Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Весьма актуальной проблемой развития этнопедагогики на современном этапе ее развития является формирование ее понятийно терминологического аппарата. Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они актуальны в периоды становления наук и интенсивного их развития. Этнопедагогика молодая, еще не до конца сформировавшаяся междисциплинарная отрасль научного педагогического знания, что является причиной неоднозначного толкования ее основных научных понятий и терминов.Так, часто одному и тому же явлению этнопедагогики дают несколько определений. Иногда наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия. Кроме того, этнопедагогика содержит большое количество синонимов. Это объясняется, прежде всего, тем, что одно и то же понятие имеет обыденное толкование как исходное из народной педагогики и научное, представленное этнопедагогикой и выраженное в форме научного термина или понятия. В качестве примера можно привести такие  синонимичные понятия этнопедагогики: как «народное традиционное воспитание», «народная педагогика», «традиции воспитания» и разные понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика», рассматриваемые зачастую как одно и то же научное явление.

Наблюдающаяся понятийно-терминологическая неопределенность и неоднозначность толкования ряда основных понятий этнопедагогики оказывает негативное воздействие на ее развитие.

Этнопедагогика как междисциплинарное образование имеет свою специфическую и особенную понятийную систему. Она включает в себя ряд понятий из смежных дисциплин: философии, этнологии, педагогики, культурологии, этнопсихологии и др. адаптируя их при этом к своей специфике.

Значительный вклад в разработку, систематизацию и  уточнение понятийно-терминологического аппарата этнопедагогики  внесли ученые: Волков Г.Н., Ханбиков Я.И., Батурина Г.И., Кожахметова К.Ж., Ялалов Ф.Г. и др. Но вместе с тем эта проблема еще требует дальнейшего своего исследования, так как путь «термин — понятие — категория» для всех наук является очень долгим. Иногда нужны многие годы, чтобы после долгих дискуссий и многочисленных исследований прийти к категориям — «несущим» понятиям, определяющим предмет науки.

Одним из основоположников теории и истории русской педагогической терминологии среди советских педагогов был профессор Б.Б. Комаровский. Его труды по вопросам педагогической терминологии представляют для исследователей большой интерес. Значительное место в его работах занимает исследование языка народной педагогики и проблем введения новых терминов в педагогику. Он особо подчеркивал необходимость правильной и точной терминологии. В противном случае, подчеркивал он, это ведет к неправильной трактовке вопроса, и наоборот. «Неясности и неопределенность ряда педагогических понятий и терминов сильно отражается на развитии педагогической науки, а также весьма вредно влияет на практику, поскольку огромной массе работников народного образования бывает трудно разобраться в лабиринте часто противоречивой и путаной терминологии педагогики [4, с. 21].

Педагогическая терминология в широком смысле слова, по мнению Кантора И.М., — это совокупность лексических средств, обслуживающих теорию и практику науки. Понятийная система науки обычно включает в себя такие элементы: высказывание, суждение, явление, определение, понятие, термин, категория [3].

По мнению ученых, исследующих вопросы терминологии: Э. Свадоста, Л.И. Скворцова, Н.С. Будько, X. Касареса, Г.И. Ахмановой, для любой науки, в том числе и этнопедагогики, наиболее актуальной выступает проблема  совершенства лексических средств как проводника научной информации, инструмента научного познания и практической деятельности педагогов.

По их мнению, совокупность понятий и соответствующих им терминов создает мыслительный и языковой аппарат науки, определяет ее границы и актуальные вопросы. Они считают, что терминология — это основа языка науки. Она обозначает существенные черты и признаки педагогических процессов и явлений. Подобно тому, как научные обобщения невозможны вне определенной языковой терминологической формы, научная терминология  невозможна вне сложившейся системы понятий, суждений и умозаключений.

Понятийно – терминологический аппарат науки обычно включает в себя такие элементы: высказывание, суждение, явление, определение, термин, научное понятие, категория.

Э. Свадост справедливо утверждает, что правильная терминология способствует открытию научной истины. «Велика роль терминов, — пишет он, — в современном научном, техническом и экономическом прогрессе: они могут тормозить его, если в них царит беспорядок, и могут ему способствовать, если они упорядочены»… К основным качествам термина он относит:

а) точность, которая проявляется в однозначности и одновыраженности, — каждый термин должен выражать только одно научно-определенное понятие, и каждое научно-определенное понятие должно выражаться только одним термином;

б) краткость — каждый термин должен состоять по возможности из одного короткого слова или минимального  словосочетания»  [5, с. 41].

