Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Современный этап развития системы образования России характеризуется изменением отношения к личности учащегося, которая теперь выступает в качестве начала системообразующего в образовательном процессе и, в формате социальных качеств, теперь становятся востребованными субъектные свойства, обуславливающие ее независимость, самостоятельность, способность к рефлексии и логике [2], [4].

В условиях лавинообразного роста объема информации в процессе обучения учащиеся должны освоить навыки анализа и переработки информации для оптимального выбора решений, оперативного поиска, научиться обозначать наиболее важные признаки предметов, находить аналогии, осуществлять анализ, искать закономерности, обобщать, самостоятельно ставить и решать задачу, находить оптимальные методы решения. [8], [5] Следовательно, на первый план выступает проблема формирования у них логического мышления.

Особенно возрастает роль логического мышления в связи с изучением информатики, где сегодня строят математические модели решаемых задач, определяют последовательность действий в вычислениях, находят и убирают ошибки логики в алгоритмах.

Психолого-педагогические исследования в сфере информатики демонстрируют многоаспектность проблемы подготовки молодого поколения к функционированию в современном обществе, насыщенном информацией. Например, актуализация содержания математики и логики определяется тем, что их основные виды подводят учащихся к пониманию характера информатики и информационных технологий. Освоение главных законов логики приводит к формированию логических операций мышления личности, а понимание этих законов и навык использовать их в практической деятельности – более качественной образовательной подготовке, в том числе и информационной.

Плеяда ученых, занятых разработкой методической основы информационных предметов, считает, что к числу главных предпосылок и стабильных факторов развития информатики относится логика, а, следовательно и логическое мышление (А.Д. Гетманова, А.В.Горячев, В.В. Дубинина, С.К.Ландо, А.Л. Семенов и др.). Так, для урока информатики характерны все основные причинно-следственные связи, которые имеют возможность быть в педагогическом целостном процессе. Традиционная методика обучения информатике направлена на  фундаментальное изучение теории с использованием системного прослеживания динамики развития научного представления у учащихся.

При этом следует выделить особенности, знание которых позволит оптимальнее построить процесс учебы и предвидеть ее потенциал. Уроку информатики свойственны внутренние противоречия:

  • между способом освоения знаний и практических умений и отсутствием практического опыта работы с реальными техническими устройствами;
  • между способами алгоритмической переработки данных для автоматизированных систем и неалгоритмическими способами мыслительной деятельности обучаемых, что способствует возникновению психологических барьеров на первых ступенях обучения информатике. Ликвидация этого противоречия включает определенную перестройку мыслительных операций у обучаемых при рассмотрении хода обработки информации на базе усиления теоретической части  содержания обучения и постепенного обучения с усложнением изучаемых процессов и элементов. [9]

С точки зрения методики обучения информатики, урок должен быть направляющей формой учебы, выполняющей функцию ориентационной основы действий.  По отношению к ведущей задачи, решающейся на данном этапе учебного процесса, выбирают подходящий метод или совокупность методов. Следовательно, преподаватель дает направление процессу обучения, определяя его мировоззренческую и научную основу, раскрывая логику учебной дисциплины, ее практическую значимость и, формируя интерес к профессиональной деятельности, усиливая тем самым эмоциональную и ценностную направленность учащегося.

Множество современных работ по когнитивному развитию исходят из теории Ж. Пиаже. Анализируя работы Ж. Пиаже, можно прийти к выводу что, абстрактное мышление  у подростков стоит на уровне формальных операций. Ученый  считает, что развитие мышления до этого этапа не только становится главным когнитивным новообразованием данного воз­раста, но и находится в основе эволюции психики в отрочестве. [6]

Для правильного развития мышления преподаватель использует
каждую вероятность — учит подростков анализировать, сравнивать, давать правильные
определения и различать явления и предметы
, правильно ясно и четко выражать мысли, воспитывает умение умозаключать, рассуждать, делать обобщения и выводы
.

В связи с проблемой формирования творческо-логической личности обостряется необходимость внедрения и разработки в учебный процесс инновационных методов и подходов, нацеленных на развитие творческого и логического мышления. Существенную роль в формировании данных способностей личности играют логические задания. Под которыми понимаются упражнения, нерешаемые по готовым схемам, а прогнозирующие новое видение проблемы, где необходима догадка и которые позволяют демонстрировать индивидуальные склонности, опыт и способности человека.

Исходя из сказанного, логическим заданием можно считать учебное упражнение, предполагающее стимуляцию мыслительной активности, поиск теоретических знаний и нестандартных методов решения задачи, отражающих индивидуальные способности, склонности, личный опыт учащегося. Предлагаемые логические задания для учащихся должны соответствовать следующим требованиям:

  • стимулировать положительную мотивацию для решения задания;
  • учитывать насущный уровень учебной подготовки и развития, чтобы создавать объективные условия развития учащегося;
  • содержать ситуации интеллектуального напряжения, ситуации-противоречия;
  • отражать логику и систему содержания информатики [10].

