- Метадисциплинарные компоненты образовательных технологий
Современное состояние общества вызвало необходимость модернизации образования, предъявило новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. Поэтому преподавание должно осуществляться на основе использования перспективных образовательных технологий.
Происходящие процессы реформирования систем образования в России и за рубежом находятся под воздействием целой группы факторов, имеющих неоднозначный характер. Отдельными коллективами исследователей выделяются группы критических противоречий, определяющих тенденции эволюционных процессов в образовательной сфере, и связанных с несоответствиями систем передачи знаний и возможностей их усвоения обучающимися.
Необходимость разрешения противоречий, а также соответствия целому ряду тенденций, как, например, возрастание «профессиональной мобильности», возникновение феномена массового и «всеобщего» высшего образования и др., явились причиной становления в сфере высшего образования компетентностных моделей, призванных способствовать преодолению разобщенности требований работодателей и педагогического сообщества при усилении интеграции компонентов образовательной среды, включая, прежде всего, интересы обучающихся.
Распространение компетентностного подхода, в свою очередь, выявило целый ряд проблем, связанных, как со сложностью определения структуры категорий: «компетентность», (целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности) «компетенция» и др., так с вопросами их формирования в образовательном процессе.
Традиционные для большинства стран мира системы обучения строятся, преимущественно, на активизации репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Представляется, что наиболее соответствующей сущности компетентностного подхода, является модель образовательного процесса, направленного на формирование свойств и качества профессионального исследовательского поведения. В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении продолжает удерживаться мнение о том, что собственный исследовательский поиск становится возможным лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которое накопило человечество», а, вовсе, не начиная со студенческой скамьи. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике образования. Теперь, в XXI веке, становится все более очевидно, что проявления исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, а необходимы каждому человеку. Универсальные свойства профессионального исследовательского поведения требуются современному выпускнику высшей школы в разных сферах жизни.
Характерно, что результатом международного проекта TUNYNG, явилось определение состава базисных компетенций, наиболее востребованных как со стороны работодателей, так и со стороны обучающихся и педагогических коллективов.
Анализ этого списка показал, что большая часть из них имеет семантико-лингвистическое совпадение с известными эмпирическими характеристиками эффективного исследовательского поведения. Это означает, что проектирование содержания и технологий современного учебного процесса в высшей школе должно обязательно учитывать это соответствие.
Сложная структура и содержание компетенций ставят под сомнение возможность достижения результатов обучения, построенного исключительно на использовании классических подходов монодисциплинарного образования. Перспективным в этом плане представляется постепенный переход к метадисциплинарному образованию.
Метадисциплинарный подход — определяет дополнительные преимущества, повышающие адаптивные возможности обучающихся при осуществлении успешной и эффективной профессиональной деятельности в условиях усиления конкурентных взаимоотношений на рынке труда.
На основании предлагаемых моделей преобразования содержания учебных модулей в монографии рассматриваются вопросы построения модели организации учебного процесса технического университета, на основе концепции метадисциплинарного подхода. Представляемый проект основан на преобразовании информационно-логических связей в объемную конструкцию, обеспечивающую формирование набора и уровней компетенций за счет увеличения многообразия связей на блочно-модульном уровнях.
Реализация модульного принципа неразрывно связана с рейтинговой оценкой знаний студентов. Это необходимо для повышения качества образования и опирающуюся на активизацию аудиторной и самостоятельной работ студентов, стимулирование ее ритмичности на протяжении всего периода обучения физике, инженерной графике и прикладной механике.
- Структура учебного семестра в условиях модульной программы по дисциплинам «Физика», «Прикладная механика», «Инженерная графика» для студентов специальностей 190700 (организация перевозок и управление на транспорте), 190700 (организация и безопасность дорожного движения)
Объектом разработки учебно-методического комплекса стал Государственный стандарт (ГОС) специальностей: 190700 – организация перевозок и управление на транспорте, организация и безопасность дорожного движения, на основе которого были разработаны рабочие программы учебных дисциплин «Физика», «Инженерная графика» и «Прикладная механика». Государственные стандарты по этим дисциплинам, утвержденные Главным учебно-методическим управлением высшего образования 29.09.2001г., имеют очень плотные внутренние связи. Преподавателями соответствующих дисциплин были исследованы межпредметные связи и выявлены общие точки соприкосновения. Например, темы в инженерной графике «Соединения деталей», «Детали и сборочные единицы передач», «Зубчатые и червячные передачи» и т.д. рассматриваются в рабочих программах обеих дисциплин. Такая зависимость предполагает интегрированное изучение этих тем. Аналогично по физике темы из модуля 1: механика материальной точки, законы сохранения, релятивистская механика, механика твердого тела и механика сплошной среды являются основой для изучения разделов кинематического и динамического анализа механизмов прикладной механики.
В разработанном учебно-методическом комплексе модульно-рейтинговой технологи обучения и контроля усвоения учебной информации по дисциплинам «Физика», «Инженерная графика» и «Прикладная механика», принцип модульности заключается в том, что в основе лежит идея модульного обучения – использование в процессе обучения модулей, как основного средства усвоения обучающимися дозы учебной информации для овладевания необходимыми знаниями и умениями в пределах данной модульной единицы. Использование модульной технологи и исследование межпредметных связей вызвано объективными причинами: сокращение объема нагрузки по предметам «Физика», «Инженерная графика» и «Прикладная механика», и в большей степени репродуктивным уровнем освоения материала студентами в рамках лекционно-практической системы преподавания.
