В учебном предмете «биология», ведущую роль играет познавательная деятельность школьников, направленная на изучение биологических систем разного уровня и, следовательно, на развитие познавательных учебных действий.
Формирование познавательных УУД в процессе обучения биологии – достаточно новая проблема для методики обучения биологии. Для решения этой проблемы учитель биологии должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, ему необходимо научиться формировать у учащихся познавательные универсальные действия. Должны быть сформированы следующие действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы и многое-многое другое.
Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.
В Федеральном государственном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Основной целью данной деятельности является развитие индивидуальных интересов, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально — культурного опыта в свободное от учебы времени.
Внеурочная деятельностьорганизуется по пяти направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительная;
- духовно-нравственная;
- социальная;
- общеинтеллектуальная;
- общекультурная [2].
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для проектной и исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время проектной и исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех.
Понимание истинного смысла понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» очень важно с точки зрения их практического применения. Однако эти понятия не всегда четко дифференцируются как в литературе, так и в педагогической деятельности учителя. У этих понятий есть как различия, так и сходства. Попробуем их выделить в процессе рассмотрения данных терминов.
Проектирование (от лат. projectus–брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Проектная деятельность направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.
Обратимся к трактовке понятия «исследование». Исследование в широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование – научный метод (процесс) изучения чего-либо. Таким образом, нам необходимо рассмотреть понятие и специфику научного исследования.
Как пишет Г.И. Рузавин, «наука вообще и научное исследование в частности представляют собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, надежно обоснованных знаний, они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания» [4].
Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы работы. На наш взгляд, одним из наиболее удачных способов вовлечения детей в исследовательскую работу является сочетание отдыха с научной деятельностью. Путешествуя по родному краю на поезде, пешком, на велосипеде, можно изучить видовое разнообразие растений и животных, экологическую обстановку района и многое другое. Такие исследования подходят как для каждого участника похода, так и для малых групп детей. Но могут быть и специальные, достаточно глубокие научные исследования. Например, «Наблюдения за насекомыми водоема», «Разведение бабочек в комнатных условиях и наблюдение за ними», «Выращивание и микроскопическое изучение плесневых грибов».
Эти и другие исследовательские работы школьников носят объективно значимый и научный характер.
Проектная и исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки сбора, систематизации, хранения и использования информации, что вызывает огромный интерес к процессу обучения биологии.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что темп обновления информации, в том числе и научной, постоянно повышается. Соответственно, чтобы быть успешным в такой ситуации, теперь недостаточно иметь только большой объем фундаментальных знаний, гораздо важнее уметь быстро ориентироваться в новых знаниях, перестраиваться под изменяющиеся обстоятельства, обновлять свои умения в соответствии с современными требованиями.
Библиографический список
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004.
- Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
- Семенова Н.В., Рябцов С.Н., Егорова В.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии // Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития : Материалы IIВсероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием, 19-20 марта 2014 года, Санкт-Петербург – Махачкала // Андреева Н.Д., Разаханова В.П., Недюрмагомедов Г.Г. / Науч. ред. Андреева Н.Д. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.) 2014.[schema type=»book» name=»Проектно-исследовательская деятельность в биологическом образовании» description=»Формирование познавательных действий в процессе обучения биологии – достаточно новая проблема для методики обучения биологии. » author=»Рябцов Сергей Николаевич, Семенова Наталья Владимировна, Егорова Вера Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]