Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Прикладные инструменты выявления уровня развитости компенсаторной компетенции



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Прикладные инструменты выявления уровня развитости компенсаторной компетенции // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В настоящее время в педагогической науке разрабатывается новое содержание обучения иностранному языку, происходит корректировка целевой доминанты в сторону формирования иноязычной коммуникативной компетенции и гармоничного развития всех компонентов (компетенций), входящих в ее состав.

 Коммуникативная компетенция – это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [1].

Основываясь на классификации Совета Европы, ученые выделяют следующие компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, социальная компетенция, компенсаторная компетенция. Владение всеми этими компетенциями означает:

— лингвистическая компетенция – способность индивида конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения в соответствии с нормами изучаемого языка;

— социолингвистическая компетенция – умение выбрать корректную лингвистическую форму, адекватную условиям, ситуации и целям коммуникации;

— дискурсивная компетенция – способность использовать определенную стратегию для построения и интерпретации текста, определять значение единиц речи произнесенные партнером;

— социокультурная компетенция – готовность и способность индивида строить свое межкультурное общение на основе знаний национально-культурной специфики речевого поведения носителя языка;

— социальная компетенция – умение и желание индивида вступать в коммуникативный контакт, умение ориентироваться в социальной обстановке;

— компенсаторная компетенция – способность индивида компенсировать недостаточные знания языка [2].

Однако следует отметить, что компенсаторная компетенция является одним из главенствующих элементов коммуникативной компетенции.

Таким образом, под компенсаторной компетенцией понимается готовность и способность индивида выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности, т.е. умение преодолевать социокультурную интерференцию.

Однако недостаточное внимание уделяется выявлению уровня развитости компенсаторной компетенции. Педагогическая наука не дает четких инструментов и критериев, по средствам которых можно определить уровень развитости компенсаторной компетенции. Поэтому в данной статье предлагаются различные инструменты, помогающие определить уровень развитости компенсаторной компетенции у обучающихся.

Для исследования уровня сформированности компенсаторной компетенции мы использовали средства педагогической диагностики, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Методики диагностирования уровня сформированности компенсаторной компетенции старшеклассников.

Компоненты компенсаторной компетенции

 

Методики диагностирования

1.Когнитивный Тестирование учащихся с целью диагностирования уровня сформированности компонента «Знания» КК
2.Деятельностный Тестирование учащихся с целью диагностирования уровня сформированности компонента «Умения» КК
3.Поведенческий Опросник на выявление сформированности компонента «Отношения» КК

Нами были разработаны три теста и дополнительно анкета по стереотипам. Вопросы, используемые на данном этапе, были составлены таким образом, чтобы проследить уровень сформированности компенсаторной компетенции по трем её компонентам (знания, умения, отношения). Также была предложена анкета по стереотипам открытого типа. Цель данной анкеты – выявление сложившихся стереотипов о иноязычной культуре и ее представителях.

В процессе обработки результатов тестирования компоненты межкультурной компетенции были представлены в виде низкого, среднего и высокого уровней. (Таблица 2).

Таблица 2

Критерии сформированности компенсаторной компетенции

Уровни

Компоненты межкультурной компетенции

 

Когнитивный

Деятельностный

Поведенческий

Высокий — знает важные нормы и культурные табу страны изучаемого языка;

— знает основные исторические и социополитические факторы, оказавшие влияния на собственную и иноязычную культуру;

— свободно общается на иностранном языке, не испытывает трудностей в инициировании и поддержании разговора;

— свободно использует вербальные и невербальные средства компенсации в межкультурной коммуникации.

 

 

— умеет использовать необходимые модели поведения в межкультурной коммуникации в зависимости от цели и ситуации общения;

— умеет прогнозировать содержание текста по предварительной информации;

— свободно использует перифраз, толкование, синонимы, эквивалентные значения, уточнения;

— без затруднений понимает значения неизученных языковых средств.

— проявляет готовность общаться с представителями иноязычной культуры

— избегает оценочных суждений относительно представителей культуры изучаемого языка

— проявляет гибкость и толерантность в общении с представителями иноязычной культуры;

— стереотипы, существующие в сознании не влияют на успешность коммуникации.

