Одной из важнейших задач, стоящих перед дополнительным музыкальным образованием на современном этапе является развитие личности ребенка, приобщение учащихся к социально – культурным ценностям, формирование у них гуманистических ценностных ориентаций, а также задача целостного освоения содержания дополнительного музыкального образования.
Как отмечают исследователи (Е.О.Гаспарович, Л.Б. Баренбойм, В.О.Горлинский, Г.И.Шатковский, В.В.Крюкова, М. А. Чернова, С. Н. Карачёва, О. В. Лукьянова, и др.), проблемы совершенствования образовательного процесса в учреждениях дополнительного музыкального образования детей возниклив ходеизучения влияния музыкального искусства на формирование и развитие духовных ценностей подрастающего поколения (Л.А.Баренбойм, М.М.Берлянчик, В.В.Медушевский, Е.Н.Назайкинский);в работах отечественных музыкантов-педагогов (Л.Г. Арчажникова, И.В. Арановская, Л.А.Рапацкая,Э.Б. Абдуллин, А.А.Мелик-Пашаев, и др.); в трудах, посвященных проблемам развития способностей (общих и специальных)- (Д.К.Кирнарская, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,Л.С. Выготский, Г.М.Цыпин,О.П.Радынова,), а также в научных исследованиях, связанных с формированием музыкальных интересов детей (Ю.Б.Алиев, Л.С.Бабенко, Л.Л.Куприянова, К.Тарасова, М.Старчеус, и др.).
В работах этих ученых рассматриваются и обосновываются новые подходы к обучению, обеспечивающие такие пути развития ребенка, которые способствовали бы художественному освоению окружающей действительности, а также расширению культурного пространства самореализации формирующейся личности.Одним из таких педагогических путей, способствующих полноценному вхождению учащихся в мир музыкального искусства с возможностью развиватьих творческий потенциал, воспитывать чувства, познавательный интерес, прививать навыки самостоятельной работы, развивать умственные способности и закреплять и расширять знания, полученные в школе, является организация учебного процесса на основе жанрового подхода.
Осознание необходимости исследования возможностей жанра как «оси связи музыкального искусства с самой реальной действительностью» [17, с.211], находит достаточно широкое применение главным образом в сфере профессионального музыкального образования, музыкально-педагогического, а также общего музыкального образования. Сущностью жанрового подхода стало изучение учебного музыкального материала с жанровых позиций, выявление в каждом новом музыкальном произведении типичных черт, репрезентирующих данный жанр.Категория жанра, являясь одной из важнейших категорий искусства, «становится одной из ключевых в решении проблем освоения музыкального искусства» [2, с.50].
Следует отметить, что, несмотря на широкий интерес и значительное внимание со стороны исследователей к категории жанра в условиях общего музыкального образования, педагогический потенциал жанрового подхода в условиях дополнительного музыкального образования еще не стал предметом специального научного осмысления.
В системе дополнительного музыкального образования особая роль принадлежит Детским музыкальным школам (далее — ДМШ) и школам искусств. Своеобразие учебного процесса в ДМШ заключается,с одной стороны, в личностно-творческом развитии учащихся и, с другой стороны, — подготовке наиболее одаренных из них к будущей профессии. Кроме того, различные формы общения с музыкальным искусством, выступающим не только в качестве объекта восприятия и познания, но и как фактор личностного развития учащихся, множество межпредметных связей, пронизывающих весь учебный процесс, обеспечивают единство содержания музыкального образования в ДМШ.
Сегодня педагоги-музыканты осознают, что обучение детей в ДМШ на основе жанрового подхода является объективной необходимостью, что обусловлено рядом факторов. Детская музыкальная школа должна воспитывать не только грамотных любителей музыки, но и будущих профессионалов, для которых владение фундаментальными категориями искусства, в том числе категорией жанра, является необходимым профессиональным качеством, показателем профессиональной компетентности. В последние годы в образовательный процесс ДМШпостепенно внедряются элементы жанрового подхода, на разных дисциплинах (исполнительского и теоретического цикла) говорится о жанровой специфике произведений. Однако, до настоящего времени жанровый подход не разрабатывался в качестве одного из целевых методологических ориентиров музыкально-образовательного процесса в ДМШ. Соответственно и разработка конкретных методик, реализующих данный подход в образовательной практике детских музыкальных школ, не становилась предметом специального исследования.
Учитывая вышесказанное, мы определилинекоторые педагогические пути реализации жанрового подхода, которые способствовали бы наиболее эффективному общему музыкальному и всестороннему развитию личности детей и их индивидуальности. Опираясь на исследования в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, А.И. Николаева и др.), посвященные целостному музыкально – образовательному процессу, применительно к реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования мы выделили специальные и общепедагогические принципы, которые будут способствовать наиболее эффективному развитию формирующейся личности учащихся.
