Цель. Многолетние исследования и наблюдения за ростом спортивных достижений прыгунов в воду показали, что наивысших результатов в прыжках в воду достигают спортсмены, которые в детском и юношеском спорте не всегда занимали ведущие позиции, а по результатам находились в первой шестерке сильнейших. Как показывает практика и проведенные ранее исследования, отсев наиболее, на первый взгляд, перспективных юных спортсменов происходит в период пубертатного развития организма [1, 2]. Поэтому, целью настоящего исследования явилось определение особенностей роста спортивных достижений спортсменов, достигших результатов экстра-класса.
Ранее проведенные исследования установили, что рост спортивных достижений юных прыгунов в воду в значительной степени обусловлен рядом факторов, из которых наиболее значимыми являются физическое развитие и техническая подготовленность. Известны работы, определяющие рост спортивных достижений прыгунов в воду 13 –18 лет в период пубертатного периода, однако таких работ крайне мало [3, 4]. Поэтому выявление закономерностей становления спортивного мастерства спортсменов высокой квалификации остается в настоящее время актуальным.
Исследование проводилось на основе многолетнего динамического наблюдения за прыгунами в воду, выступающими в соревнованиях всероссийского масштаба и спортсменами экстра-класса с 13 летнего возраста и до завершения их спортивной карьеры. Общая масса спортсменов имели квалификацию от I разряда (13 лет) до МСМК и ЗМС. Всего было проведено 163 человеко-измерений.
Была проанализирована динамика роста сложности соревновательных программ 2-х спортсменов экстра-класса поколения конца 1990-х — начала 2000 гг., имеющих высокие результаты в прыжках с трамплина и вышки, и 4-х сильнейших спортсмена современности. Все спортсмены являлись членами сборной команды страны, достигли звания ЗМС, являются чемпионами, призерами и победителями многих международных соревнований, в том числе Чемпионатов Мира и Европы, а также Олимпийских Игр.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; ретроспективный анализ результатов соревнований, беседы и опросы ведущих тренеров по прыжкам в воду, методы математической статистики.
Результаты исследований. Одним из основных показателей спортивно-технической подготовленности прыгунов в воду является сложность соревновательных программ, которая определяется суммой коэффициентов трудности прыжков или средним коэффициентом трудности (ср.КТ).
Нами была проанализирована динамика роста ср.КТ прыжков прыгунов в воду с 13 летнего возраста до завершения спортивной карьеры спортсменов за последние 25 лет. Анализ динамики сложности прыжков за последние 25 лет показал, что в прыжках с вышки средний КТ прыжков выше, чем с трамплина, что наблюдается на протяжении всего исследуемого периода и эти различия достоверны.
Рисунок 1. Динамика показателей сложности программ юношей 13 – 18 лет специализирующихся в прыжках в воду с трамплина и вышки.
Исследования показали, что сложность соревновательных программ юношей в прыжках в воду с трамплина в период 13-18 лет увеличивается равномерно, в то время как в прыжках с вышки рост сложности происходит скачкообразно. Причем в прыжках с вышки первый скачек сложности прыжков происходит в 13 лет, а второй в 16 — 17 лет, после чего сложность растет постепенно (рис.1).
Анализ динамики роста спортивных достижений с трамплина спортсменов экстра-класса в период с 13 до18 лет несколько отличается от общей тенденции роста достижений спортсменов. Так рассмотрение динамики роста среднего КТ прыжков программы в прыжках с трамплина спортсмена экстра-класса С-на в 1990-х — начала 2000 гг. (рис. 2) свидетельствует о ступенчатом повышении сложности программ. Причем в возрасте 13 — 15 лет сложность его программ соответствовала среднему уровню сложности спортсменов его возраста. В то время были юные спортсмены, которые существенно опережали его по сложности программ. Динамика роста сложности прыжков с трамплина сильнейшего спортсмена прошлых лет С-на (рис.2), характеризовалась постепенным увеличением сложности до 18 летнего возраста с периодами стабилизации программ в течение полутора — двух лет. Необходимо, отметить, что спортсмен усложнял свою программу до 25 лет, успешно выступая в соревнованиях различного ранга.
Рисунок 2. Динамика среднего КТ спортсмена экстра-класса (С-на) с трамплина
Рисунок 3. — Динамика сложности программ (среднего коэффициента трудности) сильнейших прыгунов в воду с трамплина 3 метра разных поколений в возрастной период с 13 до 18 лет. (Спортсмен С-н член сборной СНГ и России в 1988-х — 2004 гг., спортсмены З и К в настоящее время являющиеся основным составом сборной команды России).
В настоящее время сложность соревновательных программ мужчин значительно увеличилась. При сравнении сложности прыжков программы С-на и современных сильнейших спортсменов (рис.3) видно, что средний коэффициент сложности прыжков современных спортсменов вырос на 1,5 у.е.
Таким образом, сложность прыжков у современных спортсменов экстра класса значительно выше, чем в период 1990 — 2000 гг., хотя динамика сложности прыжков до 15 -16 летнего возраста идентична у представителей обоих поколений спортсменов.
Спортсмен К-ов выбивается из общей тенденции роста сложности программ. Сложность его программы в 15 лет соответствовала высшей сложности С-на. Из бесед с тренером К-ва выяснилось, что в период 13 — 14 лет спортсмен прервал занятия прыжками в воду и занимался другими сложно координационными видами спорта и силовой подготовкой, а когда вернулся в прыжки, то смог быстро освоить прыжки наивысшей сложности. Таким образом, в период 13 — 15 лет у него была создана сильная двигательная база, которая позволила усложнить программу и успешно выступать в соревнованиях. Необходимо отметить, что спортсмен К-ов обладает выдающимися данными и всего один раз выступал в юношеских международных соревнованиях, после чего вошел в основной состав сборной команды России по прыжкам в воду с трамплина.