Переход на новую организацию учебного процесса потребовал серьезной предварительной подготовки. Материал дисциплин был разбит на модули. Выявлены точки соприкосновения дисциплин по наиболее значимым темам курса. По каждому модулю разработаны учебно-методические пособия.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА Тема: Резьбы, резьбовые изделия, резьбовые соединения (учебно-методическое пособие содержит все сведения о резьбах, резьбовых изделиях и их соединениях. Эти сведения в большинстве носят ознакомительный характер, но не лишены математического аппарата, сопровождающего курс инженерной графики). |
ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА Тема: Резьбовые соединения. (Дано более углубленное изучение изложенного материала, понятие о прочности резьбовых соединений, расчет крепежных изделий (раздел «Детали машин»)). |
ФИЗИКА:
1.1. Векторная и координатная формы описания движения материальной точки. Кинематическое уравнение равноускоренного движения. Кинематика движения по криволинейной траектории. Нормальное, тангенциальное и полное ускорения. Вращательное движение твердого тела. Кинематические характеристики вращательного движения 1.2. Законы Ньютона. Закон сохранения импульса. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения. Движение тела под действием переменной силы. Уравнения Мещерского. Формула Циолковского 1.3. Работа постоянной и переменной силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии в поле консервативных сил. Упругий и неупругий удары шаров. 1.4. Вращательное движение твердого тела относительно неподвижной оси. Момент силы и момент импульса относительно оси. Основной закон динамики вращательного движения. Момент инерции материальной точки и твердого тела. Теорема Штейнера. Кинетическая энергия тела, вращающегося относительно неподвижной оси. Понятие о моменте силы и моменте импульса относительно точки |
ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА
Кинематический анализ механизмов. Силовой анализ механизмов (основанного на решении уравнений статического равновесия). Динамика механизмов и машин. Силы трения в механизмах.
|
Учебно-методический комплекс охватывает всю программу изучения дисциплин и составлен таким образом, чтобы с одной стороны студенты могли самостоятельно осваивать учебный материал, выбирая индивидуальный темп изучения. С другой стороны преподаватель сможет уделить больше внимания наиболее сложным и ответственным моментам профессиональной подготовки студентов.
Улучшение результатов учебного процесса во многом зависит от объективности и систематичности проверки знаний студентов при оценки, выполненных ими работ. В курсах физики, инженерной графики и прикладной механики применяются такие методы контроля, как защита студентами расчетно-графических работ, лабораторных и курсовых работ, индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, зачетные занятия, экзамен.
Деловые игры, как современная технология обучения широко распространенны. Деловая игра «Нормокотроль» применяемая в данной технологи обучения позволяет приблизить процесс формирования знаний, умений и профессиональных навыков к реальным условиям практической деятельности. Формирование рейтинга учитывает все стороны учебной деятельности студентов: академическая активность, ритмичность и качество выполнения лабораторных, РГР и курсовой работы, объем, качество усвоенных знаний на практических занятиях. Проведение экзамена с элементами деловых игр по данным дисциплинам описано в методических рекомендациях учебно-методического комплекса модульно-рейтинговой технологи обучения и контроля усвоения учебной информации (МФ МАДИ (ГТУ) Махачкала, 2008г).
В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2006г., № 02-55-77, посвященном использованию инновационных методов в высшем профессиональном образовании «балльно-рейтинговые системы обучения и контроля знаний способствуют развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов».
Экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях модульно-рейтинговой системы обучения
Для апробации концепции метадисциплинарного подхода обучения общетехническим дисциплинам был проведен эксперимент, целью которого было выявление эффективности разработанного метода обучения.
Работа выполнена в три этапа в период с 2008 по 2014 годы.
На начальном этапе (2008 – 2010г.г.) изучения психолого-педагогической литературы и документации, регламентирующей деятельность образовательных учреждений, были выявлены проблемы, сформулированы цели и задачи исследования.
На втором этапе (2011 – 2012 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий подтвердить наличие проблемы и необходимость проведения исследовательской работы по данной теме.
Третий этап (2013 – 2014 гг.) был посвящен организации и проведению формирующего эксперимента и обработке его результатов. Цель этого этапа – экспериментально проверить эффективность разработанной модели.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы:
-успешная реализация процесса «вхождения» первокурсников в систему вузовской жизни становится оптимально действенной, если представляет собой развивающуюся, динамично функционирующую целостную систему, учитывающую все структурные компоненты данного процесса.
— обучение и контроль знаний с применением модульно-рейтинговой технологии позволили организовать ритмичную постоянную работу студентов, что повысит качество подготовки специалистов.
Основные преимущества и новизна модульно – рейтинговой технологии обучения и контроля усвоения учебной информации по курсам прикладной механики, физика, инженерной графики:
Непрерывный контроль знаний стимулирует студента к регулярной и качественной работе и формированию мотивации продуктивной учебной деятельности (мотивационная составляющая структуры МРТ).
Оценка активности учебной работы и творческого блока модуля осуществляет непрерывное формирование творческой активности (творческая составляющая).
Использование рейтинговой системы оценки качества знаний (качественная составляющая).
Модульно – рейтинговая технология обучения и контроля усвоения учебной информации обеспечивает большую объективность в оценке учебной работы студента, и формирует его личностные качества, позволяя устанавливать и поддерживать режим непрерывной продуктивной учебной деятельности.
Литература
- Аббакумов К.Е. Методисциплинарные компоненты образовательных технологий формирования компетенций профессионального исследовательского поведения выпускника ВУЗа. Материалы 14-Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». С-Петербург, 2008г.- 78с.
- Орлова Л.А., Идрисова С.Г., Макатова Н.И. Современные образовательные технологии в сфере подготовки специалистов технического профиля. Махачкала, 2011г. — 95с.
- Смирнов С.А. «Педагогические теории, системы, технологии»: Учебник М: Академия, 2001г. – 512с.[schema type=»book» name=»ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА» author=»Идрисова Светлана Гайдаровна, Орлова Людмила Алексеевна, Макатова Наталья Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]