В настоящее время летние оборонно-спортивные или военно-спортивные профильные лагеря широко распространены во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, каждое учреждение, реализующее профильную смену, самостоятельно определяет ее содержание. В настоящей статье представлен практический опыт организации и проведения оборонно-спортивной профильной смены «Постовец», которая реализуется ежегодно с 2001 года по настоящее время. Организатором лагеря выступает муниципальное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей «Пост №1» г. Волгограда; участниками — обучающиеся кружков и детских объединений МОУ Центра «Пост №1», воспитанники военно-патриотических клубов и объединений г. Волгограда и Волгоградской области, учащиеся кадетских классов общеобразовательных школ г. Волгограда, участники несения Почетной вахты Памяти на Посту №1 у Вечного огня г. Волгограда. Возраст участников профильной лагерной смены – 13-17 лет, продолжительность — 21 день.
Оборонно-спортивный лагерь «Постовец» представляет собой мотострелковую роту, в состав которой входит 6 взводов. Жизнедеятельность лагеря осуществляется на основе Уставов Вооруженных сил Российской Федерации [2].
Оборонно-спортивное направление в профильной смене «Постовец» (второе направление – творческое) реализуется в двух взаимосвязанных блоках: военная и физическая подготовка (рис. 1).
Каждый из вышеназванных блоков имеет свои разделы. Военная подготовка представлена двумя разделами: теоретическая и военно-прикладная подготовка, а физическая подготовка – рекреационным направлением и военно-спортивной подготовкой.
В свою очередь, каждый из представленных разделов реализуется через определенные формы работы. Следует отметить, что такие формы организации как профчасы и спортивные часы представлены в нескольких разделах, однако они имеют различное содержательное наполнение. Спортивные часы и профчасы представляют собой урочную форму занятий, которые являются обязательными для всего личного состава лагеря.
В рамках военной подготовки теоретический раздел решает следующие задачи:
- Получение знаний по организации размещения и быта военнослужащих;
- Получение знаний о назначении и составе суточного наряда;
- Совершенствование строевой подготовки;
- Ознакомление с элементами огневой и тактической подготовки и особенности ее применения в полевых условиях.
Рис. 1. Содержание оборонно-спортивного направления
профильной смены «Постовец»
Теоретическая подготовка по данному разделу осуществляется на следующих профчасах: строевая подготовка, огневая подготовка, гражданская оборона, первая медицинская помощь.
На данных профчасах воспитанники изучают:
1) особенности строевой подготовки (строй и его элементы, обязанности солдата перед построением и в строю, предварительная и исполнительная команда и т.д.),
2) особенности огневой подготовки (техника безопасности при нахождении на огневом рубеже, при обращении с огнестрельным оружием, материальная часть АКМ).
3) основы первой медицинской помощи (первая помощь при ушибах, ранениях, переломах, кровотечениях, обморожениях, ожогах, остановке сердца, травмах живота, позвоночника, тазовой области, грудной клетки, сердечно-легочная реанимация и т.д.);
4) защита от оружия массового поражения (определение размера противогаза ГП — 5, походное, наготове и боевое положение противогаза, действия по команде «Газы!», назначение общевойскового защитного костюма).
Мини-лекции проводятся с воспитанниками при заступлении дежурного взвода в караул и в период нахождения караула в караульном помещении. Мини-лекции представляют собой краткое изложение сведений по следующим вопросам: особенности несения караульной службы и суточного наряда, обязанности дневального, порядок вступления взвода в наряд и несение внутреннего наряда.
Раздел «Военно-прикладная подготовка» реализовывается на идентичных профчасах (строевая подготовка, огневая подготовка, гражданская оборона, первая медицинская помощь), однако они имеют практическое наполнение.