Введение новых терминов должно быть оправданно. Надо очень обдуманно относиться к использованию иностранных слов для обозначения научных понятий. Главное назначение термина — отграничение от других. То, что в этнопедагогике в настоящее время наблюдается многозначность толкований ряда терминов надо рассматривать как показатель развития ее научного знания.

Понятия это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.  По словам Кантора И.М., основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Назначение определений заключается в установлении сущности вещей (объяснение вещей) и в установлении сущности понятий [3, с. 3].

Научное знание развивается в понятиях, отражающих объектно-предметное поле исследования, и в понятиях, относящихся к самой познавательной деятельности, ее путям и средствам, к построению концептуального аппарата науки. Понятие среди других форм организации научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через слова-понятия и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словесно-логическое мышление. Как писал Г. Гегель, понять значит выразить в форме понятий.

Понятие необходимо отличать от термина, который является лишь носителем, способом обозначения понятия. Понятие, чтобы стать термином, должно стать известным, устоявшимся и устраивать большинство исследователей.

«Вершиной» научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория. Наиболее широкие и фундаментальные понятия категории В.И. Ленин называл ступенями познавательной деятельности, узловыми пунктами развития науки. Каждая отрасль науки имеет свою собственную систему категорий. Категории – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.

Полной классификации научных понятий этнопедагогики на сегодняшний день нет. Объектно-предметное поле этнопедагогики большей частью находится в педагогике. Поэтому при систематизации научных понятий мы будем опираться на педагогические классификации. Научно-педагогические понятия классифицируют по различным основаниям. Нас привлекает классификация, основанием деления по которой может быть иерархия понятий, уровень абстрагирования (от категорий педагогической науки до понятий, выражающих приемы в частных методиках воспитания и обучения) [3, с. 98-101].

В структуру понятийно – терминологического аппарата этнопедагогики входят три вида научных понятий: понятия философии, понятия формальной логики и интегративных теоретических систем и понятия специальных предметных областей. Все они активно участвуют в развитии исследовательского процесса на всем протяжении: при определении задачи исследования, построении гипотезы, накоплении научных фактов и идей, при подготовке, построении и формулировании научной теории. Они служат инструментом познания и способом выражения его результатов. В описание современной научной теории включаются языки всех трех понятийных систем. Это участие происходит в соответствии с вполне определенными ролями и функциями каждого вида понятий, обусловленными его особенностями, его природой и характером.

Природа теории определяет сущность и особенности понятийно — терминологической системы этнопедагогики. Они  могут быть обозначены следующими признаками:

структура этнопедагогики адекватна структуре науки; будучи обобщенным и абстрагированным отражением явлений и процессов педагогической деятельности, она каждый раз обращается к этой деятельности, как бы налагает на нее сетку понятий, в результате чего обогащаются и практика, и ее понятийная система;

вся система понятий концентрируется вокруг категорий — понятий наибольшей степени глубины и всеобщности, основы системы; к категориям этнопедагогики мы относим следующие: народная педагогика, народная культура, традиционное народное воспитание, этническое воспитание, этнос, этнопедагогизация; они формируют главные разделы этнопедагогики;

понятия этнопедагогики отражают явления народной педагогики и народной культуры определенной этнической общности и технологии их использования в современной педагогической практике;

специальные этнопедагогические понятия составляют лишь часть понятийной системы этнопедагогики, ее  дополняют понятия общей педагогики и других гуманитарных наук: философии, этнологии, культурологии, этнопсихологии и др.

Одной из самых значительных проблем понятийной системы этнопедагогики является не только отсутствие однозначного толкования ее основных понятий, но и отсутствие логически выстроенной системы понятий. Это объясняется, прежде всего, тем, что в этнопедагогике как самостоятельной отрасли научного знания до сих пор нет ее однозначной и научно-обоснованной структуры.