Таким образом, сравнение динамики роста сложности программ спортсменов экстра класса предыдущего и настоящего поколения идентична, и характеризуется периодами стабилизации сложности программ в течение 1,5 — 2 лет.
В прыжках в вышки спортсмены экстра-класса прошлых лет, т.е. конца 1990-х — начала 2000 гг. (рис. 4 — спортсмены Т и С) достигали базовой сложности прыжков с вышки уже к 14 — 15 годам, после чего следовал период стабилизации программы. Следующее усложнение программ наблюдалось лишь в возрасте 20-25 лет.
Рисунок 4. Динамика спортивных результатов спортсменов экстра-класса (С-на и Т-на) в прыжках с вышки.
В прыжках с вышки спортсмены (Т. и С.) в возрасте 13-15 лет имели наиболее сложные программы, чем их сверстники с более низкой квалификаций (рис. 4). Надо отметить, что у С. также как у Т. с 15 летнего возраста произошла стабилизация сложности соревновательных программ с вышки и долгое время они оставались неизменными. Новый, наиболее существенный прирост сложности прыжков у них отмечается в возрасте 20, 22 и 24 лет, в дальнейшем их программы оставались стабильны.
Рисунок 5. Динамика сложности программ (среднего коэффициента трудности) сильнейших прыгунов в воду с вышки разных поколений в возрастной период с 13 до 18 лет. (Спортсмены Т и С члены сборной СНГ и России в 1988-х — 2004 гг., спортсмены З и М в настоящее время являются членами сборной команды России).
Динамика роста сложности прыжков у сильнейших прыгунов в воду с вышки настоящего времени происходила несколько иначе. Так у спортсменов З-ва и М-ва (рис. 5) основное усложнение программ происходило равномерно до 16 летнего возраста. После чего следовал период стабилизации сложности, причем средний КТ прыжков у них несколько выше, чем был у спортсменов предыдущего поколения.
Отличительной чертой технической подготовленности прыгунов в воду экстра-класса является качество исполнения прыжков. Рассматривая среднюю оценку за исполнение прыжков программы спортсменов экстра-класса в возрасте 13 -18 лет необходимо отметить, что качество исполнения ими прыжков всегда было на очень высоком уровне, как на трамплине, так и на вышке.
Из представленных данных видно, что качество исполнения прыжков, как с трамплина, так и с вышки с возрастом у спортсменов оставалось на высоком уровне, на протяжении всего исследуемого периода.
Выводы
Сложность соревновательных программ с вышки у юношей повышается скачкообразно, первый скачок сложности происходит в 13 лет, а второй в период 16 – 17 лет. КТ прыжков с трамплина увеличивается постепенно.
Наиболее сложным возрастом для усложнения соревновательных программ для юношей — прыгунов в воду, как с вышки, так и с трамплина можно считать период 15 — 16 лет, когда снижаются оценки за качество исполнения произвольных прыжков, а увеличение сложности программ незначительно.
Основным отличием динамики спортивных достижений сильнейших прыгунов в воду с вышки от общей масса спортсменов является то, что процесс освоения сложных прыжков происходит у них ступенчато, а не скачкообразно. За увеличением сложности следует этап стабилизации программы, после чего происходит новое увеличение сложности.
Периоды стабилизации программы, как с трамплина, так и с вышки используются для совершенствования качества исполнения программ. Что позже реализуется высокие спортивные достижения.
Спортсмены экстра-класса существенно отличаются от общей массы спортсменов, в первую очередь, качеством выполнения прыжков, что объясняется их высокими координационными способностями, оптимальными морфофункциональными особенностями и психологической устойчивостью.
Спортсменов экстра класса отличает от просто сильных и имеющих сложные программы спортсменов качество освоения сложных прыжков.
Можно предположить, что в связи с современными тенденциями развития спорта, направленного на усложнение соревновательных программ практически во всех видах спорта со сложной координацией движений, для освоения программ высокой сложности потребуется, не только более высокий уровень физической подготовленности спортсменов, но больше времени на освоение сложных элементов. В связи с этим освоение программ наивысшей сложности будет происходит несколько позже, чем это было прежде.
Список литературы.
- Панасюк Т.В., Распопова Е.А. Темпы роста как критерий прогноза спортивного совершенствования юных прыгунов воду // Научно-теорет. и организ.-метод. аспекты систем отбора перспективных спортсменов. – М., 1988. – С. 182 – 187.
- Распопова Е.А. Научно–методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: Автореф. дис…д-ра пед. наук. – М.: 2000. – 77 с.
- Тимакова Т. С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): автореферат дисс…на соиск. уч. степ. д.п.н.: специальность 13.00.04 /; ВНИИ физ. культуры и спорта. — Москва: Б.и.: 1998. — 65 с.
- Шовгеня Н.Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду: Автореф. дис…канд. пед. наук. – М., 2004. – 25с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ВОДУ ЭКСТРА КЛАССА» description=»Статья посвящена изучению динамики роста спортивных достижений спортсменов достигших высоких результатов в прыжках в воду, что позволяет вносить коррекции в учебно-тренировочный процесс многолетней подготовки. Многолетнее исследование проводилось на основе многолетнего анализа спортивных достижений, опроса и педагогических наблюдений. В результате определены особенности динамики роста спортивных достижений спортсменов экстра класса, что позволяет вносить коррекции в многолетний процесс подготовки прыгунов в воду.» author=»Распопова Евгения Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]