Являясь ключевым понятием в системе научных феноменов, проблема формирования находится на стыке интересов философов, социологов, этнологов, психологов и педагогов. Методологические основы его изучения были заложены в концепции Л. С. Выготского, в трудах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А. Г Асмолова, Б. С. Гершунского, Н. М. Лебедевой и др.
Последние три десятилетия бурный рост национального самосознания народов России порой выражался не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности. Однако в условиях социально-экономической нестабильности и снижения нравственной культуры в обществе это вызвало такие негативные последствия как обострение этнонациональной напряженности, рост межнациональных конфликтов, распространение ксенофобии в полиэтнической среде.
Сегодня сама жизнь выдвигает необходимость исследования межэтнического взаимодействия в образовательной среде. В последние годы участились акты подростковой преступности, имеющие явно выраженный антиэтнический характер. В этой связи огромное значение приобретает использование поликультурной составляющей образовательной среды, т.к. именно образовательное учреждение, являющееся самоорганизующейся системой, создает и накапливает свой опыт, свою культуру межэтнического взаимодействия. Эта культура усваивается каждым участником образовательной процесса и всем образовательным учреждением в целом. Создавая среду, образовательное учреждение должно заботиться о защите психики участника образовательного процесса от влияния враждебных субкультур, т.к. образование призвано выступать средством трансляции культуры. Всем участникам образовательного процесса необходимо создавать оптимальные психолого-педагогические условия для развития каждой личности в этом направлении еще на стадии общего образования, и тогда терпимость, понимание, а затем и уважение к инокультурным ценностям станут этапами в развитии сознания подростка, подготовленными его психическим развитием, процессом социализации в полиэтнической среде, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с разными этносами.
Межэтническое взаимодействие в поликультурной образовательной среде выполняет следующие функции: предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с различными социальными группами. Формирование межэтнического взаимодействия в полиэтнической среде образовательно пространства связано с приобретением подростком социально значимых норм и правил поведения, создает предпосылки для этнической идентификации и межэтнической толерантности.Личность с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью, менее конфликтна, у такой личности преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов.
В процессе реализации межличностных отношений и взаимодействий, в образовательной среде подросток решает комплекс личных проблем и выстраивает систему субъектного опыта, определяющего характер его будущих взаимоотношений с окружающим миром, в целом, и с субъектами общения, в частности. При этом по сути дела, реализуется категоризация субъектов общения на «своих» и «чужих», «предпочитаемых» и «отвергаемых». Одной из разновидностей подобной категоризации выступает этническая категоризация, влияющая на качество взаимодействия представителей различных этносов.
Формируемое культурное самоопределение подростка в полиэтнической средеможет позволить ему стать «гражданином мира», способным правильно понимать проявления культуры, с которыми он сталкивается, но которые не принадлежат его культуре, когда «инаковость» уже не настораживает, а оценивается как необходимое условие продуктивного диалога. Осознание своей этнической принадлежности может строиться на основе различных характеристик. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать такие характеристики, как язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения в том числе и в поликультурной среде образовательного пространства.
Понимание и принятие концептуальных и теоретико-практических аспектов влияния поликультурной среды на межнациональное взаимодействие в образовательном процессе побудило нас узнать, как реально строится межэтническое взаимодействие подростков в образовательной среде, и шире, в жизненном пространстве.С этой целью мы провели пилотажное исследование вшколах г. Сочи, где проживают более 90 национальностей, и естественно в каждой школе получают образование детипредставителей всех национальностей. Была сделана выборка более представленных национальностей (этносов) в школах, определены конкретные школы, которые отвечали всем параметрам изучаемого феномена. Для своего исследования мы отобрали со значимым для обработки количества обучающихся русской, армянской и абхазской этнической принадлежности. Всего в эксперименте прияло участие 100 подростков.
