Проблема использования современных технологий в учебном процессе всегда являлась и является одним из основных фактором обеспечения качества учебной и научно-исследовательской деятельности вузов во всем мире.
Анализ ФГОС-3 показывает, что развитие информационных технологий предполагает гибкое изменение рабочих программ дисциплин в соответствии с появлением на образовательном пространстве новых информационных технологий и программных обеспечений. В зависимости от потребностей рынка требуется своевременной корректировки преподавателями рабочих программ, лекционных и практических занятий, а также разработки специальных вариативных курсов по модулям профессиональных компетенций. Разработка новых курсов и их внедрение в учебный процесс обеспечивают повышение уровня научно-педагогического потенциала преподавателя, а для бакалавров – способность реализовать себя в условиях модернизации и инновационных процессов в учебно-исследовательской и образовательной деятельности в техническом вузе.
Структура построения теоретических курсов по программированиям и технологиям программирования для бакалавров Физико-технического института Северо-Восточного федерального университета включает:
— объектно-ориентированный язык программирования С++в первом курсе два семестра на Visual Studio 2013 (VS 2013) создание консольных приложений в виде одно- и много- файловых сборок [1];
— создание Windows (Win) приложений в программном обеспечении VS 2013 с помощью AppWizard и применением классов MFC (Microsoft Foundation Classes) в третьем курсе по дисциплине «Технологии программирования» [2];
— визуализация полученных разработок на языке UML (Unified Modeling Language) с использованием паттернов проектирования, как раздел дисциплины «Технологии программирования» [3];
— объектно-ориентированное программирование и проектирование Win приложений на VS 2013 на языке С# в четвертом курсе бакалавриата по дисциплине «Программирование на С#».
Изучение механизма работы OLE (Object Linking and Embedding) и ActiveX (для элементов управления), используемых при проектировании собственных приложений, проводится на практических занятиях вариативного курса. Бакалаврам дается задание разработать собственное элементарное приложение с использованием шаблонных библиотек STL (Standard Template Library).
Выполнение лабораторных работ по разработке Win приложений проходит более высоком уровне активизации исследовательской деятельности бакалавров: им интересно получить конечный результат разработки – работоспособное приложение, которое можно протестировать и запустить.
Рис. 1. Используемые ЭОР
При выполнении практических работ по данному курсу для бакалавра определяются цель проекта и его задачи, а путь решения не подсказывается. Он должен провести собственное исследование и найти верный результат. Обучение бакалавров разработке программных продуктов — процесс трудоемкий, мало построить оболочку продукта, необходимо еще и «вдохнуть в него жизнь», сделать работоспособной. Период отладки может занять длительное время, но в процессе курса студенты успевают получить базовые знания, которые будут востребованы во время профессиональной деятельности. Получение действующего приложения способствует пониманию работы всей операционной системы для управления разработанным проектом.
В результате научной исследовательской деятельности бакалавров внутренним побуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процесса работы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы, давать работу уму, преодолевать препятствия незнания и делать свои маленькие «открытия» для понимания.
Курсы построены по принципу от простого к сложному. Обучение двух объектно-ориентированных языков программирования позволяет отличать их функциональное применение. Язык С++, основываясь на MFC, представляет более глубокие знания работы механизма операционной системы, их взаимосвязь с приложениями: работы функторов, классов Документ (Doc) и классов Представлений (View). Создание проектов в VS 2013 проводится с указания применения MFC, при этом генерируется шаблон приложения, использующее более 500 файлов разного типа. Но данный вид проектирования строго ограничен, программист получает доступы только для редактирования и разработки в Doc и View файлах, но тем не менее взаимодействие с системой разработчик производит сам.
Разработка приложений в VS 2013 на языке С# является более упрощенным, так как использует визуальные компоненты (VC). Сборка приложений сводится к расстановке VC на форме. Задание функционирования компонент проводится написанием кода обработчиков, что представляет логику работы компонента для разработчика. Надежность и безошибочность работы приложения гарантируется системой, взаимодействие приложения с ней инкапсулировано, разработчику предлагается только мизерная доля настройки своего приложения относительно системы.
Введение аналогичных курсов продиктовано подготовкой специалистов, не только умеющих работать с готовыми программными продуктами, но и способных самостоятельно разрабатывать программные продукты.
Рис.2. Пример построенного приложения
Рис.3. Визуализация проекта на языке UML
Основываясь на современном инструментарии объектно-ориентированной технологии, а конкретно на паттернах проектирования, разработка программных пакетов может быть осуществлена в виде курсовых работ по соответствующим специальным дисциплинам. Для этого итоговые показатели зачетов по специальным курсам надо заменить курсовыми проектами с дифференцированными оценками для повышения мотивации качества обучения. Единичные хорошие и грамотные курсовые проекты вполне могут быть доведены до уровня дипломных проектов, содержащих от 30 до 50 различных окон приложения.
Рис.4. Пример работы с операционной системой
Формирования навыков исследовательской деятельности бакалавров средствами Windows-приложений обеспечивает:
— развитие способности бакалавра к инициированию, управлению, оценке собственной деятельности, опоре на само регуляцию;
— реализацию личностного, творческого потенциала обучающегося, наращивание им эффективного индивидуального опыта освоения и использования новых информационных технологий;
— взаимодействие со всеми субъектами деятельности при решении поставленных задач.
Интенсивное развитие информационных технологий поддерживает высокую мотивацию бакалавров в изучении новых программных продуктов и их возможностей. Также появляется интерес к функционированию операционных систем, взаимодействию разработанных приложений с разными системами, по их тестированию и запуску для практического использования [4].
Возможности, которые предоставляют современные технологии для научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности, невозможно переоценить. Подготовка выпускников — бакалавров в техническом вузе строится с учетом специфики инженерных функций (рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и организации производства. Оно направлено на подготовку выпускника к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в области достижений научно-технического прогресса.
Список литературы:
- Слободчикова А.А. Объектно-ориентированное программирование на С++ //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 7689,
- Слободчикова А.А. Программирование и проектирование для Windows с использованием OWL и MFC //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 15349,
- Слободчикова А.А. Практикум по объектно-ориентированному анализу и проектированию с помощью языка UML: учеб. пособие. Я.: 2007. – 90 с.
- Слободчикова А.А. Операционные системы //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 17847,[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ VISUAL STUDIO 2013 В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ БАКАЛАВРИАТА» description=»Универсальность программного обеспечения Visual Studio 2013 позволяет его использование в учебном процессе по трем дисциплинам. » author=»Слободчикова Алевтина Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]