В 21 веке образовательный процесс строится в режиме технологического подхода с учетом инновационных аспектов. Направленность современного высшего профессионального образования на субъектно-диалоговую парадигму как методологическую основу технологий образовательного процесса в целом, позволяет считать формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся одним из приоритетных направлений социально-профессиональной деятельности будущих специалистов.
Профессиональная деятельность современного специалиста в условиях информационного общества в значительной степени определяется умениями грамотного информационного взаимодействия как при непосредственной коммуникации, так и в процессе опосредованного общения (с печатными и электронными носителями информации). В сложившейся ситуации сформированность умений эффективного поиска, сбора, анализа, переработки и дальнейшей трансляции информации приобретает особую значимость.
Запросы рынка труда ставят перед современным высшим образованием задачу повышения качества выпускаемого специалиста, способного к работе в условиях новой информационной среды. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения в вузе с позиций компетентностного подхода и формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов как важной составляющей их профессиональной компетентности.
Понятие «информационно-коммуникативная компетенция» основывается на идее интеграции содержания коммуникативной и информационной компетенций и определяется нами как комплекс знаний основ теории коммуникации, информационных технологий, особенностей профессионального дискурса, умений коммуникативного взаимодействия в условиях современной информационной среды, что подразумевает наличие коммуникативной мотивации, рефлексии, способность использовать различные источники информации и информационные технологии, применять технические средства для решения широкого спектра учебных коммуникативных задач.
На данном этапе развития высшего профессионального образования (в рамках компетентностного подхода) необходимо учитывать особый потенциал языковых дисциплин в процессе формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как важной составляющей профессиональной компетентности специалистов.
Изучение языковых дисциплин максимально способствует:
— развитию коммуникативных качеств речи;
— формированию навыков управления информационно-коммуникативным процессом;
— развитию умений и навыков работы с информацией (нахождение необходимой информации, её структурирование) и т.д.
Ранее процесс формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения языковых дисциплин чаще строился на индуктивной основе путем последовательного выполнения ряда частичных функций. При этом каждая из функций изучалась изолированно друг от друга. Поэтому процесс приобретения коммуникативных навыков и навыков работы с информацией, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности придвигался медленно.
Сейчас представляется наиболее целесообразным строить процесс обучения на дедуктивной основе, чтобы информационно-коммуникативные навыки работы с информацией и умения обучающихся формировались на базе общих знаний. Новое содержание обучения с использованием информационных технологий должно, в конечном счете, привести к изменению содержания учебных материалов и программ.
В связи с этим необходимо разработать такие требования к учебным материалам, в которых нашли бы отражение следующие вопросы:
— как определить основные приемы учебной работы для данной языковой дисциплины и раскрыть их содержание;
— как включить эти приемы в учебный материал;
— как сочетать объяснение приемов, с одной стороны, и подведение обучающихся к более самостоятельному их усвоению — с другой;
— как при отборе наглядного языкового материала для обучающихся учитывать различные функции данных приемов;
— как обеспечить самостоятельный поиск учебной информации;
— как обеспечить взаимосвязь отобранного материала со смежными дисциплинами [1].
Также важно осознать непосредственную связь формирования информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов с информационно-коммуникативным характером самого педагогического процесса. Исследователи отмечают, что востребованность информации в педагогической системе является показателем активности образовательного процесса, в то время как возможность контролировать и анализировать информационный поток обусловливает эффективность управления педагогическим процессом [2].
В условиях информатизации образовательного процесса и создания рейтинговой системы контроля знаний именно информационные технологии позволяют осуществить разработку экспертно-обучающих систем оценки компетенций. В основе таких экспертных систем должны быть принципы теории поэтапного формирования умственных действий и умений.
Среди этих принципов можно выделить следующие:
— переход к планированию учебного процесса в соответствии с моделью формирования информационно-коммуникативной компетенции;
— введение в учебный процесс количественного измерителя степени сформированности информационно-коммуникативной компетенции, законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения;
— экспертно-обучающая система оценки знаний, умений, навыков должна создаваться с учетом вышеназванных принципов.
Создание экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает прежде всего учет основополагающих принципов:
— переход преподавателя к роли специалиста-«консультанта», что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности;
— переход к индивидуальной подготовке специалиста, особенно это важно для самоподготовки;
— усиление акцента на автономную работу студентов;
— подготовка учебного пособия с учетом особенностей компьютерной технологии обучения;
— отказ от традиционных форм контроля и внедрение индивидуального кумулятивного индекса, в котором резко возрастает роль текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.
Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе экспертно-обучающих систем и системы экспертной оценки сформированности компетенций.
Таким образом, учитывая информационно-коммуникативную значимость языковых дисциплин, следует проводить дальнейшую исследовательскую работу над такими аспектами, как более детальная разработка педагогических условий использования информационных технологий, компьютерных обучающе-контролирующих программ в образовательном процессе, разработка комплексного подхода учебных пособий и компьютерных обучающе-контролирующих программ в процессе обучения языковым дисциплинам в вузе, более глубокое изучение информационно-коммуникативной компетенции обучающихся как приоритетной ключевой компетенции в образовательном процессе вуза и т.д.
Список литературы:
- Ярцева И. К. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов отделения переводчиков: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И.К. Ярцева. — Воронеж, 2009. – 139 с.
- Дуранов М. Е., Жернов В. И. Информационно-коммуникативный подход в обучении и организации педагогического процесса / М. Е. Дуранов, В.И. Жернов. — Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. — С. 25-37.
- Королькова Ю.С.Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов вуза / Ю.С. Королькова. – 2014. – № 28 [Электронный ресурс] / Режим доступа: type=»book» name=»О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН » description=»В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования информационно-коммуникативной компетенции в системе высшего профессионального образования.» author=»Смирнова Ирина Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]