Средний — не всегда понимает нормы и культурные табу страны изучаемого языка;

— не всегда правильно воспроизводить основные исторические и социополитические факторы, оказавшие влияние на собственную и иноязычную культуру;

— иногда испытывает трудности в инициировании и поддержании разговора на иностранном языке, совершает некоторые речевые ошибки;

— возникают трудности при использовании вербальных и невербальных средств.

— часто не умеет использовать необходимые модели поведения в межкультурной коммуникации в зависимости от цели и ситуации общения;

— не всегда правильно прогнозирует содержание текста по предварительной информации;

— испытывает трудности при использовании перифраза, толкования, синонимов, эквивалентных замен, уточнений;

— возникают трудности при понимании неизученных языковых средств.

 

— обладает средним уровнем эмоциональной открытости к процессам межкультурного взаимодействия;

— не всегда верно соотносит  свою точку зрения с системой взглядов других;

— выражает среднюю степень толерантного отношения к представителям и проявлениям другой культуры.

— стереотипы могут создавать трудности при общении с представителем другой культуры.

Низкий — не знает важных норм и культурных табу страны изучаемого языка;

— отсутствуют знания об основных исторических и социополитическиех факторов, оказавших влияния на собственную и иноязычную культуру;

— испытывает трудности в общении на иностранном языке;

— не знает вербальные и невербальные средства компенсации.

 

— не умеет использовать необходимые модели поведения в межкультурной коммуникации в зависимости от цели и ситуации общения;

— не умеет прогнозировать содержание текста по предварительной информации;

— не понимает значение неизученных языковых средств;

— не умеет использовать перифраз, толкование, синонимы, эквивалентные значения, уточнения.

— не испытывает желания общаться с представителями иноязычной культуры;

— негативно относится к проявлениям другой культуры;

— не толерантен к представителям других культур;

— стереотипы играют важную роль в процессе коммуникации, тем самым препятствуют иноязычной коммуникации.

Для статистической обработки данных при оценке ответов было решено использовать двухбалльную шкалу: «1» или «0».  Если ответ свидетельствовал о понимании учеником контролируемого аспекта или развития соответствующего умения, то данный аспект оценивался положительно и кодировался в «1». В противном случае – «0». Компоненты компенсаторной компетенции в данном случае были представлены в виде низкого, среднего и высокого уровней. Ниже представлены шкалы оценивания уровня сформированности каждого из компонентов компенсаторной компетенции.

Шкала оценивания когнитивного компонента компенсаторной компетенции:

Количество набранных балов Уровень сформированности компонента
26-30 Высокий
13-25 Средний
0-12 Низкий

Шкала оценивания деятельностного компонента компенсаторной компетенции:

Количество набранных балов Уровень сформированности компонента
12-15 Высокий
7-11 Средний
0-6 Низкий

Шкала оценивания поведенческого компонента компенсаторной компетенции:

Количество набранных балов Уровень сформированности компонента
21-25 Высокий
13-20 Средний
0-12 Низкий

Таким образом, все 3 компонента складывались между собой, что позволило нам выделить итоговую шкалу оценивания уровня сформированности межкультурной компетенции:

от 0 до 30 баллов – низкий,

от 30 до 55 – средний,

от 55 до 70 – высокий

Ниже, представлены примеры измерительных инструментов, используемых для выявления уровня развитости компенсаторной компетенции.

Тест на выявление сформированности когнитивного компонента компенсаторной компетенции