Вместе с тем, в этнопедагогике интенсивно развиваются отдельные научные направления. Количественное накопление научных знаний по отдельным направлениям исследований приводит некоторых исследователей к заявлениям, смысл которых сводится к тому, чтобы выделить внутри этнопедагогики, находящейся в стадии становления, отдельные направления: аналитическая этнопедагогика, афористическая этнопедагогика, этнопедагогическая антропология, этнопедагогика семьи, сравнительная этнопедагогика, субэтническая педагогика. На наш взгляд, такое обособление направлений развития этнопедагогики является преждевременным.

Чтобы провести систематизацию основных понятий, терминов и категорий этнопедагогики, выстроить их в логической последовательности необходимо прежде разработать структуру этнопедагогики.

Будучи системой научных знаний, этнопедагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т.д.) и прикладного (практическое применение общих теоретических положений). Поэтому философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования — составляют исходные методологические основания и методологические основы этнопедагогической теории. Как междисциплинарная  отрасль научного педагогического знания предметное поле этнопедагогики большей своей частью входит в педагогику.

Общими разделами этнопедагогики являются: методология этнопедагогики; история этнопедагогики; теория этнопедагогики; воспитательный потенциал народной культуры; теория традиционного народного воспитания; этнодидактика; этнопедагогизация. При построении раздела «этнодидактика» мы опирались на концепцию  Ф.Г. Ялалова[6].

Методология этнопедагогики включает методологические основы этнопедагогики; этнопедагогическоенауковедение; научно-исследовательскую деятельность в этнопедагогике, общенаучные подходы в этнопедагогике (философский, культурологический, историко-педагогический, системный, антропологический, комплексный и др.); научно-преобразовательную деятельность в этнопедагогике; научно-образовательную деятельность в этнопедагогике; связь этнопедагогики с другими науками.

История этнопедагогики включает источники изучения этнопедагогики научные и практические предпосылки, закономерности, принципы, тенденции, этапы зарождения и развития этнопедагогики; историю генезиса этнопедагогики России по периодам и этапам развития; персоналии в истории этнопедагогики; тенденции и перспективы развития этнопедагогики.

Теория этнопедагогики включают объект, предмет этнопедагогики; цель, задачи, функции этнопедагогики; основные категории этнопедагогики: «этнос» (народ),  «нация», «этничность»; «образование» «воспитание»; «народная культура», «этническая культура», «национальная культура», — «традиционное народное воспитание»; «этническое воспитание» — «этническое самосознание»; «этнопедагогизация».

Воспитательный потенциал народной культуры включает: понятие культуры; виды, культуры: материальная, духовная; народная и этническая культура, педагогическая культура этноса, механизмы ее воспроизведения: традиции, преемственность, и др.; воспитательный потенциал народной материальной культуры: народная одежда, предметы быта и кухня, и др.; воспитание детей и молодежи в процессе организации жизни и быта семьи воспитательное значение народного декоративно-прикладного искусства;структура духовной культуры: традиции, обычаи, обряда, потребности, ценности; роль идеала в культуре, народный идеал личности; язык как средство сохранения самобытности и духовности народа; праздники, сопровождающие возрастные этапы человека, и их воспитательная сущность; воспитательный потенциал народного фольклора; воспитание детей и молодежи в процессе народных игр; народные праздники, их воспитательное влияние на детей.

Теория традиционного народного воспитания включает идеалы, ценности, факторы, принципы, содержание, инварианты и варианты традиционного народного воспитания; цель, задачи, содержание, формы,  методы, средства этнического воспитания; цель, задачи, содержание, формы,  методы, средства семейного воспитания; формы, методы, средства формирования этнического самосознания, этнической идентичности, этнической дифференциации; особенности межэтнической коммуникации.

Этнодидактика включает предмет этнодидактики, сущность этнодидактического подхода, этнодидактические принципы;  этнодидактические способы обучения: этнодидактические методы и приемы и этнодидактические формы и средства; этнодидактические факторы обучения: активные факторы и пассивные факторы.

Этнопедагогизация содержит технологии включения этнопедагогического компонента в учебно-воспитательный процесс учреждений системы образования.

