Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ УЧАЩИМСЯ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ УЧАЩИМСЯ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально – образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в современной школе определяется, прежде всего, сформированностью у детей базовых установок и социальных представлений. Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ), выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья, знаниям правил дорожного движения и стремлению их выполнять, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.

В стратегии развития образования России до 2020 года одним из приоритетов выступает доступность качественного образования независимо от места жительства ребенка, который реализуется через соблюдение прав детей на поступление в образовательное учреждение и создание условий для обучения с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей.

В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в частности, средствами инклюзивного образования. Около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями обучается в инклюзивных школах. Термин «инклюзивное образование» пришел к нам из Европы. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя) образование представляет  собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей [2].

Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенциями «О правах ребенка», «О защите прав человека, безопасности и основных свобод» [3].

Основная идея включения – это обучение детей с ограниченными возможностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Сегодня отношение к детям с (ОВЗ) изменилось. Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.

Одним  из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности, т.е. способам и средствам сохранения здоровья. Большое  внимание уделяются знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно –нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Формирования социальных представлений,  на основе  межпредметных  связей, позволяет знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково — символической системой (дорожные знаки, пожарная атрибутика, разнообразная символика: государства, профессиональной принадлежности и т.п.; информационные и запрещающие таблички по гигиене и сбережению здоровья, природных ландшафтов и т.п.),  которая является инструментарием познания и опосредует любую деятельность человека, в том числе предметно –  практическую, игровую, учебную и трудовую.

Для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  на современном уровне необходимы дополнительная законодательно-нормативная и соответствующая материально-техническая база, методическое обеспечение,  профессионально подготовленные кадры. При этом с ростом проблем, продуцируемых реформой образования,  все очевиднее становится дефицит педагогических работников, способных к  мобильной перестройке стереотипов преподавания и приходится  самостоятельно приобретать знания и внедрять в систему  своего профессионального потенциала.  Отсутствие у педагога  четко  сформированных знаний  при обучении  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  заставляет  педагогические вузы вплотную заняться  качественной подготовкой  педагогических работников.  Наибольшую  трудность вызывает преподавание  ОБЖ в  интегрированных  классах и группах,  так как дети с ОВЗ  особенно реагируют на экстремальные ситуации, что вызывает трудности при проведении занятий.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся, в том числе с ограниченными возможностями сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

В преподавании курса ОБЖ для этого имеются значительные возможности. Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Имитационно-ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Имитационно-ролевая игра – это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления. Участвуя в игре, школьники совместно с детьми с ОВЗ ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации. Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи. На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Таким образом, имитационно-ролевые и другие игровые методы обучения  являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ, где учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить учащегося с ограниченными возможностями здоровья, к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Список литературы:

  1. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.diisllife.ru
  2. Инклюзивное образование – Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  3. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья 143.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСТИ УЧАЩИМСЯ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» description=»Рассмотрены особенности формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках по основам безопасности жизнедеятельности сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь в условиях инклюзивного образования.» author=»Фалько Светлана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found