Развитие мышления обучающихся является важной задачей педагогов на всем протяжении образования, начиная с системы дошкольного образования и заканчивая образованием, получаемым в рамках высшей школы. Процесс развития мышления обучающихся должен быть направлен на развитие его скорости, глубины, свободы, эффективности и других качеств мыслительного процесса.
Указанные аспекты мышления можно развивать с использованием различных средств и методов, в том числе и информационно-коммуникационных (ИКТ). Одной из востребованных современных образовательных технологий, опирающихся на инструментарий ИКТ, является дистанционное обучение (ДО). Рассмотрим возможности системы ДО для развития указанных выше качеств мышления.
Развитию скорости мышления способствует решение учащимися в дистанционном режиме нестандартных задач и выполнение тестов. Так как время тестирования на компьютере строго ограниченно, то учащиеся обучаются рациональному планированию своего времени, получают опыт действовать в режиме его ограничения, а если речь идет о блиц-тестах, то и в ситуации его нехватки.
Применение системы ДО позволяет формировать и развивать у учащихся осмысленность своей деятельности и свободу мышления. Этому способствует использование творческих индивидуальных заданий:
- Продолжение повествования различных текстов. Такие задания направлены на разрыв привычных шаблонов и развивают свободу мышления, творческие способности.
- Использование различных игр и стратегий. В данном случае возможна разработка игровых квестов, с применением математических, физических, биологических и т.п. знаний. Компьютерные игры являются не просто реальностью, но и важной частью жизни современных детей и подростков. ДО позволяет сделать среду компьютерных игр развивающей, способствующей формированию мышления обучающихся. Игра может быть предложена в качестве домашнего задания и будет способствовать развитию интереса к данному предмету и мотивации к его изучению. Учащийся при этом максимально будет использовать все свои возможности, знания и умения.
- Разноуровневые задания, позволяющие выбирать учащимся посильный уровень задания и в перспективе стремиться к повышению его сложности. Если в системе ДО предусмотрен определенный рейтинг или статусы, которые видны всем участникам, то это способствует мотивации обучающихся к выполнению более сложных заданий, к повышению своего уровня знаний по предмету. Следовательно, активизация мыслительных процессов и повышение учебной мотивации будет способствовать эффективному развитию мышления.
ДО в отличие от других методов обучения обладает существенными положительными возможностями для активизации мыслительной деятельности обучающихся:
- обучение в индивидуальном темпе – учащийся сам организовывает и планирует свою деятельность, т.е. при интенсивном погружении в предметную область происходит активизация мыслительной деятельности;
- отсутствие прямой связи ученика и педагога – отчетность осуществляется через рецензию педагога на работу;
- свобода и гибкость образовательного процесса – учащийся выбирает любой курс обучения под свои мыслительные потребности, опыт и возможности;
- предоставление возможности для проявления творчества и нешаблонного решения заданий–один из аспектов, способствующий развитию самовыражения обучаемого;
- возможность обучаться в любое время ив любом месте – индивидуальный график обучения, стимулирование самообразования.
Система ДО позволяет использовать целый комплекс программных средств и информационных технологий, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческих способностей, росту мотивации к самообразованию и саморазвитию.
Список литературы:
- БарашкоЕ.Н. Современные тенденции совершенствования образовательного процесса в условиях информационного общества. Роль информатики в формировании мышления школьников // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: материалы международной научно-практической конференции (8 ноября 2013). Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2013.
- БарашкоЕ.Н., Рашидова Е.В. Особенности развития математического мышления школьников в информационном обществе // Гуманизация образования. № 4. 2012.
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2013. – 188 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ» description=»Работа посвящена проблеме организации образовательной среды, способствующей развитию мыш-ления обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены возмож-ности дистанционного обучения для формирования и развития мышления обучающихся. Приведены примеры творческих заданий. Установлено, что применение системы дистанционного обучения в отли-чие от других форм и методов обучения, имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих активи-зировать мыслительную деятельность обучающихся.» author=»Барашко Елена Николаевна, Хатламаджиян Яков Акопович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]