Среди общепедагогических принципов, рассмотренных А.И. Николаевой в своем исследовании[12], следует выделить, прежде всего, принцип гуманистической направленности, являющийся ведущим принципом образования и способствующийформированию целостной, гармоничной личности учащихся.В контексте реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования данный принцип заключается в первоначальном ознакомлении с жанровыми особенностями изучаемых произведений, сочетающимся с постепенным накоплением музыкально-слуховых представлений о сущности того или иного музыкального жанра и выявление его общих образно — эмоциональных и музыкально – языковых характеристик. В дисциплинах музыкально-теоретическогоцикла (сольфеджио, музыкальная литература) происходит ознакомление с теорией и историей того или иного жанра, прослушивание; в исполнительских дисциплинах учащимся представляется возможность реализовать накопленные знания в собственном исполнении, либо в исполнении педагога уметь услышать жанровые особенности разучиваемых произведений.
Принцип научности связан, прежде всего, с представлением о том, что жанр является философско-эстетической, музыковедческой и музыкально — педагогической категорией, понимание и осознание которой связано с научными представлениями. Действие данного принципа в реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования возможно при условии трактовки и понимания музыкального жанра как отличительного качества музыкальных произведений.
Как отмечает А.И. Николаева, следование принципу научности предполагает не только формирование знаний, умений и навыков, но также сознания и определенного поведения учащихся, активизацию их познавательной деятельности, а также формирование навыков научного поиска, воспитание умений анализировать средства музыкальной выразительности и особенности музыкального языка.Поэтому одной из задач преподавателя в системе дополнительного музыкального образования должна статьтакая организация музыкально — педагогического процесса, в которой бы осознанными качествами формирующейся личности учащихся стало не только собственно знакомство с музыкальными жанрами, но и умение осмыслить и выразить личностное отношение к ним.
Принцип преемственности, последовательности, систематичности. В системе дополнительного музыкального образования на основе жанрового подхода данный принцип может реализовываться в музыкально — педагогическом процессе как последовательное, систематичное ознакомление с музыкальными произведениями различных жанров, начиная, как правило, с более «простых», первичных жанров и постепенно переходя к более сложным жанровым разновидностям. В педагогике музыкального образования освоение учащимися различных музыкальных жанров основано, прежде всего, на примере таких жанров как марш, песня, танец (Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр, В.О. Усачева и др.). При этом педагоги-музыканты акцентируют внимание, в первую очередь, на типичном эмоциональном содержании, характерном для данных жанров. В процессе изучения происходит углубление в сторону более сложных, синтетических жанров (симфония, опера, балет и т.п.).
В этом процессе каждый блок дисциплин (как музыкально-теоретический, так и музыкально- исполнительский) позволяет получить целостное представление об изучаемом жанре.
Принцип наглядности является одним из важнейших в организации целостного музыкально –педагогического процесса. Применительно к жанровому подходу в системе дополнительного музыкального образования наглядность обеспечивается не только опорой на живое звучание музыки как в курсе музыкально – теоретических, так и музыкально – исполнительских дисциплин (исполнение, проявляющееся в педагогическом показе — либо на музыкальном инструменте, либо вокально), но также прослушивание и видеопросмотр различных концертных выступлений, после чего следует подробный теоретический анализ записей.
Принцип наглядности традиционно проявляется в использовании различных наглядных пособий (это особенно актуально в курсе музыкально – теоретических дисциплин – таблицы, схемы, «Болгарская столбица», «Немая клавиатура» в курсе сольфеджио и т.д.).
В аспекте жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образованияпринцип эстетизации воспитания и обучениянаходит проявление в постановке задач эстетического воспитания и развития личности учащихся, формировании у них музыкального вкуса, а также теоретических знаний в области музыкальных жанров, и практическойреализации этих знаний в музыкально – исполнительской деятельности учащихся. Особое значение в данном процессе имеет подбор высокохудожественного музыкального материала, способствующего формированию, в конечном итоге, цельной, гармоничной личности учащихся.
Как отмечает педагог-музыкант Е.Р. Сизова, «в процессе общения с музыкальным искусством у человека формируются эстетические представления, развивается художественный вкус, совершенствуется культура чувств. Происходит освоение норм музыкального выражения эстетических чувств, усвоение средств музыкальной выразительности, обеспечивающих воссоздание в музыке эстетических эмоций»[14, с.190]. Необходимо отметить и непременную эстетизацию отношений, возникающих в процессе совместной учебно — музыкально – педагогической деятельности между педагогом и учащимся.В связи с этим И.В. Арановская отмечает: «В основе преподавания должно лежать эстетическое развитие личности, которое дает базу для творчества и рождает собственную активную позицию при эстетическом (духовно-практическом) освоении мира»[4, с.188-193]. И.В. Арановская подчеркивает, что эстетическое отношение является наиболее ярким проявлением творческого характера деятельности человека, представляющего собой основной источник его саморазвития.
