризуется тем, что они имеют ограниченные представления профессиях и затрудняются в оценке собственных возможностей, чаще всего проявляют некритичное отношение.

Изучение структуры мотивов подростков с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья, показало, что структура мотивов выбора профессии у них близка и в ней отмечается преобладание мотива материального благополучия (на первое место его поставили 50%), однако, причины этого выбора различны и обусловлены особенностями развития. У подростков с ОВЗ это в большей степени связано с  конкретностью мышления и условиями социальной адаптации (этот мотив преобладал у 70%).

Эти результаты свидетельствуют о том, что необходимо организовать поэтапную работу по профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ.

Профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ должно проходить несколько этапов, традиционно оно протекает в группе сверстников с аналогичными нарушениями в развитии, иногда в условиях социальной деривации. Включение данной категории подростков  в среду нормально развивающихся сверстников на всех этапах профессионального самоопределения способствовало бы формированию у них реальных представлений о своих возможностях, развитию профессиональных интересов и расширению социального опыта.

Первый этап (8-12 лет) профессионального самоопределения детей и подростков с ОВЗ включает изучение их трудовых возможностей в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда, соответствующему широкой профессии. На этом этапе происходит элементарное профессиональное просвещение школьников — ознакомление с видами труда, доступными для подростков. Специальные педагоги должны «включить» ребёнка с ОВЗ в мир профессий, показать его многообразие, дать возможность «примерить» себе ту или иную профессию. Параллельно должна вестись работа по компенсации отклонений в развитии ребёнка (согласно индивидуальному плану), совершенствованию его потенциальных возможностей, формирование навыков самообслуживания, положительной мотивации на труд, формирование социально значимых умений и навыков. Нормально развивающиеся сверстники не только служат образцом для подражания, но и помогают заинтересоваться той или иной профессией, совместно решают проблемные ситуации, возникающие в процессе профессионального самоопределения.

На втором этапе (13-15 лет) осуществляется обучение воспитанников в кружках и мастерских, выявление творческих способностей и интересов к определённой сфере профессиональной деятельности.

На данном этапе, несомненно, должна проводиться коррекционно-развивающаяся работа по индивидуальным программам сопровождения подростков с ОВЗ. Но личностное развитие мотивационно — потребительской сферы, расширение представлений о социальной значимости понравившейся профессии, работу в  мастерских необходимо проводить совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Самый сложный третий этап (16-18 лет), направлен на формирование первоначальных знаний, умений и навыков по выбранной профессии. На первый план выходит трудовая реабилитация и расширение социального опыта. Подростка с ОВЗ необходимо настроить на производственные отношения и коллективные формы труда и это возможно только через включение в среду нормально развивающихся сверстников.

На первых двух этапах формирования профессионального самоопределения особых расхождений с нормально развивающимися сверстниками у детей с ОВЗ не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения — профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед подростками с ОВЗ встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями [5,6].

Поэтому работа по профессиональному самоопределению должна строиться с учетом этих особенностей и быть направлена не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие у них социальной компетентности, развитие социальной активности, принятию на себя ответственности за собственное будущее, на трудовой образ жизни вообще.

Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности. Знания подростков с ОВЗ о профессиях ограничены : они не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие, Не имеют достаточно четких представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Подростки с ОВЗ не осознают собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Например, многие из них не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии, у некоторых явно завышены профессиональная самооценка и уровень притязаний. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.

В целях повышения профессиональной устойчивости подростков с ОВЗ необходимо, организовать поэтапное погружение в мир профессиональной деятельности, делая акцент на улучшения качества жизни в целом. Под профессиональной устойчивостью понимается установка личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда в избранной области. Формирование профессиональной устойчивости предполагает развитие соответственных профессиональных интересов. Известно, что интерес побуждает  к активной деятельности, способствует  социализации  и повышению качества жизни.

Литература

  1. Афанасьева Р.А., Дулатова З.А., Карпушенко В.И. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: Сборник диагностических материалов. – Иркутск: Издательство Восточно-Сибирской государственной академии образования, 2010. – 70 с.
  2. Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», – C. 104-116
  3. Касицына Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. М.: Сфера, –158 с.
  4. Сидорова, Н. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушением развития в рамках школьного трудового центра / Н. М. Сидорова // Дефектология. 2003.- № 3. – С. 87-89.
  5. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью / Е.М. Старобина. М: Изд-во «НЦЭНАС», 2003. – 215 c.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ» author=»Афанасьева Раиса Альбертовна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found