Например, на профчасе по строевой подготовке воспитанники обучаются одиночным движениям и движениям в строю, ответному приветствию в строю, ответу на приветствие в движении, выходу из строя, подходу к начальнику и отходу от него, возвращению в строй, выполнению команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Головные уборы снять!», «Головные уборы надеть!» и т.д. На занятиях по огневой подготовке осуществляется стрельба из пневматической винтовки, а также неполная сборка и разборка массогабаритного макета автомата Калашникова (ММГ АКМ). На профчасах «Гражданская оборона» проводится обучение правильному и быстрому выполнению команд «Газы!», «Шлем-маски порваны!», «Отбой!», передвижению в противогазе, надеванию общевойскового защитного костюма и пр.
Несение суточного наряда предполагает дежурство на КПП, дежурство по столовой, выполнение обязанностей дневального, а несение караульной службы — охрану знамени МОУ Центра «Пост №1» и караульного помещения.
Военно-прикладные соревнования направлены на закрепление и совершенствование навыков и умений, полученных на профчасах. В процессе реализации смены проводятся следующие соревнования: соревнования по неполной сборке и разборке ММГ АКМ, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, соревнования по оказанию первой медицинской помощи, смотр строя и песни и т.д.
Учебные тревоги проводятся в дневное и ночное время. Основная задача – обучить правильным действиям воспитанников по командам: «Боевая тревога!», «Пожарная тревога!», «Отбой».
Тематическая игра на местности «Зарница» проводится в течение двух дней и включает:
1 день – боевая тревога, объявление военного положения на территории лагеря, подготовка укреплений, тактические действия взводов и подразделений на местности.
2 день – соревнования по преодолению полосы препятствий, туристические соревнования (установка и снятие палатки, вязка узлов, преодоление заболоченного участка по кочкам, переправа по параллельно натянутым веревкам).
Блок «Физическая подготовка» опирается на Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах РФ для сухопутных войск [1, с. 48-56] и предполагает решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
В процессе занятий образовательные задачи решаются через углубление знаний о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности и службы в Вооруженных силах РФ. В процессе занятий необходимо обеспечить формирование основ знаний о личной гигиене, о биомеханических и физиологических основах двигательных действий, о методах самоконтроля.
Оздоровительные задачи призваны разносторонне развивать кондиционные (силовые, скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость и выносливость) и координационные способности (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, ориентирование в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы), а также их сочетаний. Вместе с тем, в процессе занятий необходимо закреплять и совершенствовать соответствующие двигательные навыки (техника упражнений), продолжать дальнейшее обогащение двигательного опыта, вырабатывать умение применять двигательные действия в различных по сложности условиях.
Воспитательные задачи должны быть направлены на формирование: привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом, ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, умения управлять своими эмоциями, взаимодействовать с партнерами в процессе коллективных занятий, воспитания организаторских навыков проведения занятий в качестве командира взвода, капитана команды, судьи, адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов самосовершенствования, дисциплинированности, смелости, инициативности, самостоятельности, чувства ответственности.
Раздел «Рекреационное направление» реализуется в следующих формах: утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, купание, спортивные часы и спортивно-массовые соревнования и осуществляется на основе принципа оздоровительной направленности физического воспитания.
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно (кроме воскресенья) со всем личным составом лагеря.
Комплекс утренней гигиенической гимнастики разрабатывается руководителем по физической подготовке и доводится до вожатых и командиров взводов, которые осуществляют его проведение. Руководитель по физической подготовке проводит утреннюю гигиеническую гимнастику выборочно с одним из взводов или с отдельной группой детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Гигиенические процедуры (обливание, обтирание мокрым полотенцем отдельных участков тела) осуществляются в конце утренней гимнастики. Прием солнечных ванн проводится в перерывах между купаниями.
Купание осуществляется с воспитанниками лагеря в открытом водоеме с момента получения разрешения от врача лагеря, по расписанию, составленному заместителем начальника смены по учебно-воспитательной работе.
Спортивные часы в данном разделе проводятся во второй половине дня и отражают специфику физической рекреации. Основными методами являются игровой и соревновательный.