Принцип личностной направленности музыкально — педагогического процесса подразумевает понимание учебно- музыкальной деятельности как сферы мобилизации внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся, включения в познавательную деятельность всего их творческого потенциала. Также особое значение в контексте данного принципа приобретает формирование личностно — ценностного отношения к изучаемому жанру. Следует согласиться с В.Н. Холоповой, которая отмечает, что «особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что благодаря силе индивидуальных ощущений объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность» [17, с. 7].
Немаловажно, что в рамках реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования детей происходит диалог личностей учащегося и преподавателя, общение и взаимодействие с музыкальными произведениями различных жанров, при этом открываются воспитательные возможности музыкального искусства, способствующие приобщению учащихся к музыкальной культуре.
По словам И.В. Арановской,«поскольку мы рассматриваем развитие личности в условиях музыкальной деятельности не как статический процесс, суть которого сводится к количественному накоплению музыкальных впечатлений, а как процесс качественных изменений отношений личности и музыки, то в понимании музыкальной предметности динамика этих качественных изменений должна быть учтена, т.е. музыкальный «предмет» как понятие должен отражать в себе различные стороны отношения личности и музыки, которые складываются в процессе развития» [5, с 124-130.].
Согласно исследованию В.Г. Ражникова [13], содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе. С позиции реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования детей формирование личностного отношения учащихся к изучаемым музыкальным жанрам, и, отсюда – умение проявлять личностное отношение к явлениям окружающей действительности, окружающим людям,- должно стать одной из основных задач всего музыкально — образовательного процесса.
Что касается специальных принципов реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования, то, опираясь на исследования А.И. Николаевой, Л.В. Горюновой, М.Д. Корноухова, мы выделяем следующие принципы.
Принцип опоры на жанр как музыковедческую категорию. Необходимо отметить, что основные свойства жанра как музыковедческой категории находят воплощение в музыкально — педагогическом процессе. Отечественные музыковеды (М.Г. Арановский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А. Альшванг) подчеркивают, что именно жанр в музыкальном мышлении «классического периода» является главным экстрамузыкальным стимулом, конкретизирующемся через структуру, которая является моделью будущего произведения, несущей план содержания в его наиболее общих типизированных чертах. Возникающее содержание, в свою очередь, само преобразовывает типовую структуру, индивидуализируя заложенные в ней отношения, что позволяет рассматривать жанр вместе с музыкальной формой (как типизированной структурой содержания) в качестве модели, обладающей определенным семантическим потенциалом. По словам В.Н. Холоповой, «музыкальный жанр – устойчиво повторяющийся тип музыки, закрепляющийся в общественном сознании, приобретающий весьма точные лексические свойства» [17, с. 211].
Принцип опоры на жанр как музыкально — педагогическую категорию. Учитывая, что жанр является одним из основных посредников между слушателем и композитором, в музыкально-педагогических исследованиях категория жанра становится одной из важнейших в решении проблем освоения музыкального искусства. Представляя собой одну из ключевых категорий искусства, музыкальный жанр и реализация жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования является одной из основ формирования целостной, культурной, всесторонне развитой личности учащихся. Э.Б. Абдуллин отмечает, что «именно посредством жанровой типизации происходит закрепление понятийных, смысловых «ячеек» музыкального языка, формирование музыкальных «лексем», у слушателя появляется возможность «прочтения» их семантического значения. В то же время социальный фактор актуализирует, оживляет память о связях музыкального искусства с жизненным опытом человека и его деятельностью» [3, с. 50].
Принцип целостности, системности освоения категории жанрапредполагает целостное освоение музыкально – исполнительских и музыкально – теоретических дисциплин в контексте жанрового подхода и в целом содержания дополнительного музыкального образования. Это возможно прежде всего на основе синтеза музыкально-практического и музыкально — теоретического опыта, приобретаемого в процессе изучения всего комплекса дисциплин в ДМШ, где учащиеся накапливают определённый интонационно – слуховой опыт, позволяющий запоминать типичные для того или иного жанра интонации, затем учатся выявлять типичные для определенного жанра интонационно – стилевые комплексы и находить их в разучиваемых произведениях различных музыкальных жанров.
Принцип творчества. Как отмечает В.Г. Ражников, «творческое сознание ученика заключается не в его умении быстро схватывать замечания педагога, а в том, что он, находясь в диалогическом отношении с педагогом, с музыкальным произведением, приобретает личностный способ отношения к последнему» [13, с. 41].
