В современной жизни все большее использование занятий физической культурой направлено не столько на достижение высоких результатов, сколько на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры [3, с. 6]. Баскетбол – популярная спортивная игра. В нашей стране он является одним из наиболее развитых видов спорта, который имеет давние традиции подготовки высококвалифицированных спортсменов. Место баскетбола в системе физического воспитания обуславливается, прежде всего, доступностью игры. Эта интересная игра применяется на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях разного уровня, а также для активного отдыха и досуга. В школах проводится внеклассная работа, которая осуществляется в спортивных секциях [1, с. 87].
В настоящее время в связи с распространением баскетбола становится очевидной проблема содержания методики технико-тактической подготовки юных баскетболистов. Чтобы достигнуть высокого уровня спортивных достижений требуется дальнейшее усовершенствование системы подготовки команды и игроков [2, с.57]. Техническая подготовка в баскетболе, особенно в нападении, является важным, определяющим компонентом тренировочного процесса, так как она позволяет раскрыть наиболее сильные индивидуальные качества игрока. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска зависит успех в игре. Для того чтобы добиться этого успеха, следует хорошо владеть техникой избранного броска. В связи с этим весьма актуальным является поиск более эффективных средств и методов для овладения техникой данного двигательного действия [4, с.25].
Анализ литературных источников показал, что тренера используют нетрадиционное оборудование при обучении броску одной рукой сверху в движении, но информации по данному вопросу очень мало, поэтому мы считаем выбранную нами тему актуальной.
Цель нашего исследования – разработать и экспериментально обосновать особенности методики обучения броску одной рукой сверху в движении у девочек 13-14 лет.
Наш эксперимент проходил на базе общеобразовательной организации города Вологды. Исследование проходило в течение четырех месяцев. В эксперименте принимали участие девочки 13-14 лет, в составе 26 человек, которые в итоге вошли в состав экспериментальной и контрольной групп исследования, научно подтверждено, что группы достоверно не различались. Экспериментальная группа занималась по предлагаемым нами особенностям методики обучения броску одной рукой сверху в движении.
В начале эксперимента были проведены контрольные наблюдения за техникой выполнения броска одной рукой сверху в движении в баскетболе, в качестве отправной точки, использовался метод экспертных оценок. Результаты наблюдений за техникой броска одной рукой сверху в движении определялись экспертами визуально. Экспертами были разработаны критерии оценок. Все результаты записывались в специально разработанный протокол.
Таким образом, при наблюдении у спортсменов были выявлены следующие ошибки при выполнении броска. Грубые ошибки: рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги; вялое, неэффективное отталкивание: отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги, недостаточно высокий прыжок. Значительные ошибки: снижение скорости передвижения или остановка перед ловлей мяча, утрированный подбор разбега (несоответственное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу; нет удлиненного шага при встрече с мячом; поперечные движения мячом после ловли (из стороны в сторону). Незначительные ошибки: преждевременное или запаздывающее отведение в сторону поддерживающей руки, потеря контроля над мячом в воздухе или выпуск мяча двумя кистями; потеря равновесия при приземлении, приход на маховую или прямые ноги.
Полученные нами результаты показали, что, несмотря на эффективность применения данного броска в баскетболе, у занимающихся детей степень освоения техники данного двигательного действия далека от совершенства.
При обучении броску одной рукой сверху в движении мы решали определенные педагогические задачи, поэтому процесс обучения разделили на несколько этапов.
На первом этапе обучения двигательному действию мы использовали различные формы и методы. Ознакомление с броском одной рукой сверху в движении происходило при помощи наглядных пособий, наблюдением за соревнованиями, показом видеофильмов. Результат ознакомления с броском выражался в самом общем представлением о нем и являлся важной характеристикой способности обучающихся фиксировать основные детали в сложном действии.
