Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

 «Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.Л. Рубинштейн

Проблема развития познавательной активности личности ребенка как ведущий фактор достижения целей общего развития, успешной социализации малыша и интеграции его в современное общество требует принципиального осмысления важнейших элементов воспитания и развития детей.

Основными задачами дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

— развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к окружающему миру;

— формирование желания и умения познавать новое;

— воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Для детей с особыми образовательными потребностями среди многообразия формируемых знаний и умений важнее всего выделить формирование следующих компетенций:

— общекультурной,

— социальной,

— коммуникативной,

— личностного самоопределения.

Поэтому весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей  с разным уровнем познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, а также становлению его исследовательских позиций.

По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка. Он выступает как её  полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Целью нашей педагогической деятельности мы видим  создание и реализацию условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков детей, способствующих развитию их индивидуальности и творческой самореализации.

Мы задумались как организовать и активизировать работу детей в период непосредственно-образовательной деятельности и вне ее,  чтобы обеспечить более широкое и разнообразное развитие  дошкольников, их исследовательских и мыслительных умений, необходимых для самостоятельного учения в школе впоследствии? Какими методами воспользоваться, чтобы приобретённые навыки стали личностно значимыми для каждого воспитанника?

При организации экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ мы решали следующие задачи:

  • активизация познавательного интереса воспитанников к окружающей действительности и создание комфортной среды во время непосредственно-образовательной деятельности;
  • развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в предложенной ситуации;
  • развитие умения самоорганизовываться для оптимального выполнения воспитательно-образовательных заданий;
  • создание мотивационной основы поисковой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, способствующей повышению уровня познавательной активности.

Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в периоде непосредственно-образовательной деятельности. Психолого-педагогическим основание данного метода является моделирование естественного процесса познания ребёнком окружающего мира.

Уровень, форму, время исследования педагог определяет в зависимости от возраста воспитанников и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап – средняя группа.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: коллективный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение — рассматривание, коллективное моделирование, игры — занятия, а также работа с родителями дома — совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – старшая группа.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: наблюдения по плану, рассказы детей и педагога из собственного опыта, мини-исследования, ролевые игры, эксперименты; а также работа с родителями дома — экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем.

Третий этап – подготовительная к школе группа.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности дошкольников: мини-исследования, занятия-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, эксперимент, выставки и другие.

Приблизительные варианты для исследовательской работы

Младший дошкольный возраст

  1. Материалы: песок, глина, бумага, ткань, дерево, резина, пластмасса.
  2. Вещества: мука, краски.
  3. Природные явления: три агрегатных состояния воды.
  4. Физические явления: звук, тень.
  5. Растения и животные: условия, необходимые для их роста и развития.
  6. Человек и его помощники: нос, глаза, рот.

Опыт №1 «Летающие семена. Как ветер расселяет деревья

по новым местам?»

Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клёна. Чем с большей высоты опускается семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Семена клена можно подкрутить, тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее. Затем взять семена клена, сосны и отпустить их. При наблюдении за полетом семян легко представить, как с помощью ветра расселяются семена деревьев по новым местам.

Опыт №2. Твердые тела расширяются при нагревании

и сжимаются при охлаждении».

В гладкую деревянную дощечку вбейте две булавки (или два гвоздика) так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету щипцами и нагрейте на  огне. Теперь монета между булавками не проходит. От нагревания она расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмётся и снова легко будет проходить между булавками.

Не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

Опыт №3 «Почему солнце можно видеть до того

 как оно появится на горизонте?»

Материалы: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Наполнить банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закрыть крышкой. Положить банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходить до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.

Старший дошкольный возраст

  1. Материалы: ткань, бумага, стекло, металл, керамика, поролон.
  2. Вещества: сахар, соль.
  3. Природные явления: явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, агрегатные состояния воды, воздух.
  4. Физические явления: магнетизм, статическое электричество, вес, движение.
  5. Растения и животные, среда их обитания.
  6. Человек и природа: место человека в природе.

Опыт №1 «Какая бывает вода?»

Задачи: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Материалы: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронка, соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1,3 минуты); алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», небольшие ведерки.