При применении информационных технологий возникают принципиально иные вероятности для формирования логического мышления учащихся. Например, при рассмотрении компьютерных сетей уменьшается потребность в вербализации теоретических свойств за счет актуализации кроме понятийного мышления, образного теоретического мышления учащихся и вовлечения механизмов логического мышления. Характерной особенностью логического мышления становится то, что мышление в этом случае связано непосредственно с анализом действительности.

Значительное внимание необходимо обратить на возможности формирования логического мышления через компьютерное моделирование. При стандартной технологии обучения трансформации теоретического образа от педагога к учащемуся происходит преимущественно на речевом и мыслительном уровне и меньше на образном уровне. Это приводит к тому, что у учащихся возникают собственные наглядные представления об изучаемом объекте.

Выполнение упражнений с применением компьютерной техники осуществляется с привлечением параллельно логического и понятийного мышления. Поэтому достигается взаимодействие и взаимосвязь логических и понятийных элементов мышления в их взаимопереходах и взаимосвязи. Так, ручное черчение компонентов схем, предметное манипулирование, а потом формирование общего образа из структурных элементов в компьютерном моделировании, осуществляемых в процессе компьютерных лабораторных практикумов при освоении компьютерных технологий с применением программных продуктов AUTОCAD, PCAD, КОМПАС-График и др., оказывают большое значение на развитие логического мышления. Поскольку оно реализует поэтапную отработку процесса образования. Таким образом, компьютерные графические технологии повышают общий уровень развития логического мышления учащихся.

Очень полезен для стимулирования самостоятельного логического мышления учащихся эвристический характер освоения нового материала, нацелевающий учащихся на самостоятельные выводы и обобщения.

Следует выделить несколько последовательных ступеней проблемно-эвристического метода. На первом уровне проблемно-эвристического обучения педагог формулировку проблему и указывает на нее, студенты же приучаются находить пути ее решения самостоятельно. На втором уровне взрослый только обозначает проблему, побуждая студентов самостоятельно, и формулировать и находить решение. На третьем уровне учитель не показывает проблему, а учит студентов самостоятельно ее видеть, а, увидев, сформулировать и изучать вероятности и методы ее решения, выводы, полученные методом эвристики, прочно запоминаются студентам. Если принять во внимание такое обстоятельство, да ещё поистине немалое значение, которое имеет вышеописанный метод в развитии мышления и самостоятельности учащихся, то следует признать, что затраченное при этом время окупается [7].

Грамотному усвоению понятий, развитию логики способствуют задания на практическое использование усваиваемых терминов. Наконец, для развития логики мышления подростка необходимо систематически и повседневно учить его способам правильного логического мышления, обращать внимание на логические ошибки. Так, педагог сосредотачивает внимание подростков на логической несуразице в их ответах, учит их грамотно логически выражать свои мысли. Очень полезно научить подростков самостоятельно исправлять имеющиеся логические ошибки.

Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения,  стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи) [3].

Таким образом, развитие логического мышления у учащихся в процессе изучения информатики будет происходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

  • учет возрастных особенностей мышления у учащихся системы среднего профессионального образования;
  • учет внутренних противоречий присущих информатике как учебной дисциплине;
  • использование комплекса педагогических методов от репродуктивных до поисково-эвристических;
  • применение логических заданий и компьютерного моделирования на уроках информатики;
  • практическое применение усвоенных понятий.

 

Список литературы:

  1. Анникова Л.В., Аббасов Д.И.Средства массовой информации как механизм формирования индивидуального сознания // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания. Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. 2014. С. 3-7.
  2. Анникова Л.В., Колесникова Т.В.,Таранова Е.В., Тарасова С.И. Социокультурное содержание социального образования в контексте современных интеграционных процессов // Общество и экономика постсоветского пространства: междунар. сборник научных статей. Липецк, 2014. С. 104-108.
  3. Анникова Л.В.Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6. С. 14-17.
  4. Анникова Л.В.Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: автореф. дисс… канд. соц. наук. Ставрополь:  Ставропольский государственный университет, 2011. – 22 с.
  5. Анникова Л.В.Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: дисс… канд. соц. наук. Ставрополь:  Ставропольский государственный университет, 2011. – 203 с.
  6. Колесникова Т.В., Кочерга Н.А. Проективные методики исследования сферы личности // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. 2014. С. 105-107.
  7. Осыченко М. В., Скрипкин В. С. Интегративный подход в организации учебных занятий по физической культуре // НаукаПарк. 2014. № 1 (20). С. 41-44.
  8. Скрипкин В. С., Осыченко М. В. К вопросу социальной значимости физической культуры для студенческой молодежи // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 55. № 4. С. 77-80.
  9. Таранова Е.В., Тарасова С.И., Анникова Л.В., Колесникова Т.В.Социально-педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 15. № 1. С. 40-44.
  10. Тарасова С.И., Таранова Е.В., Колесникова Т.В. Интеграция артпедагогики как средства творческой деятельности студентов в систему высшего профессионального образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-1. С. 83-85.[schema type=»book» name=»ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ» author=»Тарасова Светлана Ивановна, Таранова Евгения Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found