В последнее время в системе высшего образования возникла проблема изучения большого объема информации за меньшее время при необходимости повышения качества усвоения знаний. Поэтому сейчас применение новых технологий, методов, форм и средств обучения, предполагающих использование компьютерных технологий, является весьма актуальным. Одним из таких новых средств обучения является разработка и использование электронных учебников [1].
Использование электронных средств обучения позволит трансформировать традиционный учебный процесс в познавательную деятельность обучающихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, а также таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач.
Основное отличие электронных учебников от традиционных учебных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между обучаемым и компьютером, который играет роль, схожую с ролью консультанта, помогающего организовать обучение. Электронный учебник формирует информационно-образовательную среду, которая реализует целостный процесс обучения от цели до результата, помогает обучающимся легче и производительнее овладеть ее содержанием [2].
Достоинствами электронных учебников, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала.
Интерактивность, которой обладает электронный учебник, предоставляет возможности не только для пассивного восприятия информации, но и для активного исследования характеристик мультимедиа – моделей изучаемых объектов или процессов, что особенно важно при изучении таких дисциплин как «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика». Электронный учебник по инженерной графике должен содержать большое количество иллюстраций, анимационных роликов, демонстрирующих объекты, а также объяснение материала с пошаговой иллюстрацией алгоритмов решения графических задач и иметь непосредственную связь с графическим редактором, что открывает новые возможности представления информации – выбор удобного для восприятия направления взгляда на изучаемый объект и масштабирование изображения. Практически любое понятие в инженерной графике легче проиллюстрировать, чем описать словами. Компьютерные технологии позволяют ярко и реалистично показать то, что описывает сложный для восприятия технический текст. Инструментальные возможности прикладных графических программ позволяют построить трехмерную модель изучаемого объекта и совмещением с чертежом проверить правильность ее решения. Это значительно повышает наглядность и способствует развитию пространственного воображения.
Преимущество электронного учебника заключается в индивидуализации обучения. В зависимости от уровня исходных знаний, глубины фундаментальной графической подготовки, развития пространственных представлений, теоретического, логического мышления, обучающийся должен иметь возможность выбора удобной для восприятия формы и степени подробности представления информации об изучаемом объекте от словесного описания и схематичного изображения до виртуальной модели. Также электронный учебник может содержать материал разных уровней сложности.
Важной частью электронного учебника является наличие возможности контроля и самоконтроля при обучении. Автоматизированное самотестирование дает объективную оценку учебных достижений обучающихся. Интерактивные тесты электронных учебников обладают возможностью оперативной обработки и оценки ответов обучающихся непосредственно от компьютера, указывая и анализируя допущенные неверные ответы. Контроль знаний позволяет вовремя выявить ошибки и «пробелы» в изучаемом материале и направить обучающихся на работу по неусвоенным разделам [3].
Использование компьютера для контроля деятельности обучающихся при изучении инженерной графики представляется нам возможным только на этапе контроля теоретических знаний. Это связано с тем, что при проверке графических работ необходимо учесть много факторов: соответствие стандартам, рациональность построения чертежа, правильность геометрических построений и т.п. Задача, стоящая перед графическими дисциплинами, – представить информацию так, чтобы она была наиболее удобной для восприятия, и оценить это может только человек. Например, невозможно оценить с помощью компьютера рациональность построения чертежа, творческий подход при его выполнении, что не соответствует цели образования – формирование активной творческой позиции.
Для современных обучающихся использование возможностей компьютерных технологий – норма жизни, что и подтверждают проведенные нами исследования (рис. 1 и 2). Анализ исследований показал, что большая часть обучающихся (73%) используют при самостоятельной работе электронные учебно-методические пособия и учебники (рис. 1). При этом процент обучающихся, использующих электронные учебники, возрастает с каждым курсом. Большинство обучающихся отмечают, что им больше нравится электронный вариант учебников (рис. 2), отмечая их наглядность, мобильность, доступность, широкие возможности и удобный поиск информации. Исследования проводились среди курсантов и студентов первого, второго и третьего года обучения по специальности 20.05.01 – Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 – Техносферная безопасность Ивановской пожарно-спасательной академии.
Рисунок 1
Рисунок 2
Использование электронных учебников позволяет значительно повысить заинтересованность к предмету, уровень ориентирования по теме и степень усвоения материала. Электронные средства обучения являются перспективным направлением развития образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.
Список литературы:
- Башмакова А.И., Башмакова И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.
- Никитина С.А., Малый И.А., Легкова И.А. Использование тестового контроля при оценке качества знаний обучающихся / Современные концепции научных исследований: материалы IV международной научно-практической конференции. – Москва, 2014. – Часть 9. – с.83-85.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН» author=»Легкова Ирина Анатольевна, Никитина Светлана Александровна, Киселев Вячеслав Валериевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]