  1. Under what king did the Knights of the Round Table gather together?
  2. a) Henry IV b) Arthur            c) Edward II              d) William the Conqueror
  3. What great historical event happened in 1066?
  4. a) the Danish invention  b) a bourgeois revolution c) the battle of Hastings                          d) the battle of Bosworth
  5. The Romans first invaded Britain in …
  6. a) the 5th century AD  b) the 5th century BC                                              c) the 1st century BC                       d) the 1st century AD
  7. This Queen ruled for the longest period in British history.
  8. a) Queen Maria b) Queen Elisabeth c) Queen Victoria
  9. The Princess Diana was the wife of …
  10. a) Prince John  b) Prince Robert  c) Prince Wilhelm      d) Prince Charles
  11. What disaster did the whole England suffer from in the 14th century?
  12. a) Great Fire of London  b) Great Plague in England  c) Battle of Trafalgar                         d) Battle of Waterloo
  13. The British PM of the country during World War II was…
  14. a) Winston Churchill b) Tony Blair c) Theodor Rouswelt
  15. This brave scientist discovered penicillin.
  16. a) Alexander Fleming b) Bram Stoker c) Alexander Pirogov
  17. The Tower of London was build by William the Conqueror to defend London.
  18. a) in 1078 b) in 1098       c) in  1275       c) in 1146
  19. A king was the founder of the British Navy. What was his name?
  20. a) Edward  b) George c) Alfred            d) Richard

Тест для выявления развитости деятельностного компонента компенсаторной компетенции

  1. Какую фразу Вы будете использовать, если хотите, чтобы Ваш собеседник повторил свою реплику?
  2. Could you say that again, please?
  3. I don’t understand you
  4. Your accent is terrible
  5. I have to go
  6. Участник «В» не понимает подчеркнутой части предложения. Уточните правильность понимания/попросите разъяснить «неясную» часть высказывания.

A: My grandfather lived in Inverness during the war.

B: _______________________________

  1. Если Вы едете в поезде с незнакомым человеком, как Вы обратитесь к нему с просьбой,
  2. Open the window
  3. Can you open the window
  4. Would you mind opening the window? Il’s very hot in here
  5. Get up and open it!
  6. Как Вы представитесь незнакомым людям?
  7. Hi! It’s me
  8. How do you do?
  9. Hi, guy. How are you?
  10. How are you getting on?
  11. Участник «В» не понимает подчеркнутой части предложения. Уточните правильность понимания/попросите разъяснить «неясную» часть высказывания.

A: How come you’ve lost so much weight?

B: _______________________________

Опросник на выявление сформированности компонента отношения компенсаторной компетенции

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен

Полностью согласен

1. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
2 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
3 Любые религиозные течения имеют право на существование            
4 Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности            
5 Мне хотелось бы пожить в чужой стране            

Анкета по стереотипам

Вопрос В Англии В России
1.                Можно ли при знакомстве спрашивать о возрасте?

2.                Можно ли спрашивать о размере зарплаты?

3.                Можно ли, придя в гости, спрашивать о стоимости дома (квартиры)?

4.                Можно ли прийти в гости без предварительной договоренности?

5.                Можно ли, получив подарок, сразу же его посмотреть?

6.                Когда можно звонить: после какого часа, с какого часа?

7.                Принято ли писать открытку с благодарностью за подарок?

8.                Поздравительные открытки. Когда (с каким праздником) и как поздравлять?

9.                Уход гостей. Как уйти из гостей раньше, не обидев хозяев? Нужно ли предупреждать об этом?

10.            Комплименты. Какие комплименты, кому и когда делаются?

11.            Кому и когда можно давать советы, рекомендации, предлагать помощь?

12.            Что приносят в подарок, приходя в гости?

13.            Нужно ли перед приходом в гости позвонить и сообщить об этом? К кому приходят без предварительного звонка?

14.            Нужно ли пропускать женщин вперед, входя в помещение (в машину)?

15.            Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям?

   

Таким образом, при помощи  приведенных контрольно-измерительных материалов, преподаватель сможет выявить уровень развитости компенсаторной компетенции у обучающихся и  выбрать правильный вектор  при формировании и дальнейшем развитии данной компетенции.

Список литературы:

  1. Куницына, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение / В.Н. Куницын., Н.В. Казаринова., В.М. Погольша — СПб. : Питер, 2005. – 544 с.
  2. Шейлз, Джо. Коммуникативность в обучении современным языкам [Текст] / Джо Шейлз. – М. : Совет Европы Пресс, — 2007. – 349 с.[schema type=»book» name=»Прикладные инструменты выявления уровня развитости компенсаторной компетенции» author=»Баркова Наталья Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found