Поскольку русские в Сочи являются этническим большинством, и от уровня их принятия подростков иных национальностей зависит, какая картина межнациональных отношений в образовательном пространстве, нас в первую очередь интересовало отношение русских школьников к представителям других этносов. Анализ данных показал, что среди русских подростков только чуть более трети высказались нейтральном об отношении к представителям других этносов. У подростков армянской национальности этот показатель нейтральности составляет 1/2, а у абхазской национальности — 2/3. Среди русских подростков 39,5% признаются, что есть народы, к которым они относятся хуже. Но только для 13,6% есть народы, к которым они относятся лучше, чем к другим. Таким образом, у русских подростков в целом по выборке соотношение этнической антипатии и симпатии составляет 2,9 в пользу антипатии. У подростков абхазской национальности та же тенденция – указанное соотношение составляет 2,6. Прямо противоположная картина обнаруживается у подростков армянской национальности у них этническая симпатия преобладает над антипатией с соотношением 1,4. Для русских подростков объектом этнической симпатии, прежде всего, является собственный этнос – русские: 51,5% относятся к ним (то есть к самим себе) лучше, чем к другим народам; у армянских – 61%, у абхазских – 62,6%. Всем подростам собственный народ наиболее симпатичен по сравнению с иными. В отношении русских подростков к некоторым народам обращает на себя внимание амбивалентность (хотя и не симметричная).
Проблема национальных отношений глубоко небезразлична для опрошенных. Опрошенные подростки (русские, армянские, абхазские – от 67,6% до 74,3%) показали, что на эти темы часто или, по крайней мере, иногда говорит значительное большинство из них. Еще больше школьников этих национальностей ведут такие беседы в семье – от 71,3% до 83,8%. Для некоторых подростков предпочтительно пребывание в этнически однородной среде сверстников. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «В каком классе лучше учиться – в котором ученики разных национальностей, или в котором, все ученики только твоей национальности?». Мононациональный коллектив предпочитают половина армянских подростков, две пятых абхазских, четверть русских.Если в предпочтениях ситуации обучения не выявилось общей тенденции, то в установках на этничность самого близкого круга общения все три группы проявили единодушие. Подавляющее большинство считает, что, выбирая друзей, «национальности не нужно придавать значения». Но и тут заметны особенности у армянских подростковэтот показатель выше, самый низкий показательу русских, и почти треть последних считают все же, что выбирать друзей «лучше среди людей своей национальности».
Полученные результаты свидетельствуют об определенной напряженности в предпочтениях в межэтническом взаимодействии сочинских подростков, их этнической избирательности в межличностном общении. Среди русских этнически толерантные составляют только четверть, и это лишь немного больше, чем удельный вес этнически интолерантых, составляющий одну пятую. И у русских подростков, и у подростков других обследованных национальностей их стереотипы в отношении целого ряда этносов (живущих в Сочи и, в целом в России) наделены преимущественно негативными чертами. Образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ любого другого народа. Заметная часть подростков склонна рассматривать другие народы через фокус этническогофаворитизма либо, напротив, этнической дискриминации.
Различие национально-этнических особенностей, которым подростки зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. Данные исследования показали, что перед педагогическими коллективами сочинских школ стоит сложная и очень важная воспитательная задача поиспользованию поликультурной составляющей образовательного пространства в школах для формирования адекватного, терпимого и принимаемого отношения к представителям других этносов. Вместе с тем, к формированию национального самосознания и этнических установок молодого поколения должны быть причастны не только представители многочисленного педагогического корпуса, но и политические, общественные, религиозные лидеры, деятели искусства, культуры, средств массовой информации. От их позиции в огромной степени зависит, станет ли этническая толерантность общепринятой нормой в российском обществе, в целом, и г. Сочи. При правильном использовании полиэтнической составляющей образовательной среды можно снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами подростков, помочь раскрыть их лучшие стороны, показать достоинства, научить детей находить компромиссы.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.; – Воронеж, 1996.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. –
М.; Воронеж, 2000. - Выготский Л.С. Психология развития человека. — Сборник трудов. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.: ил.
- Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. – В кн.: Россия: трансформирующееся общество. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.
- Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. – М., 2003.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» description=»в статье раскрывается важность своевременного формирования мультикультурной личности посредством поликультурной составляющей образовательной среды, особенности межэтнического взаимодействия подростков г. Сочи.» author=»Сербина любовь Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]