Применительно к жанровому подходу в системе дополнительного музыкального образования детей данный принцип проявляется в понимании музыкального жанра, как носителятворческого характера, а также в подходе к музыкальному жанру как к категории,диалектичной по своей природе, (поскольку базируется на взаимодействии двух встречных процессов, идущих, с одной стороны, от экстрамузыкальных стимулов, а с другой – от собственно музыкальной семантики, что образует план выражения и план содержания), сочетающей свойства инварианта и варианта, маркируя, с одной стороны границы творческой свободы учащегося-музыканта, а с другой – создавая возможности для вариативности музыкально-творческих решений.И.В. Арановская отмечает, что «педагогическая деятельность в принципе должна быть человеко- и культурообразной, т.е. творческой, нестандартной, интегрирующей и реализующей в каждой конкретной образовательной ситуации весь культурный (а не информационный) ресурс ребенка и взрослого, их креативный потенциал. Иными словами, творчество – это не какая-то отдельная сторона педагогической деятельности, а процесс, в котором учитель реализует свои потенциальные способности и в котором он сам развивается» [4, с.188-193.].
Кроме вышеназванных общепедагогических и специфических принципов реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования,мы считаем необходимым также выделить некоторые педагогические условия, способствующие наиболее эффективной реализации жанрового подхода в учебном процессе ДМШ. Следует согласиться с И.В. Арановской, что «педагогический процесс рассматривается как форма совместного творческого поиска учителем и учеником решения не ряда отдельных задач, а экзистенциальных (неразрешимых, вечных, общечеловеческих) проблем. Поскольку общего решения экзистенциальных проблем в принципе быть не может, их решение для каждого человека является уникальным. Результатом этого процесса оказывается сотворение все новых и новых смыслов, т.е. смыслотворчество» [4, с.188-193.].
Принимая во внимание также официальные документы (в частности,Выписку из Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», пункт 25), необходимо учитыватьи специфику«возрастного психофизического развития учащихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый». Иными словами, реализация жанрового подхода имеет свою возрастную специфику, что обусловливает различие способов его реализации. Опираясь на предложенные А.И Николаевой два способа музыкального познания – индуктивный и дедуктивный- [12], можно говорить о педагогической целесообразности использования первого способа при ориентации на подростковый возраст (т.е. от жанровых элементов к жанровой целостности), а второго способа – при ориентации на младший школьный возраст (от ощущения целостности жанра к познанию его элементов).
Таким образом,представленные педагогические пути реализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования будут способствовать формированию духовных ценностей и эстетических чувств учащихся, развитию творческого потенциала, а также их вхождению в мир разнообразных явлений и процессов музыкальной культуры, т.е. наиболее продуктивному общему музыкальному и личностному развитию детей.
Список литературы
1. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки / Арчажникова Л.Г. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с
2. Абдуллин Э.Б.. Методология педагогики музыкального образования. 2-е изд. М., «Академия, 2006, с.50.
3. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272c.
4. Арановская И.В. «Эстетическое развитие и его роль в профессиональном становлении будущего педагога» / «Интеграция образования», №2/2, 2002г., с.188-193.
5. Арановская И.В. «Музыкальное искусство и развитие личности»,/ Известия ВГПУ, 2008г.№ 8, с 124-130.
6. Вопросы методики воспитания слуха / отв. ред. А.Л.Островский. — Л.: Музыка, 1967. — 135 с. 108 – 135.
7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 516 с., с. 279.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991.- 480с., С. 120.
9. Выписка из Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», пункт 25.
10. Горлинский В.И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2003.
11. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272c., с. 50.
12. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике: дисс…д-ра пед. наук: 13.00.02 / Николаева Анна Ивановна. – М.,2004г., 476с.
13. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В.Г. Ражников // Вопросы психологии. — 1988. — 31. — с.33.
14. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Сизова Елена Равильевна.- М., 2008, 450с.
15. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.Н. Ершов.-M.: Наука, 1984.- 161 С..,С.36.
16. Чиркина Д.В.РАЗВИТИЕ СТИЛЕВОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ: дис. …канд. пед. наук : 13.00.02 / Чиркина Дарья Владимировна. – Челябинск, 2012г., 212с.
17. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства:Учебное пособие. – 4-е издание., испр. – СПБ.: Издательство «Планета музыки», 2014г. – 320с.
18. Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования / Арановская Ирина Владленовна :дис…д-ра пед.наук : 13.00.08 / Волгоград, 2002.[schema type=»book» name=»Педагогические путиреализации жанрового подхода в системе дополнительного музыкального образования» author=»Орлова Татьяна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]