Поликультурное воспитание – одна из наиболее острых проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. К сожалению, современное развитие межэтнических отношений отличается негативными тенденциями, которые проявляются в дискриминации личности, в разгуле национализма, шовинизма, расизма, геноцида. Для того чтобы привить определенный «иммунитет» к таким проявлениям, общество, и в частности образование, должны создавать условия для поликультурного воспитания, основой которого должна быть открытость к межэтническим различиям, способность жить с людьми других культур, языков и религий, готовность к диалогу.
В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997 г.) делается акцент на «освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей» [1, с.18]. Современной целью поликультурного воспитания является приобщение молодого поколения к национальным и мировым культурам, обучение навыкам жизнедеятельности в многополярном и поликультурном мире.
Поэтому подготовка личности к существованию в поликультурном обществе должна обусловливаться не только национальным и религиозным составом, но и более глубокими, социально-психологическими особенностями человека: индивидуальностью его личности, стремлением сохранять и развивать собственную самобытность, потребностью людей «объединяться» не только по национальному признаку, но и «по интересам», в соответствии с определенными ценностными ориентациями, гендерными и возрастными особенностями, общностью выполняемых профессиональных функций, социальных ролей, социального статуса и т.п.
Поэтому залогом успешной профессиональной деятельности будущего специалиста является его поликультурное воспитание, включающего несколько направлений:
— формирование культуры знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации и позволяет адекватно осуществлять активную созидательную деятельность в поликультурном пространстве;
— развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
— формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;
— формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.
В Красноуфимском педагогическом колледже обучаются студенты разных национальностей: русские, татары, марийцы, башкиры, удмурты, таджики, армяне и т.д. Будучи центром межнациональных коммуникаций, современный педагогический колледж должен создавать все условия для культурной и психологической адаптации студентов, понимания ими этических, правовых и моральных норм. В процессе поликультурного воспитания студенты должны осознать основные базовые общечеловеческие ценности, понять, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. «Только через диалог с другой культурой можно достигнуть определённого уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую» [2, с.128].
В Красноуфимском педагогическом колледже накоплен богатый опыт поликультурного воспитания студентов. Студенты активно вовлекаются в общественно-полезную деятельность через участие в культурно-просветительских мероприятиях (Красноуфимские вечёрки, Ярмарка народного творчества, Масленица, Сабантуй, Ага-Пайрем, праздничные концертные программы, посвященные диалогу культур др.), различных акциях, в том числе и волонтерских, исследовательских проектах (формирование толерантного отношения обучающихся средствами изучения музыкальной культуры разных народов; формирование культурной идентичности в процессе освоения марийской национальной музыкальной культуры и т.д.), студенческих конференциях по проблемам поликультурного воспитания.
Данный процесс поликультурного воспитания, на наш взгляд, включает два взаимосвязанных аспекта: подготовку студентов к жизнедеятельности в поликультурном обществе и их педагогическую подготовку к осуществлению образовательного процесса с опорой на идеи поликультурного образования. Заметим, что поликультурность общества мы понимаем как многообразие этнокультур, религиозных, возрастных и гендерных, профессиональных культур, молодежных субкультур, а в личностном аспекте – как принятие этого разнообразия и способность эффективно жить и работать в поликультурной среде [7, с.57].
Результатом поликультурного воспитания является уровень сформированности поликультурной компетентности, которая определяет способность личности к эффективной жизни и деятельности, взаимодействию в поликультурном обществе.
Как показывают результаты исследований, компетентность может быть представлена совокупностью контекстных знаний и деятельностно-поведенческих умений, способностей применять теоретические знания, а также мотивационно-ценностных характеристик личности, лежащих в основе таких отношений к действительности, которые обусловливают ее стремление действовать в соответствии с полученными знаниями и совершенствовать умения и навыки [4, с.23, 5, с. 12]. Поэтом у выделим следующие структурных компоненты:
– когнитивный (знания и теоретические умения, необходимые для эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде);
– мотивационно-ценностный (освоение гуманистических ценностей, относящихся к жизни в поликультурном обществе, толерантное отношение к представителям иных национальных групп и мотивация к межкультурному взаимодействию);
– деятельностно-поведенческий (умение разрешать межкультурные проблемы, эффективно действовать в поликультурной среде, осуществлять активное взаимодействие с представителями различных культур)
Поликультурное воспитание – это общесоциальное воспитание современного человека, которое во многом обеспечивает активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться и адекватно воспринимать различные сферы социальной действительности, гармонизирует внутренний мир личности и ее отношения с обществом [6, с.34], что особенно необходимо педагогу. «Именно будущим учителям особенно важно «уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [3, с.78]. Поэтому процесс поликультурного воспитания педагога должен быть шире, он должен не только уметь жить в поликультурной среде, взаимодействовать с ее представителями, но и быть активным «проводником» идей культурного плюрализма, осуществлять поликультурное воспитание обучающихся.
Полноценное освоение студентами всей совокупности общесоциальных и профессионально-ориентированных поликультурных знаний и умений, ценностей и мотивов поведения, стратегий поведения и деятельности будет свидетельствовать об уровне готовности студентов педколледжа к осуществлению поликультурного воспитания обучающихся.
Список литературы:
- Доклад Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО, 1997 г.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. — Изд.2-е. — М.: Искусство, 1986. — С.7-8, 404.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование [Текст] / Г. Д. Дмитриев. – М., 1999.
- Нечаева, Е. А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: Автореф. … канд. пед. наук [Текст] / Е. А. Нечаева. – Калининград, 2008.
- Сафина, З. Н. Ключевые компетенции как компонент модели специалиста [Электронный ресурс] / З. Н. Сафина // Режим доступа: «https://www.tisbi.ru/science/vestnik/2001/issue1/vest1.html»
- Федюнина, С.М. Концептуальные основания и условия мультикультуризма в современном российском обществе: Автореф. … докт. соц. Наук [Текст] / С. М. Федюнина. – Саратов, 2007.
- Щеглова, Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов (На примере курсантов академии МВД): Автореф. … канд. пед. наук [Текст] / Е. М. Щеглова. – Омск, 2005.[schema type=»book» name=»ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА» description=»В статье рассматривается процесс поликультурного воспитания студентов в межнациональном пространстве педагогического колледжа, где особое место уделяют развитию поликультурной компетентности как основы поликультурного воспитания.» author=»Александрова Юлия Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]