Спортивно-массовые соревнования решают не только общие, но и специальные задачи физической подготовки. Основными чертами являются: сочетание добровольности и обязательности при комплектовании команды взвода (каждый ребенок должен участвовать как минимум в одном спортивно-массовом мероприятии), перенесение участниками мероприятий максимальных физических и психических напряжений (что значительно увеличивает тренировочный эффект воздействия).
В программу состязаний включаются: первенство лагеря по волейболу, первенство лагеря по мини-футболу, соревнования по общей физической подготовке, «Веселые старты», соревнования между группами поддержки, товарищеские встречи по волейболу (футболу) со сборной командой педагогического состава.
Раздел «Военно-спортивная подготовка» осуществлялся в двух формах: спортивные часы и военно-спортивные состязания.
В отличие от спортивных часов рекреационного направления, спортчас в данном разделе носит учебно-тренировочную направленность и проводится в первой половине дня.
Программа тренировочных занятий включает два раздела: общая физическая подготовка и прикладная физическая подготовка. В рамках общей физической подготовки используются: гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, силовые упражнения и т.д.), акробатические упражнения и легкоатлетические упражнения (спринтерский бег, челночный бег, бег 2000 и 3000 м, бег по пересеченной местности и с преодолением препятствий и пр.).
Прикладная физическая подготовка включает: комплексы вольных упражнений, силовые упражнения на перекладине, комплексные силовые упражнения, метания гранат различного веса, марш-броски по пересеченной местности, бег с преодолением препятствий, бег с отягощением, переноска груза, лазание различными способами, преодоление препятствий, прыжки в глубину, передвижение по-пластунски. Перечисленные упражнения взяты из Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ (НФП – 2009).
Военно-спортивные состязания включают легкоатлетический биатлон и преодоление полосы препятствий.
Все состязания, включенные в оборонно-спортивное направление, представляются в таблице спартакиады профильной смены. Взвод-победитель награждается в конце смены ценным призом.
Следует отдельно сказать о судействе соревнований. В судействе участвуют: начальник смены, заместитель начальника по военной подготовке, заместитель начальника по воспитательной работе. Вожатые и воспитанники, отнесенные по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам, выполняют обязанности помощников судей. Все мероприятия проводятся при обязательном соблюдении техники безопасности и в присутствии медицинского работника.
Представленная выше организация оборонно-спортивного направления может быть добавлена другими формами работы. Перспективными, по нашему мнению, являются профшколы.
Профшколы представляют собой самостоятельный компонент смены и реализуются с группами воспитанников на основе их добровольного выбора. Это творческие объединения, в которых участники смены занимаются согласно своим интересам (школа патриотической песни, юного туриста и пр.). Они служат для более полного обеспечения образовательных потребностей обучающихся, а также выполняют функции предпрофессиональной подготовки. Наибольший интерес для нашего направления работы представляют школы атлетической гимнастики, армейского рукопашного боя, юного спецназовца, допризывник и т.п.
Вторым перспективным направлением является проведение тематических дней (например, «День наркоконтроля», «День МЧС», «День ФСБ» и т.д.), в зависимости от того с каким силовым ведомством налажено взаимодействие. Приезд в оборонно-спортивный лагерь сотрудников конкретного ведомства предполагает не только показательные выступления и беседу с воспитанниками, но и проведение мастер-классов или профессионально-прикладных соревнований.
Таким образом, организация и содержание оборонно-спортивного направления предполагает наличие обязательных элементов, таких как профчасы, учебно-тренировочные занятия, несение караульной службы и суточного наряда и т.д. Вместе с тем, они должны дополняться новыми формами работы, отвечающими профилю лагерной смены.
Список литературы:
- Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах РФ (НФП-2009). — М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2009. — 220 с.
- Уставы Вооруженных сил РФ [электронный ресурс] – режим доступа – URL: type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННО-СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ» description=»В статье представлен практический опыт организации и проведения летнего оборонно-спортивного лагеря «Постовец». Автором представлены основные разделы программы лагеря, содержание и формы работы, описаны возможные пути повышения эффективности оборонно-спортивного направления в подобных профильных лагерях.» author=»Дзержинская Людмила Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]