Описание: В гости к ребятам пришла Капелька принесла кроссворд. Капелька предлагает детям его разгадать, чтобы по ответу узнать, о чем она сегодня расскажет.

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слова «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» на также не третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».

Дети читают слово «вода». Капелька предлагает детям налить в стаканчик воду, рассмотреть ее. Какая вода? Детям предлагаются подсказки – схемы (нос, глаз, рука, язык). Вода прозрачная, не имеет запаха.

Имеет ли вода вес? Как это проверить? Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой. Вода имеет вес. Имеет ли вода форму? Дети берут разные сосуды и наливают в них воду. Какой формы вода? Вода принимает форму того сосуда в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Дети зарисовывают сосуды с водой.

В каком сосуде больше всего воды? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды? Дети по очереди выливают из каждого сосуда воду в ведро. Так они убеждаются, что в каждом сосуде одинаковое количество воды.

Как можно убедиться, что вода прозрачная? Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода прозрачная, предметы хорошо видны, но вода немного искажает предметы.

Капелька предлагает детям узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Выставляются картинки – подсказки. Дети самостоятельно рассматривают задание и выполняют его.

  1. Поставить рядом два стакана – один с водой, другой пустой.
  2. Опустить соломинку в воду.
  3. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.
  4. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.

Дети проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой. Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? По этому принципу работает пипетка.

Игра «кто больше перенесет воды за 1(3) минуты пипеткой и соломинкой». Результаты фиксируются в рабочем листе.

Опыт №2 «Вода – растворитель. Очищение воды».

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить правила безопасного поведения при работе с различными веществами.

Материалы: сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая, воронка.

Описание: в гости к детям приходит Капелька и приносит много различных веществ. Она просит помочь разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними. перед тем как начать определять что это за вещества дети повторяют правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

  • Что измениться, если исследуемые вещества в воде? Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Воспитатель записывает предположения детей до смешивания воды с веществами. Что произошло с водой после смешивания? Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода мутнеет. После того как воды немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным. Пакетик чая и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капель.
  • Дети фиксируют результаты опытов в таблицу на рабочем столе.
  • Можно ли воду очистить от разных веществ? как это можно сделать? Можно её отфильтровать. Из чего можно сделать фильтр? Можно сделать фильтр из марли, но самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку.

Воспитатель показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду. Что произошло после фильтрования воды с разными веществами? Масло удалось отфильтровать быстро, потому, что она не растворилась в воде. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, чай

Опыт №3 «Спичечные бега»

Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из – за взаимного притяжения молекул образуется невидимая плёнка.

Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.

Повторите опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.

Опыт №4 «Как выйти сухим из воды?»

Сомните бумагу и положите её на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь выньте стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому, что он наполнен воздухом.

Для  активизации познавательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья мы используем загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логических задания и задания на развитие творческих способностей; игровые моменты, связанные с введением в ход непосредственно-образовательной деятельности сказочных героев, ролевые игры, дающие возможность провести квазиисследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. При систематическом применении проблемно-исследовательского метода в периоде непосредственно-образовательной деятельности ребенок с ОВЗ перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения проблемных ситуаций.
  2. Периоды непосредственно-образовательной деятельности носят развивающий характер, лежащий в области ближайшего развития ребенка.
  3. Создается наиболее оптимальная информационно-развивающая среда, в которой каждый ребенок может достигнуть необходимых результатов индивидуального развития, следуя по своей индивидуальной траектории.
  4. Обеспечивается социальная оценка результатов творчества воспитанников посредством участия в выставках, конкурсах, фестивалях, викторинах.

Список литературы.

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. Изд. Дом Федорова, 2006.
  2. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995
  3. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. №6.
  4. Развитие исследовательских умений младшего школьников \под редакцией Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение,2011
  5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся//Начальная школа, -2006-№2,с. 45
  6. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве//Начальная школа-2007-№2, с.17
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.[schema type=»book» name=»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ» author=»Герасимова Елена Леонидовна, Загороднева Ирина Павловна, Ненашева Елена Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found