Социально-экономическая обстановка, складывающаяся на данном этапе развития общества, выявило серьезную проблему российской экономики, как нехватка высококвалифицированных кадров на рынке труда. Это определило социальный заказ перед организациями СПО на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворяющими требованиям работодателей, быть конкурентоспособными, умеющими приспосабливаться к постоянно изменяющимся технологиям в современной экономике. Поэтому потребовалась модернизация российского образования, которая определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений в подготовке специалистов среднего звена. В связи с чем были введены ФГОС СПО, предполагающие серьезные изменения в обеспечении качества подготовки специалистов, когда «выпускник должен получить не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, возможность осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним и в идеале влиять на эти процессы» [194].
Введение компетентностного подхода в отечественное профессиональное образование предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание.
Готовность к профессиональной деятельности расценивается, как комплекс интегративных свойств и качеств личности, обладающей специальными знаниями и навыками и результат его профессиональной подготовки. Данной определение концептуальной основы готовности дало возможность соотнести это явление с довольно часто используемым в последнее время в современной психолого-педагогической науке и практике понятием компетентности. В «Стратегии модернизации содержания общего образования» [204] подчеркивается интегративный характер понятия «компетентность».
С учетом анализа современных подходов к компетентности (И. Байденко, В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, А.М.Новиков, В.В.Сериков, В.Д.Шадриков, А.В.Хуторской), как сложного и многогранного понятия, которое образовано совокупностью знаний, умений, навыков, способностей и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что готовность к профессиональной деятельности связана с компетентностью, которая обусловлена социально-профессиональным опытом (А.А.Дергач), т.е. профессиональной компетентностью.
Значит, готовность к профессиональной деятельности является условием достижения профессиональной компетентности, необходимой специалисту для дальнейшей самостоятельной деятельности. В Психологическом словаре понятие «профессиональная компетентность» раскрывается как отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении [172, с.557].
Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению необходимых профессиональных действий, решать проблемы в своей профессиональной области, следовательно, является показателем готовности специалиста к определенной профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональной деятельности непосредственно направлена на ту деятельность, которую будет выполнять будущий специалист. По окончании организации СПО выпускник получает квалификацию, соответствующую данной специальности, приобретенной в процессе обучения. Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту.
Поэтому готовность будущего техника-программиста к профессиональной деятельности будет означать овладение специальными знаниями по разработке программного продукта: о методах проектирования механизированной и автоматизированной обработки информации; о средствах вычислительной техники, сбора, передачи и обработки информации и правил их эксплуатации; о технологии механизированной и автоматизированной обработки информации; о рабочих программах, инструкций, макетах и других руководящих материалах, которые определяют последовательность и технику выполнения расчетных операций; о видах технических носителей информации, правил их хранения и эксплуатации; о действующих системах счислений, шифров и кодов; об основных формализованных языках программирования; основ программирования, экономики, организации производства, труда и управления, трудового законодательства; о методах проведения расчета и вычислительных работ, расчета выполненных работ.
Следовательно, готовность будущего техника-программиста к профессиональной деятельности можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в области программирования, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности к выполнению профессиональных функций, овладению профессиональными компетенциями в процессе профессионального становления и развития специалиста.
Спецификой профессиональной подготовки техников-программистов является то, что она связана непосредственно с достаточно сложной техникой и технологиями, которые быстро обновляются в связи со стремительным развитием техники и информационно-коммуникационными технологиями. Поэтому к математическим знаниям предъявляются повышенные требования, так как специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» относиться к специальности технического профиля. Для таких специальностей В.А.Шершнева вводит понятие математической компетентности, которую она считает базовой составляющей профессиональной компетентности [].
Основная профессиональная образовательная программа СПО по подготовке техников-программистов предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. В математический и естественнонаучный цикл входят учебные дисциплины: «Элементы высшей математики», «Элементы математической логики», «Теория вероятностей и математическая статистика», которые изучаются на 2-3 курсе, кроме того на 1 курсе студенты изучают учебную дисциплину «Математика». Так как математика для специальности09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» считается профильной, по всем учебным дисциплинам, будущие техники-программисты сдают экзамены.
Сравнительный анализ соотношения часов обязательных учебных занятий дисциплин основной профессиональной образовательной программы специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (ГОС СПО от 01.09.2002 г.) и специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (ФГОС СПО от 23.06.2010 г.) показал, что в процентном соотношении количество часов математического блока увеличилось, хотя общее количество часов обязательных учебных занятий уменьшилось, дело в том, что в ФГОС СПО третьего поколения сделан упор на увеличение самостоятельной работы студентов. Следовательно, для формирования готовности будущих техников-программистов к профессиональной деятельности немаловажную роль играет обучение его математике.
В требованиях ФГОС СПО к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы указывается, что специалист должен обладать общими и профессиональными компетенциями. В процессе обучения учебными дисциплинами математического и естественнонаучного цикла у техника-программиста должны быть сформированы следующие компетенции:
Следовательно, компетентностный подход в образовании позволяет формировать компетенции в ходе освоения соответствующей предметной деятельности. Знания и умения хотя являются основными в содержании образования, в то же время в процессе образовательной деятельности студент должен научиться не только запоминать, но и уметь размышлять, действовать и использовать их в своей будущей профессиональной деятельности, что очень важно в условиях новой экономики. Поэтому современные образовательные технологии в СПО должны быть направлены на формирование общих и профессиональных компетенций, отнесенных к предметной области математика, которые являются важнейшим базисным компонентом готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Особенностью готовности будущего техника-программиста к профессиональной деятельности в контексте компетентностного подхода является то, что в процессе обучения он должен стать профессионалом не только для решения одной конкретной прикладной задачи, но и для решения достаточно широкого класса задач, которые смогут применять большое количество пользователей и прикладных программистов. И это дает ему возможность быть всегда востребованным на рынке труда.
Поэтому будущий специалист должен обладать:
— фундаментальным математическим образованием, достаточным для понимания и применения широкого круга математических понятий и алгоритмов;
— хорошей профессиональной подготовкой, дающей возможность создавать конкурентоспособные, т. е. эффективные, удобные и надежные программные изделия;
— желанием личного развития, которое необходимо для адаптации и самообразования специалиста в условиях чрезвычайно бурного развития информатики и вычислительной техники.
Список литературы:
- Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Грошевского. — 2е изд., исправ. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Скамницкий А.А. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования [Текст] / А.А. Скамницкий // Среднее профессиональное образование. — 2003. — № 6.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2001. – 72 с.
- Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза[Текст] / В.А. Шершнева // Педагогика.-2014.-№5.[schema type=»book» name=»Особенности подготовки будущих техников-программистов к профессиональной деятельности в процессе обучения математике в контексте компетентностного подхода» description=»Обозначена специфика формирования готовности будущих техников-программистов к профессиональной деятельности в процессе обучения математике в контексте компетентностного подхода.» author=»Невзорова Ирина Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]