Концептуальную базу этнопедагогики как междисциплинарной отрасли научного педагогического знания, изучающей народную педагогику (традиционное народное воспитание) и народную культуру отражают, прежде всего, ее основные понятия: «этнос», «народ», «нация», «этничность», «этническое самосознание», «этническая самобытность», «этническая идентичность», «национальный менталитет»; «национальный характер», «развитие», «образование» «воспитание», обучение»; «народная культура», «этническая культура», «национальная культура; «народная педагогика», «народный идеал воспитания», «традиционные ценности воспитания», «традиционное народное воспитание» (в широком социальном смысле), «традиции воспитания», «традиционное народное воспитание» в педагогическом смысле, «этническое воспитание», «этнопедагогические знания», «этнодидактика», «этнопедагогизация» и др.

В данной статье у нас нет возможности рассмотреть и уточнить все научные понятия и термины этнопедагогики. Но в связи с тем, что в настоящее время в научных исследованиях по этнопедагогике наблюдаются разные точки зрения по поводу самого  понятия «этнопедагогика», мы изложим свое мнение по этому вопросу.

После определения этнопедагогики, разработанного Г.Н. Волковым в 70 годах, и частично измененного им в последующие годы, в течение последних четырех десятилетий появился ряд определений других ученых, таких как В.С. Кукушина, Б.М Бим — Бада, П.И. Пидкасистого и др. Однако они не только не внесли ясность в этот вопрос, но и внесли еще и дополнительную путаницу.Вся совокупность утверждений исчерпана ниже приведенным перечнем, этнопедагогика — это:направление в исследовании социализации и образования;самостоятельная наука;междисциплинарная отрасль знания; междисциплинарная область научного знания;  раздел педагогической науки.

Считаем необходимым, изложить свою точку зрения на данный вопрос. Проанализировав все высказывания по данному вопросу, мы выделили два наиболее распространенных взаимоисключающих утверждения о специфике и сущности этнопедагогики. Одно из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук: философии, этнологии, психологии, педагогики, культурологии и др., что она по существу — междисциплинарное образование. Другое сводится к утверждению о том, что это —  отпочковавшееся самостоятельное научно — педагогическое знание. При этом среди ученых нет единого мнения, какой научной единицей считать этнопедагогику: самостоятельной наукой, отраслью, областью или разделом науки.

Учитывая все вышеприведенные определения, мы считаем, что этнопедагогика междисциплинарная отрасль научного педагогического знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнологии, культурологи и др. наук. Этнопедагогика, имея свой предмет и область исследования, теснейшим образом связана с другими науками, изучающими человека, закономерности его физического и психического развития и его общественную деятельность. С точки зрения происхождения этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения, социального проявления охватывает разные области человеческого знания: антропологии, психологии, этнологии, культурологии и др., и, таким образом, частично входит в предметное поле этих наук. Поэтому в этнопедагогику входят научные понятия как педагогики, так и смежных с ней» наук, например, «народная культура», «этническая культура». «национальная культура», «этнос», «этничность», «национальный менталитет», этническая идентификация и др. Мы определяем этнопедагогику как междисциплинарную отрасль научного педагогического знания, изучающую народную традиционную культуру и народную педагогику с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном образовании.

В заключение заметим, что этнопедагогика молодая развивающаяся наука. Ее категориально – терминологический аппарат находиться в стадии становления. Этнопедагогика имеет свой специфический и особенный понятийно категориальный аппарат. Его систематизация, разработка и уточнение очень актуальная проблема, требующая постоянной научной доработки по мере развития этнопедагогики.

Список литературы:

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / Г.Н. Волков. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 160 с.
  2. Кантор, И.М. Педагогическая лексикография и лексикология [Текст] / И.М. Кантор. — М.: Просвещение, 1968. — 200 с.
  3. Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы [Текст] / И.М. Кантор. — М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
  4. Комаровский, Б.Б. Основные проблемы педагогической лексики и лексикографии [Текст] / Б.Б. Комаровский // Ученые записки Азербайджанского гос. пед. института им. Ахундова. — 1960. Баку. — Вып. VIII.
  5. Свадост, Э. Как возникает всеобщий язык? [Текст] / Э. Свадост. — М.: Наука, 1968. — 328 с.
  6. Ялалов, Ф.Г. Этнодидактика [Текст]: монография / Ф.Г. Ялалов. — М.: ГИЦ ВЛАДОС., 2002. — 151 с.[schema type=»book» name=»ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» author=»Нездемковская Галина Вадимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found
slot gacor slot gacor slot gacorslot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor streaming bola slot gacor slot demo slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor