Железнодорожный транспорт Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы страны. Данный вид сухопутного транспорта взаимодействует с системами других типов наземного транспорта и призван обеспечивать своевременное и качественное решение потребностей государства, юридических и физических лиц в перевозках грузов и пассажиров. Также он призван способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечению функционирования экономического пространства на территории Российской Федерации.
Сфера профессиональной деятельности инженера железнодорожного транспорта достаточно обширная: совершенствование эксплуатационной работы железных дорог в условиях рынка; повышение эксплуатационной стойкости железнодорожных путей в различных климатических условиях; виброустойчивость для земляного полотна в сейсмических районах с учетом тектонических подвижек; компенсация реактивной мощности с созданием автоматизированных систем управления разделительными подстанциями; рекуперация и качество энергии; разработка систем безопасности на железной дороге и методов ликвидации последствий аварий; совершенствование хозяйственного механизма на железнодорожном транспорте в условиях рынка и перехода на безотделенческую структуру управления; социальные проблемы работы транспортных предприятий в новых условиях [1].
Организацию эксплуатации железнодорожного транспорта как правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических объектов определяет Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Анализ документа показывает, что эффективное управление такой сложной системы может обеспечить специалист, обладающий высоким уровнем профессиональной культуры. Профессионально-управленческая культура является основой поведения инженеров путей сообщения при управлении, восприятии и познании профессиональной действительности, влияющих на основу жизнедеятельности на конкретном участке работы. Она проявляется в содержании и результатах деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и развитие сферы профессиональных управленческих взаимоотношений и включает в себя результаты деятельности инженеров по взаимодействию с различными уровнями управления при принятии и реализации управленческих решений [3]. Анализ педагогических исследований показал, что проблемы формирования профессионально-управленческой культуры инженеров путей сообщения не нашли должного разрешения в теории и практике [2].
Сформирована совокупность критериев оценки основ профессионально-управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта: информационно-мировоззренческий, деятельностно-рефлексивный и управленческо-технологический. Критерии определили уровни сформированности основ профессионально-управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта, такие как: адаптивно-ситуативный, который характеризует у студентов отсутствие необходимого объема знаний в области управления технической деятельностью на железнодорожном транспорте, а также отсутствие желания и потребности в их приобретении и совершенствовании; неразвитость умений и навыков формирования технического управленческого решения, т.е. диагностируется уровень сформированности только отдельных компонентов основ информационно-управленческой культуры. Организационно-дискретный, который определяет наличие у студентов общего представления о функционировании отдельных технических объектов и систем; присутствует желание студентов в саморазвитии в области управления профессиональной деятельностью на железнодорожном транспорте; но знания и умения в данной области не достаточно полные; студенты недостаточно самостоятельны, не проявляют творческих способностей, не всегда решительны, самокритичны, устойчивы, т.е. диагностируется относительное присутствие компонентов культуры. Устойчиво-управленческий, который характеризует наличие у студентов профессионально-управленческих знаний и умений в избранной сфере деятельности по подготовке управленческих решений; наличие навыков в использовании управленческих технологий, систематичность и осознанность, умение без особых затруднений решать технические и управленческие задачи; проявление высокой степени самостоятельности, творчества, решительности, коммуникативных и организаторских способностей, т.е. присутствие устойчивого уровня сформированности основ профессионально-управленческой культуры инженера железнодорожного транспорта.
На этой основе разработана модель формирования основ профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта в вузе, которая строится на основе интеграции технической, экономической, правовой, управленческой и специальной подготовки студентов к работе в профессиональной управленческой сфере в учреждениях железнодорожного транспорта России и включает в себя взаимосвязь и взаимозависимость следующих компонентов: целевого, содержательного, организационно-управленческого, технико-технологического, мониторингового и результативного. Содержательно-технологическое обеспечение модели определяет чему учить студентов в процессе формирования у них основ профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта, способы овладения ими навыками управленческой деятельности, а также последовательность этапов обучения студентов.
Принципами реализации модели являются: принцип регионализации, который заключается в подготовке будущих инженеров к профессиональной деятельности с учетом возможных техногенных, природных, климатических и других особенностей регионов страны и формирования профессионально-управленческой культуры с учетом специфики различных служб железнодорожного хозяйства; принцип интеграции, который заключается в соединении в учебном процессе различных сторон изучаемых объектов и явлений, что позволяет идентифицировать их как целое и раскрыть сущность нового; принцип информативности, обуславливающий роль информации и информационных процессов и технологий в принятии и исполнении управленческих решений, принцип системности и непрерывности (в формировании основ профессионально-управленческой культуры вносят свой вклад все дисциплины учебного плана и виды подготовки студентов в период всего обучения в вузе), принцип единства теории и практики (формирование личного профессионального опыта в сфере управленческой деятельности).
В процессе обучения студентов в Калужском филиале МИИТ был выявлен комплекс условий формирования основ профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта в ходе их подготовки в вузе: управленческо-организационные (соответствие организации и содержания образовательного процесса вуза требованиям ГОС ВПО по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»; учет современных требований к уровню профессионально-практической подготовки инженера, а также влияние на этот процесс профессиональной культуры факультета и вуза в целом; организация системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства вуза с базами производственной и преддипломной практик студентов; педагогический мониторинг формирования основ профессионально-управленческой культуры будущих инженеров); содержательно-технологические (отражение в содержании профессиональной подготовки особенностей практической деятельности, сложившихся и инновационных технологий управления в железнодорожной отрасли; приоритетность интерактивных технологий обучения студентов; наличие структурно-логических междисциплинарных связей; взаимодействие внеаудиторной, учебной, профессионально-практической, научно-исследовательской работы студентов); личностно-профессиональные (мотивированность и активность студентов в учебной и внеучебной деятельности; самообразование студентов в сфере управления; активное участие студентов в исследованиях и проектах в период прохождения различных видов практик: учебно-ознакомительной, профессиональной и преддипломной; готовность профессорско-преподавательского состава к формированию профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта).
Таким образом, данные основы формирования профессионально-управленческой культуры будущих инженеров железнодорожного транспорта доказали свою эффективность в учебном процессе вуза и могут быть использованы в образовательных организациях по подготовке и повышению квалификации работников отрасли.
Список литературы:
- Чурилин А.В. Формирование в вузе основ профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта // Человеческий капитал. – 2012. — № 5(41). — С.139-141.
- Чурилин А.В. Сущность и содержание профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта // Вестник ГУУ (Государственного университета управления). – 2012 — № 9. — С.148-149.
- Чурилин А.В. Уровни, критерии и показатели профессионально-управленческой культуры инженеров железнодорожного транспорта // Высшее образование сегодня. – 2012. — №. 6. — С.19-20.[schema type=»book» name=»ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» author=»Чурилин Андрей Владимирович » publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]