На втором этапе обучения двигательному действию бросок разучивался в условиях специализированных занятий. Особенностями нашей методики являлось применение нестандартного оборудования. На занятиях мы использовали специально установленный шнур и «следы» для выполнения двухтактного ритма работы ног. Преимущество установленного шнура заключалось в том, что он способствовал наиболее эффективному отталкиванию в подготовительной фазе данного броска, так как вялое отталкивание является грубой ошибкой в технике. В фазе отталкивания у занимающихся была замечена такая ошибка, как неполное выведение маховой ноги вверх, согнутой в коленном суставе. Для устранения этой ошибки нами были предложены такие упражнения как подскоки с высоким подниманием бедра и упражнение в парах «Ладошки»: один занимающийся принимает исходное положение – правая нога впереди, левая сзади или наоборот, в зависимости от того какая нога будет толчковой. Первый занимающийся выполняет два шага, отталкивание и вынос согнутой в коленном суставе маховой ноги вверх, касаясь ей ладоней партнера. При этом отталкивание должно быть активным.
Разучивание броска начинали с выполнения двухтактного ритма работы ног, затем подключали имитацию броска. После этого, обучающиеся выполняли имитацию броска одной рукой сверху в движении, после одного и двух шагов с места справа и слева у кольца.
Задачей третьего этапа (этап закрепления) было освоение броска в движении в различных условиях. В основном данный бросок выполнялся при помощи встречной передачи партнера. На занятиях был использован бросок одной рукой сверху в движении с препятствием. В качестве препятствия выступала гимнастическая скамейка. Она нужна для того, чтобы закрепить навык выполнения первого удлиненного шага при броске.
Также на данном этапе давались упражнения для закрепления броска одной рукой сверху в движении в сочетании с предшествующим обманным движениям и уходом от условного защитника. В качестве условного защитника нами был использован стул. Стул использовался для наиболее глубокого шага в сторону при выполнении обманного движения. После чего это же упражнение выполнялось с партнером. Сначала партнер выступал в роли пассивного защитника, а затем активного.
На этапе совершенствования для лучшего усвоения броска мы использовали задания в командных соревнованиях:
- Броски одной рукой сверху в движении на заданное количество очков;
- Броски одной рукой сверху в движении на наибольшее количество очков за определенный промежуток времени;
- Выполнение броска одной рукой сверху в движении в эстафетах.
Для совершенствования броска одной рукой сверху в движении мы использовали игровой метод. Нами были предложены учебные игры 2х2, 3х3, 5х5. В игре 5х5 выполнялось определенное задание, например, сделать внутри команды 10 передач мяча без ведения, а затем атаковать кольцо. Такая игра создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, побуждает занимающихся к систематическим занятиям.
На заключительном этапе проведения нашего эксперимента так же были проведены контрольные наблюдения за техникой броска, что в итоге позволило нам оценить эффективность воздействия разработанных нами особенностей обучения броску с двух шагов в движении.
Проведенная заключительная экспертиза по систематизации ошибок позволила определить степень владения техникой броска одной рукой сверху в движении, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Для определения достоверности различий использовали формулу Т-критерий Уайта.
После наших расчетов мы получили, что в подготовительной фазе броска одной рукой сверху в движении Тст = 137>Тф = 124, в основной фазе Тст = 137>Тф = 130 и в заключительной фазе Тст = 137>Тф = 131, отсюда делаем вывод, полученные нами результаты достоверны. Результаты экспериментальной группы значительно превышают уровень техники броска контрольной группы. Таким образом, можно констатировать факт, что разработанные нами особенности обучения броску одной рукой сверху в движении девочек 13-14 лет в баскетболе являются наиболее эффективными.
Список литературы:
- Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
- ХолВиссел. Баскетбол: шаги к успеху / пер. с англ. В.А. Жукова. – М.: Астрель, 2009. – 240 с.
- Виленский М.Я., Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 104 с.
- Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М, Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 520 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ ОДНОЙ РУКОЙ СВЕРХУ В ДВИЖЕНИИ ДЕВОЧЕК 13-14 ЛЕТ В БАСКЕТБОЛЕ» description=»В статье рассматривается проблема, связанная с особенностями методики обучения броску одной рукой сверху в движении в баскетболе девочек 13-14 лет. Проведено исследование на контрольной и экспериментальной группе обучающихся 13-14 лет в баскетболе, с использование нетрадиционного оборудования.» author=»Сверкунова Наталья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]